На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



НОВОЛЕТИЕ И СУББОТА

Арье Барац


Праздник прошлого и будущего

Как известно, день новолетия - "Рош-Ашана", который будет отмечаться в ближайшую субботу, - это не только начало нового года, но также и начало некоего праздничного цикла. Подобно тому, как к Песаху привязан Шавуот, к Рош-Ашана привязаны Йом Кипур, Суккот и завершающие его праздники Шмини Ацерет и Симхат Тора.

Виленский Гаон в этой связи писал: "Все, что происходит в месяце тишрей, - намек на то, что случится в будущем. Сначала - день Суда в Рош-Ашана, затем прощение грехов в Йом Кипур, а потом - радость - Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Так же и в будущем - сначала День Великого Суда, а затем "И окроплю Я вас чистой водой, и вы очиститесь (Иехезкель 36.25). "Ибо прощу тем, кого оставлю" (Иеремия 50:20). А потом в Суккот - семь балдахинов, как известно и как написано (Иешайя 4.6) "И сука будет для тени днем". А после этого Шмини ацерет, когда сгинут отрицающие Истинного Бога и Израиль будет радоваться один - "праздничное собрание будет у вас", и будут есть три субботние трапезы - трапезу "животных с гор Алеф", трапезу Ливиатана и "вино, хранимое с шести дней творения".

Итак, новолетие настраивает человека на будущее, - как на будущее в ближайший годовой период, так и на Будущее, что называется, с большой буквы.

Но будущее невозможно без прошлого, и ничто так не напоминает нам об этом, как опять то же новолетие, ведь Новый год зовется именно Днем Памяти. Новолетие - это в первую очередь воспоминание об истоке бытия, воспоминание о сотворении мира и о суде над миром.

При этом стоит отметить, что первое тишрея, от которого еврейская хронология отсчитывает дни и годы, не был первым днем творения, но седьмым днем. Словосочетание "такой-то год от сотворения мира" не означает ни "от большого взрыва", ни от первого дня творения, в который Всевышний создал свет, отделил его от тьмы, и назвал свет днем, тьму назвал ночью.

Словосочетание "от сотворения мира" означает - от того момента, когда Всевышний закончил "работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую сделал" (Берешит 2.1-2).

Еврейская хронология ведет отсчет от первого тишрея первого года, который "пришелся на субботу". Время начала мира было субботним временем. И поскольку в наступающем 5763 году день первого тишрея, как и тогда, в год сотворения мира, совпал с субботой, то хотелось бы сосредоточиться именно на этой особенности еврейского новолетия.


Два способа воспоминания

Итак, отсчет "от сотворения мира" означает отсчет от седьмого дня творения, в отношении которого далее в Торе говорится: "И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая" (2.3)

Этот первый "отделенный" день сотворенного мира отмечается двумя способами. Одним способом мы отмечаем его раз в год, первого тишрея, а вторым - раз в неделю - в Субботу. Таким образом, в этом году, что, впрочем, бывает не так уж редко, мы отмечаем его двумя способами одновременно.

Если празднование Первого тишрея - это празднование годовщины сотворения мира, то празднование Субботы - это празднование "недельщины" того же события. Двумя разными способами, концентрируясь на двух разных аспектах, в Рош-Ашана и в обычную Субботу мы, в сущности, празднуем по одному и тому же поводу, отмечаем одну и ту же "дату".

В ходе еженедельного празднования каждый еврей произносит во время кидуша следующие слова: "И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая" (2.1-3)

Этими словами еврей отделяет, освящает субботу. Эти слова превращают еврея в сотрудника и соавтора Всевышнего, как сказано об этом в Гемаре: "Когда молящийся в начале субботы произносит "и были закончены небеса и земля…", то он как бы делается партнером Творца в создании вселенной" (Шаббат 119б)

Соблюдающие субботу евреи как бы соучаствуют в сотворении мира. Они посвящаются Всевышнему, как посвящена Ему сама суббота, относительно которой сказано: "и благословил Бог день седьмой, и освятил его".

Всевышний отделил, освятил, если угодно, избрал 24 из каждых 168 часов, составляющих седмицу, и подобным же образом впоследствии Он освятил и избрал народ Израиля и землю Израиля.

