Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Библейская история: реальность или вымысел Круглый стол в ИКЦ

Новый проект Центра "Холокост"

Бесплатное лечение детей с врожденными физическими дефектами

Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Еврейский мир / Регионы России / Красноярск / История

Новости
Статьи
Общины
Проекты

Община | Новости | История | Персоналии | Архив | Пресса

КРАСНОЯРСК :: история

Центром еврейской жизни в России являлась европейская часть страны, а точнее, та ее территория, через которую проходила так называемая черта оседлости. Но евреи жили и в Сибири, где появились не по доброй воле. Первые упоминания об этом встречаются в деле Сибирского приказа за 1635 г. Речь идет о возвращении из Сибири сосланных "в службу" и на пашню военнопленные, в списках которых значатся и "литовские и немецкие люди и жиды". В документах Московского архива Министерства юстиции сохранилось дело московских евреев, сосланных в Сибирь в 1658-1659 гг.

Известно, что ссылка в Сибирь сделалась постоянной с 1754 г., хотя правительство применяло ее как карательную меру гораздо раньше. В "Обзоре Забайкальской области за 1881 г." имеются данные об образовании рудников: в 1704 г. - Нерчинского, в 1739 г. - Зерентуевского, в 1782 г. - Ачинского. На них в незначительном количестве ссылались и евреи.

Впервые о черте оседлости упоминается в именном указе от 23 декабря 1791 г. Евреям было разрешено жить в 15 губерниях. И после установления в 1794 г. "черты еврейской оседлости", из которой Сибирь была исключена, евреи в течение многих лет попадали за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных. Они концентрировались преимущественно в восточных районах Сибирско-Иркутской губернии, Якутской и Забайкальской областях. В начале XIX в. ссыльные евреи появились в Западной (Томск, Омск, Канск) и Восточной Сибири (Канск, Нижнеудинск, Красноярск и др).

Документально историю появления первых евреев в Красноярске можно попытаться проследить по материалам Государственного архива Красноярского края, самый ранний из которых датируется 1825 годом.

В Красноярске евреям отвели для поселения подножье Афонтовой горы за пределами городской постройки. Еврейской население образовалось в основном из ссыльных, их детей (привезенных и появившихся позднее) и добровольно приехавших родственников, из родившихся в Сибири детей евреев, уволенных из кантонистов. Обитатели Еврейской слободки (Николаевка) занимались мелочной торговлей, ремеслами.

