На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"Быть евреем сегодня - что это значит?"

У каждого еврея есть нечто от Моисея.
р.Шнеур-Залман из Ляды.

Мне повезло. Я родился евреем - и, как и полагается, благословляю за это Всевышнего. Более того, я родился евреем в галуте, классическом, самом что ни на есть галутном галуте - и поэтому я ощущаю свою принадлежность к народу Израиля каждой жилкой своего тела и каждой минутой своего существования.

Мне повезло вдвойне. В отличие от Мадлен Олбрайт, я знал о своем еврействе едва ли не с того времени, когда научился говорить. А заговорил я на том особом русском языке, который гораздо ближе к идиш, чем к русскому - именно такой была речь моего деда.

Аз есмь еврей. Это само собой разумелось, как восход солнца по утрам и маца на Песах, - до тех пор, пока я не пошел в школу. Там, познавая великий и могучий язык Пушкина и Толстого, я изучил и ту его великую и могучую часть, которая относится к моему происхождению, - с полным набором соответствующих эпитетов (особенно могучих). Там я услышал незабываемое: "Что ты с ним разговариваешь? Он же еврей." Тогда я увидел, что евреем быть плохо, что это - некий врожденный порок, обрекающий меня на положение вне общества, на всеобщее презрение и вечное одиночество. Порок, который не зависит от меня и от которого нельзя избавиться. Но, поскольку изменить ситуацию невозможно, мне пришлось с ней смириться. Некоторых же подобное открытие привело к шизофрении, других - к ассимиляции, а для иных оно стало причиной ненависти к собственному народу. То есть - к себе.

Заканчивая школу, я начал интересоваться еврейством: " И этот наш человек!" И затем: "Как нас много!" Подлинная национальная самоидентификация возникла только с этим "мы" - не замятинским, а истинно экзистенциальным: что такое это еврейское "анахну" и кто я как его часть? Я стал ходить в синагогу (по большим праздникам), участвовать в работе еврейских общественных организаций, стал изучать иврит, еврейскую историю, литературу, религию... Я увидел, что еврей - это звучит гордо. И порою мне думается, что родись я сыном другого народа, я непременно взял бы гиюр.

Конечно, еврейская культура поначалу была для меня экзотикой. И более всего изумляло и завораживало меня то, что эта экзотика - мне родное и близкое; что это потрясающее, древнее и поистине царское наследие - мое; что потомство Авраама - это я. Это ли не избранность?

Закончив университет, я понял, что еврейство (во всяком случае, мое еврейство) - это таки да изгойство. Из-гойство. В том высшем смысле, о котором писала Цветаева: гетто избранничеств. Которое и есть подлинная свобода. И, двигаясь из гойства к абсолюту Торы, я все больше осознаю себя инородцем - человеком иного рода, отличным от всех остальных. То есть - евреем. То есть - самим собой.

И вот, в сознании своего неоспоримого и неистребимого еврейства, я встречаю заокеанского хасида в чулочках.

- Ид? - вопрошает меня хасид.
- Конечно, ид! - спешу обидеться я.
- А как твое имя?
- Сергей.
- Нет, значит не ид.

И что я могу ответить? Что я могу возразить этому так категорически отрицающему меня хасиду в таких смешных для меня чулочках - я, носящий чужое имя и говорящий на чужом языке? Я гляжу, как в зеркало, на лицо своего собеседника и с трудом представляю себя на его месте.

Что же это такое - сегодняшнее еврейское бытие? Это - один из лидеров еврейской общины города, яростно отвергающий еврейскую религию и объявляющий ортодоксальных раввинов... неевреями. Это -седобородый потомок Яакова, не признающий государство Израиль,

ибо в нем не отмечается годовщина Октябрьской революции. Это - тот же пламенный революционер, оформляющий документы на выезд в страну победившего сионизма. И тот же еврейский лидер, неизменно надевающий кипу при виде иностранных гостей.

Я знаю, почему я родился в галуте: чтобы отсюда, познав и впитав в себя мир во всех его ипостасях, подняться к самому себе, к своей вере и к своей земле. И там, на своей земле - земле Израиля -почувствовать себя русским.

"В России я "жид", в Германии - русский, в Англии - "Негг Rubinstein" - везде чужой" - так писал в своем дневнике Антон Рубинштейн. Так может написать еврей и сегодня. Дополнив лишь список стран.

И как знать, что больше выражает сегодня сущность еврейского бытия: а - Котель или Яд ва-Шем? "Узи" в руках ешиботника в вязаной кипе или грязные пеленки, летающие по кварталу харедим в день субботний? "Тум - балалайка" или "Атиква"?.. А может, запись в устаревшем паспорте, которой так стыдились, которой так гордились, с которой воевали изо всех сил ( эта пресловутая "пятая графа"!) и которую с таким же рвением отстаивают сейчас ( "Я всегда был евреем и хочу им остаться!")

Быть евреем и быть записанным евреем - эти два понятия для многих отождествились. И вот, запись в паспорте исчезает... Что остается от еврейства? Земля ускользает из-под ног "еврея, который всегда был евреем" - из-под моих ног. И в поисках опоры, более твердой, чем серпасто-молоткастая бумажка, я цепляюсь за корни утраченных традиций своего народа. И обнаруживаю, что эти корни суть не что иное, как вера моих предков. И тогда я приближаюсь к тшуве.

Возвращение... Но куда? К хасидам (карлин-столинским, любавичским, белзским, сатмарским...?) или нехасидам, к ортодоксам или реформистам, к "Бней-Акива" или Бета-Исраэль? Где настоящий иудаизм: в штраймл хасидского цадика или в зонтике фалашского кейса?

Я - еврей, живущий на Украине и говорящий по-русски. Я несу ответственность за всех евреев, и все евреи отвечают за меня. Я несу ответственность вместе со всеми евреями за весь мир. Я собираю во тьме вселенной искры Б-жественного света, и каждый миг моей жизни есть деяние, приближающее или отдаляющее приход Машиаха.

Быть евреем сегодня - это когда, глядя на звезды, я вспоминаю обетование, данное Аврааму. Я, пришелец - на земле и в вечности - с другого берега реки Евфрат.

Глейбман Сергей
Окончил: филологический факультет
Львовского Гос. университета
им. И.Франко, студент Львовской
йешивы и открытого университета
Израиля, тьютор открытого
университета по курсам
"Введение в устную Тору" и
"Катастрофа европейского еврейства",
преподаватель иврита, истории и традиции
в воскресной школе, корреспондент
Львовской еврейской газеты "Шофар".
Год рождения: 1974 Адрес: 290019, Украина,
Львов, ул. Лобачевского, 8, кв. 28а



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100