И это избранное время Он поручил хранить своему избранному народу "в память о сотворении мира", как сказано: "И пусть хранят субботу сыны Израиля, сделав ее днем отдыха для всех поколений своих, - таков вечный завет. Она - данный Мною сынам Израиля вечный знак того, что шесть дней созидал Господь небо и землю, а в седьмой день не совершал никаких деяний и пребывал в покое" (Шмот 31.16-17). Эти слова Торы включены во второй (утренний) кидуш. А в утренней субботней молитве, предшествующей этому кидушу, произносятся такие слова: "И не даровал Ты ее, Господь Бог наш, племенам земли, и не передал ты ее, Владыка наш, в наследие идолопоклонникам; и не обретут в этот день покоя необрезанные - ибо Израилю, народу своему, даровал Ты ее с любовью, потомкам Иакова, избранникам Твоим"

Евреи, Эрец Исраэль и Суббота неразрывно связаны между собой как некие посвященные Всевышнему реальности, как нечто, отделенное для Него в трех сферах - в культуре, в пространстве и во времени.

Однако если суббота принадлежит только евреям, то Рош-Ашана - это новый год именно всех людей.

Общечеловеческий новый год

Праздник Рош-Ашана принято именовать "еврейским новым годом", но в определенном смысле - это недоразумение. Пожалуй, ни в каких других празднествах иудаизм в такой мере не ориентируется на все человечество, как в праздниках новогоднего цикла, и прежде всего самого нового года.

Разумеется, праздник Рош-Ашана, как и другие праздники, дарован именно евреям, и евреи могут и должны эту дату отличительно от других народов отмечать, произнося соответствующее благословение: "Благословен Ты, Господь, Царь над всей землей, освящающий Израиль и день Памяти".

Но это не значит, что другие обитатели "всей земли" эту дату (в отличие от субботы) отмечать не в праве. В новый год Всевышний судит именно всю землю. В этот день евреи предстоят перед Всевышним не только как его священники, но и как просто люди среди прочих людей.

В этот день евреи молятся: "Внуши страх перед Тобою, Господь Бог наш, всем созданиям Твоим и трепет перед Тобой - всем Тобою сотворенным. И убоятся Тебя все создания". Не случайно в Йом-Кипур, т.е. в день, в который вынесенное в Рош-Ашана судебное решение после всех возможных смягчений скрепляется печатью, в синагогах читают книгу пророка Ионы, в которой описывается история покаяния неевреев.

Итак, новый "еврейский год" - это новый год всего мира, в котором евреи предстоят перед Создателем наравне со всеми, а не так как в субботу, когда они предстоят как единственные и исключительные.

Суббота связана с четырехбуквенным именем Всевышнего, отражающим его милующее начало, а новолетие - Рош-Ашана связано с именем Элоким, отражающим Его как судью.

Но, иногда эти имена чудесным образом отождествляются, иногда эти имена накладываются друг на друга, как мы семикратно повторяем в заключительной молитве Йом-Кипура "Неила": "Господь есть Бог" (этот девиз отражен также в имени пророка Элияху).

Так же происходит и в этот раз, в этот наступающий 5763 год, который совпадает с субботой. В этот день мы вспоминаем о сотворении мира двумя способами: еврейским и общечеловеческим (пусть и в еврейской форме преподанном).

Нам остается лишь надеяться, что подобное совпадение времен и сроков является "временем благоприятным", является добрым знаком ("симан тов"), и что наступающий год принесет благо Израилю и всему миру.

И еще одно небольшое замечание по поводу субботы и первого тишрея. Если вы заглянете в электронный еврейский календарь, то обнаружите, что первое тишрея первого года приходится не на субботу, а на понедельник. Пугаться не надо. Дело в том, что определять начало месяцев по специальному календарю евреи начали менее двух тысяч лет назад, а в те времена, пока был Храм, начало месяца определялось визуально, таким образом на протяжении веков между визуальным и алгоритмическим способом вычисления могли накопиться разночтения.

http://www.abaratz.com/praz.htm#q15




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100