Еврейская община в Красноярске сегодня

С.С. Кузнецкий

В еврейскую общину входит краевая еврейская национально-культурная автономия "Гаскала" (Просвещение), являющаяся региональным отделением еврейской национально-культурной автономии России и Красноярская еврейская религиозная община, входящая в Федерацию еврейских общин в России.
До 1917 г. в г. Красноярске была прекрасная двухэтажная синагога с более чем тридцатью свитками Торы. Были еще два культовых здания поменьше. В 1918 г. здание синагоги было разгромлено. После Октябрьской Революции молитвенные дома были ликвидированы и все их оборудование было уничтожено, а свитки Торы лишь частично переданы в Краевой музей. Здания были снесены и на их месте построены многоэтажные жилые дома. За семьдесят с лишним лет еврейское население почти полностью ассимилировалось, особенно молодое поколение. Однако, в душах стариков-энтузиастов все эти годы сохранялась тяга к соблюдению основных еврейских традиций и обрядов. В основном, это были евреи, попавшие в Сибирь в результате известной акции 14 июня 1941 года, прошедшей от Прибалтики до Бесарабии. Они получили еврейское образование в Хедере, знали идиш, иврит, еврейские традиции и обряды. Заметим, что проведение этой акции спасло их от Холокоста. Эти люди и были движущей силой при организации еврейской жизни в Красноярске, когда возникла такая возможность. Одним из таких людей был Владимир Соломонович Лурье, попавший в Красноярский край из Латвии и многое сделавший для еврейской общины города.
Принято считать, что еврейскому движению в начале перестройки положил начало I съезд ВААДа СССР в Москве в декабре 1989 года. Однако, Красноярское общество еврейской культуры "Гаскала" было создано еще раньше, в мае 1989 г. (решение исполкома Красноярского горсовета от 25.05.89 за №210 о регистрации общества "Гаскала" и его Устава), поэтому можно считать, что оно было одним из первых в Союзе. Председателем общества был избран В.С. Лурье.
Будучи религиозным человеком, В.С. Лурье не оставлял мысли о возрождении в г. Красноярске религиозной жизни. В октябре 1989 г. исполком Центрального райсовета г. Красноярска было подано заявление о регистрации религиозного общества. Положительное решение было получено, этому помогло вышедшее 2.02.90г. постановление СМ СССР о поддержке религиозных культов. Официальная церемония создания Красноярского еврейского религиозного объединения (КЕРО) произошла 18 февраля 1990г. Проводил собрание уполномоченный по делам религии по Красноярскому краю Адайкин А.В., который и в дальнейшем очень помог общине в получении помещения под синагогу, передачи свитков торы из краевого музея и пр. Он объявил о регистрации КЕРО в Центральном районе г. Красноярске с правом оборудования своего молитвенного дома-синагоги. Председателем правления общества был избран Владимир Соломонович Лурье, духовным лицом в должности раввина утвержден коэн Рафаил Лазаревич Зарецкий.
В последующие три года, вплоть до своей смерти в 1993 году, В.С. Лурье удалось сделать очень многое. Он добился выделения здания под синагогу (ул. Сурикова 65), много сил было положено для приведения его в порядок путем мобилизации средств местных евреев и нахождения организаций - спонсоров; были получены свитки Торы из Краевого музея; была установлена связь с Всесоюзным еврейским обществом (ВСЕРО); В.С. Лурье участвовал в его съездах и семинарах, стал членом его Совета и представителем ВСЕРО по Сибири и Дальнему Востоку; наладил регулярное получение религиозной и другой еврейской литературы; он установил связь с еврейской общественностью Израиля и США (например, Джойнт); посетил Израиль. Много сил он отдал наведению порядка на еврейском кладбище Красноярска; при его участии образовался костяк еврейской библиотеки; он наладил снабжение евреев Красноярска мацой из Израиля, организовал проведение вечеров по поводу проведения еврейских праздников и осуществил много других добрых дел. При этом необходимо отметить неизменную поддержку городских властей.
Вместо умершего В.С. Лурье в июле 1993 г. председателем религиозной общины был избран М. Файтельберг. В августе 1995 года председателем религиозной общины стал Я.В. Бриль. Ему удалось активизировать религиозную жизнь общины путем привлечения приезжих раввинов.
В синагоге начали проводиться утренние службы (Шахарит), а в субботу и послеполуденные (Минха). Регулярно проводились общегородские мероприятия во время еврейских праздников.
В 1998 г. с привлечением спонсорских средств была осуществлена капитальная реставрация Красноярской синагоги, после чего она стала одной из лучших синагог Сибири и Дальнего Востока. Деятельное участие в реставрации синагоги принимали С.Горелик, Я.Бриль, Н.Рашковский. Это мероприятие было бы невозможным без спонсоров А.Быкова - "Фонд Вера и Надежда", Б.Абрамовича - "Красэйр" и других.  Во дворе синагоги в 1998 году по идее С.Горелика был сооружен и торжественно открыт памятный камень в честь евреев, погибших во время Холокоста.
В настоящее время известным красноярским архитектором Э.М. Пановым разработан проект трехэтажного здания в качестве пристройки к существующей синагоге, которую назвали Еврейским центром, в котором будет зал собраний - религиозных и светских, библиотека, компьютерные классы и классы для других занятий, трапезная, кабинет для медицинских консультаций, миква и другие помещения для организации религиозной и культурной жизни красноярских евреев. Начата реализация этого проекта.

Образование и деятельность Красноярской краевой еврейской национально-культурной автономии "Гаскала".

 После избрания В. Лурье председателем еврейского религиозного общества в феврале 1990 г. председателем общества еврейской культуры "Гаскала" становится О. Фирер. Действие общества было сосредоточено вокруг еврейской библиотеки (Л.Маркович и Р.Рубинштейн) и заключалось в изучении иврита собирающимся уезжать в Израиль, проведением праздников, прослушиванием еврейской музыки и т.д. Деятельность общества в этот период нельзя назвать активной в связи с тем, что оно не имело своего помещения, и в виду отъезда в Израиль ряда его активных членов. Уехал в Израиль и председатель общества О. Фирер.
В сентябре 1991 г. председателем общества был избран И. Кауфман. Общество "Гаскала" было принято в ВААД и в Красноярске организован региональный центр по Сибири и Дальнему Востоку. Действие общества протекало в том же ключе: проведение праздников, собрания в библиотеке, собрания в зимнее время по воскресеньям в Культурно-историческом центре, изучение иврита, благотворительность в небольшом объеме.
В связи с отъездом И. Кауфмана в Израиль в январе1997 г. председателем  был избран В. Рудницкий. В этот период начался рост благотворительной деятельности благодаря поддержке Джойнта. Количество подопечных утроилось. Большая заслуга в  этом принадлежала  руководителю благотворительного сектора Е.Рашковской и Р.Рубинштейн.
На собрании общества "Гаскала" 5.06.1998 председателем был выбран Н. Рашковский, а в августе 1998 года общество еврейской культуры "Гаскала" было преобразовано в Красноярскую краевую еврейскую национально-культурную автономию "Гаскала". При поддержке Джойнта резко увеличилось число благотворительных проектов и благополучателей. Встал вопрос о помещении. К сожалению, ни городская, ни краевая администрации не смогли предоставить автономии в аренду приспособленное помещение, и после 4 месяцев размещения всех служб автономии в комнате площадью 30 кв.м. в июне 1999 года было арендовано большое помещение в центре города, где стало возможным разместить все службы автономии.
Самое большое внимание уделяется благотворительным программам, которые в настоящее время ведутся в рамках "Хэсэда Эстер", который был организован в октябре 1999 года. Продуктовыми наборами обеспечиваются до 500 семей; действует благотворительная столовая; для людей, которые не могут ее посещать, развозятся горячие обеды на дом. Организован патронаж для лиц одиноких и больных, имеется прокат медоборудования, проводятся медицинские консультации по широкому спектру медицинских специальностей, ведется отпуск медикаментов; организуется помощь зимней одеждой и помощь при экстремальных ситуациях.
Все члены общины участвуют в проведении праздников (Песах, Пурим, Ханука и др.).
Широко развита клубная работа. Регулярно один раз в неделю собирается клуб "Золотая осень", где собираются люди преклонного возраста. Для них организуются лекции, как силами членов общины, так и приглашаются лекторы из города. Тематика лекций самая широкая: еврейская история и традиции, научно-популярные лекции, лекции психолога, писателей, живущих в городе и т.п. После лекций организуется чаепитие.
Община имеет очень хорошую библиотеку, при которой действует клуб любителей еврейской книги. Имеются клубы узников гетто, медико-психологической поддержки, семейный клуб, идиш-клуб, интернет-клуб. Действует спортивно-оздоровительный клуб (плавательный бассейн, пинг-понг, гимнастический зал, выезды на природу и т.д.). По пятницам собирается клуб истории и традиций еврейского народа, где обсуждается недельная глава Торы, события еврейской истории и традиции, проводится встреча субботы.
При общине действуют танцевальная и вокальная студии, большое участие в которых принимает созданный два года назад студенческий клуб "Гилель". В недрах студенческого клуба также ведется большая работа (изучение иврита и английского, Интернет-клуб и др.).
С 1999 года издается газета Красноярской Краевой Еврейской Национально-культурной автономии под названием "Гаскала" ("Просвещение"). Учредитель газеты - Наум Рашковский, редактор - Михаил Кисилевский. Издается также газета студенческого клуба "Гилель" - "Хаверим" ("Друзья").
При Красноярской Краевой Еврейской Национально-культурной автономии создан "Музей истории еврейской общины Красноярского края". Директором музея является опытный музейный работник Н.А.Орехова, которая уже развернула энергичную работу, организовав выставку о жизни и деятельности первого председателя общества "Гаскала" и религиозного общества Красноярска В.С.Лурье.
Большое положительное влияние на деятельность еврейской общины Красноярска оказывает созданный в 1998 году Благотворительным фондом "Джойнт" Институт социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока. Директором Института является профессор Я.М.Кофман. Институт проводит порядка двадцати семинаров в год на самые животрепещущие темы жизни еврейской общины, и многие члены красноярской общины являются непременными слушателями этих семинаров.
Удачным для красноярской общины является то обстоятельство, что в Красноярске располагается региональный офис "Джойнта" для Сибири и Дальнего Востока.

Благотворительные программы
(Директор – Анна Леонидовна Воловик)

Помогать всем, кто нуждается в помощи – такова многовековая жизненная позиция еврейского народа. И каждый член нашей автономии это прекрасно ощущает: и тот, кто получает помощь, и тот, кто ее дает. А помогают здесь многим, снимая таким образом социальное напряжение в наше нелегкое время. Особенно чувствуют это пенсионеры, одинокие,  больные, малоимущие  люди. Одни, те, кто не может сам себе приготовить обед, получают его теплым, только что приготовленным прямо у себя дома, другим привозят домой продукты, третьи получают ежемесячные продуктовые наборы. А таких немало – 560 человек, причем не только в Красноярске, но более 100 человек обслуживается в городах и районах края: Ачинске, Канске, Абакане, Назарово, Лесосибирске, Железногорске, Дивногорске, Сосновоборске. Приедет машина каждый месяц и в Уяр, и в деревню Большие Прилуки Рыбинского района, несмотря на то, что там в помощи нуждается всего 1 человек. И не только продукты везет туда Григорий Михайлович Хайсерверин, руководитель программы «Периферия», но и газеты еврейские, и журналы привезет, и лекарства, какие нужно.
Если кому-то нужна медицинская помощь – на выручку придет Виноградова Лариса Владимировна. А у нее десятки помощников врачей-волонтеров, которые никогда не откажут и в консультации, а если нужно, то и в стационарном лечении. До 60 человек обслуживает программа «Патронаж» (руководитель Фаина Писарева), цель которой – улучшение качества жизни одиноких, больных, нетрудоспособных людей, за которыми некому ухаживать. Есть у нас отдел проката реабилитационного оборудования, и каждому, кто в этом нуждается, привезет его бесплатно Лена Шапиро.
Каждый месяц в квартирах хозяек «Теплых домов» Э.А. Горюновой, И.А. Эйдлиной и Ц.А. Дегтяревой собираются пожилые люди. Цель этого клуба – объединить людей, нуждающихся в общении, помочь им найти друзей. А в уютном зале Еврейского дома  еженедельно собираются участники клуба «Золотая осень», которым руководит Элеонора Набокова. Лекции, беседы, встречи с интересными людьми, просмотр кинофильмов, которые даже можно заказать – это каждый раз замечательно организованный праздник. В Клубе волонтеров, а их у нас более 50 человек, проводятся и занятия, и общие дни рождения, мероприятия для отдыха, которые готовит для них Э.В.Набокова. Собираются в общинном центре и ветераны войны, и бывшие узники гетто. Обо всем этом каждый месяц рассказывает газета «Гаскала» - благотворительное издание. Все это стало возможным при благотворительной помощи «Джойнта». Но не только о хлебе насущном заботятся в автономии.   Для развития культуры, изучения истории своего народа, воспитания подрастающего поколения здесь созданы

Общинные программы
(директор – Луиза  Константинова)

- Библиотека общины располагает богатым собранием книг (более 3670 томов). Читатели все члены общины. Библиотека открыта для всех интересующихся еврейской литературой. Зав. библиотекой К.Г. Фрадкина
- Музей общины считается лучшим за Уралом. Единственный музей в Сибири и Дальнем востоке, рассказывающей об истории евреев в Сибири, об образовании еврейской диаспоры с середины 17 века и до наших дней. Музей постоянно пополняется новыми фактами. Директор музея Н.А.Орехова
- Вокальная студия «Шалом» работает с 1999 года. Руководитель – Чернобельская Л.Г., концертмейстер Лариса Дудникова – преподаватели училища искусств. Ансамбль является победителем международных национальных конкурсов в г. Улан-Удэ, Иркутске. Педагоги работают с детьми разного возраста. В репертуаре – еврейские песни на идиш, иврите, русском языках.
- Танцевальная студия «Шемеш» состоит из студентов, входящих в молодежную организацию «Гилель»
- Мазл Тов программа для малоимущих молодых семей. В программе участвуют 32 семьи. Помощь в медицинских, продовольственных наборах, консультации врачей.
- Газета «Гаскала» -ежемесячное издание, тираж – 600 экземпляров Распространяется не только в г. Красноярске,  но и в 10 районах края, рассылается в города России, где есть еврейские центры, и в Израиль, Редактор – Евгения Виленская.
- Выставка на колесах – передвижная выставка еврейских художников. С успехом экспонировались работы Олега и Ильи Фиреров, Владислава Цапа, семьи Еселевич, Олега Пестрякова,  Анатолия Симкина. Была организована выставка, посвященная Израилю.
- ЭФЕК – Ежегодный фестиваль еврейской книги. При поддержке «Джойнта» выпущены два сборника стихов: Ильи Ароновича Фирера и  – коллективный сборник стихов еврейских поэтов – членов автономии. 
- Семейный лагерь – ежегодный загородный дом. В программе участвуют 23-24 семей.
- Семейный клуб – для привлечения в общину людей среднего возраста 35-40 лет. Руководитель Марина Пущенко.
- Ночной Иерусалим – для одиноких людей. Здесь находят друзей, а иногда и спутника жизни.
- Клуб истории и традиции – еженедельный  Руководитель – С.С.Кузнецкий.
- Клуб интеллектуалов – еженедельный. Здесь можно услышать лекцию знаменитого профессора, познакомиться с интересными людьми.
- Литературный клуб – еженедельные лекции, беседы об искусстве.
- Клейзмерский ансамбль состоит из профессионалов с консерваторским образованием, выступают на всех праздниках еврейской общины, общественных городских мероприятиях, пропагандируя еврейскую культуру.
- Студенческий клуб «Гилель» - образовательные программы: Лерхауз, периферия, Авдала, семинары, поход к пожилым и одиноким членам общины, и развлекательные.
- Детский оздоровительный центр работает с апреля 2004 года. Организован для группы «Дети Риска» и мало обеспеченных семей. В центре работают педагоги, врачи, психолог, мадрихи (студенты «Гилеля», помогающие детям в подготовке школьных уроков, а также занимающиеся с детьми изучением истории и традиций еврейского народа, музыкой, танцами, освоением компьютера).
- Воскресная школа – для детей. Дети изучают иврит, историю и традиции еврейского народа, занимаются рисованием, лепкой с педагогами.
- Компьютерный класс – занятия проводятся для всех желающих независимо от возраста.
- Изучения иврита. Занятия проводит Перах Дамари

          ***

Островок обетованный

 Судьбы жителей деревни Бондарево (бывшее Иудино), что под Абаканом, не интересуют правительство государства Израиль, совет раввинов и руководство еврейских организаций стран бывшего СНГ. А жаль.
 Здесь по законам иудаизма живет сто семей, которых никто кроме них самих не считает евреями. Потомки сосланных во времена Екатерины второй с Волги на Енисей за то, что приняли иудаизм, они бережно хранят веру, живут единой общиной.
 В темные времена Екатерины они хотели назвать свою деревню Новым Иерусалимом. Власти сочли это дерзостью, и велели называться Иудино. В 1952 году старое название вновь заменили – теперь на Бондарево. Видимо, в надежде, что вместе со старым названием уйдут в прошлое и традиции. Но этого вновь не произошло.
 Три сотни домов в сибирской деревне охраняют мезузы. Здесь на Песах пекут мацу, здесь царит удивительная чистота в избах, и бережно хранятся молитвенники, сидуры и древние Торы.
 Вплоть до 1952 года здесь были свои мойл и шохед. Здесь не просто соблюдают традиции иудаизма, но живут ими. Оказывается, для того, чтобы тебя признали иудеем этого мало. Ведь по Галахе все эти люди не имеют к еврейству никакого отношения.
 Сары, Давиды, Моисеи и Мойшалы из села Иудино всегда играли значимую роль в жизни региона. Детей здесь воспитывают по еврейским законам, как и в наших семьях. И простые деревенские ребята из сибирской глубинки всегда легко поступали в высшие учебные заведения, прекрасно работали, занимали руководящие должности в регионе, поднимали его экономику и оказали значительное влияние на развитие Красноярского края.
 Сегодня многие из жителей деревни хотели бы участвовать в еврейской жизни региона, многие пожилые нуждаются в поддержке, многие хотели бы уехать в Землю обетованную. Но ни по закону о возвращении, ни по критериям , принятым еврейскими организациями за основу деятельности, евреи не признают в них своих единоверцев.
 Жители деревни Бондарево, как и три века назад, могут рассчитывать только на себя и свою религию. Им не привыкать…

5 поколений сибирских евреев

Много в России славных городов, но для меня, красноярки в пятом поколении, нет милее моего родного Красноярска.
(из сочинения Жанны Зайцевой, отмеченного как одно из лучших на конкурсе школьных работ).

 Перед самой гражданской войной из далекого белорусского города Борисова шла в Сибирь большая бедная еврейская семья стекольщика Семена Каждана. У него и его жены Голды было 14 детей, 13 мальчиков и одна девочка – младшенькая Сара. Шли они долго, трудно, останавливаясь, чтобы заработать на кусок хлеба, но шли по своей воле – уходили от голода и нищеты. Старший сын, 25-летний Макс, спасаясь от мобилизации, уехал в Англию, а затем в Америку. В Сибири, в селе Ачинском Саянского района жила сестра Голды, Рая, у которой тоже была уже большая семья, много сыновей, и был у них и большой дом, и лошади, и коровы, и большое хозяйство. Сильных рабочих рук хватало и урожай вырастить, и за скотом присмотреть, и орехов на продажу набить. Приняли они семью сестры, обогрели, накормили. Гражданская война, Колчак, болезни не пощадили семью Семена, и из 14 детей остались в живых Макс, Абрам, и младшенькая – Сара. А как отгремела гражданская война, объявился здесь Давид Шнейвис, тоже родом из Борисова. Болел долго, и черной оспой, и тифом, но человек он был железной воли, крестьянской закалки и силы. Небольшого роста, с большими рабочими руками и большими стопами, казалось, специально созданными, чтобы крепко стоять на ногах. Полюбился он Саре, и появилась в Сибири новая еврейская семья.
 Вскоре перебрались они в Канск, а затем и в Красноярск, поселились в тесной завалюхе с земляным полом на Песочной улице (ныне ул. Урицкого). Был Давид слесарем – лудильщиком, работал на ПВРЗ, но в быту не было такого, что не смог бы он починить, и несли ему со всей округи примусы и утюги, кастрюли и самовары, лампочки и всякую домашнюю мелочь. Он никому не отказывал, чинил, лудил, паял. Был он очень замкнутым человеком, но все его и любили, и уважали. А уж Сара ни о чем понятия не имела, была за ним, как за каменной стеной.
 Отсюда, с высокого берега Енисея в 1942 году ушел Давид на фронт, на свою вторую войну. Воевал в районе Донбасса, в самом пекле, где земля адом казалась. Пять ранений, одно тяжелое – челюстно-лицевое. Пять операций перенес без наркоза. Какой уж там на фронте наркоз – дадут когда стакан водки, а когда и нет… Но выжил, вернулся, ведь дома ждали и Сара, и две дочки, Роня и Рива. Получила семья две большие комнаты в центре города. Давид продолжал работать, теперь уже кровельщиком. Вместе в одной артели с отцом знаменитого нашего врача Берзона крыли они крышу на здании нынешней краевой администрации. А детям своим говорил всегда: «Учитесь, дети, учитесь. Образование получите – не будете так тяжело работать!»
 Брату Сары Абраму, так же, как и сестре, долго учиться не довелось. 4 класса, по тем временам больше и не требовали. Но был он отличным парикмахером. А в самое трудное для страны время в составе сибирского ополчения ушел воевать. Сибирскую дивизию направили на Ленинградский фронт. Там он и погиб.
 За Максом следом в Англию поехала девушка из очень богатой семьи, жившей в Борисове. Очень любила она Макса, не остановили ее ни его бедность, ни чужбина. С ним и в Америку уехала. Макс стал штукатуром-маляром, она родила сыновей, но была одна беда – почти ослепла, и плохое зрение передала и детям. Макс всегда писал родителям, сестре, посылала фотографии. Письма были на идиш. Всегда старался он помочь семье. В страшный голодный 33-й год на купоны, полученные от Макса, в Торгсине можно было купить кое-какие продукты. Так и выжили. Часто из Америки в Сибирь приходили посылки. А во время войны посылки приходили почти каждый месяц. И что интересно – приходили всегда, и никого за них не преследовали. А ведь времена были тяжелые!
 Суждено было семье Шнейвисов породниться с еще одной еврейской семьей, также пустившей корни в Сибири. И в этой было 14 детей. И у этой семьи корни уходили в Борисов. Одни за другими еврейские семьи уходили за тысячи верст с насиженных родных мест от голода и погромов.
 Шел 1910 год. Царской армии были нужны солдаты. Кто-то должен был идти и из этой семьи. Тогда отец решил: у младшего, Изи, хоть и исполнилось ему уже 25 лет, семьи еще не было. Он был единственным холостым парнем в своей большой семье. Значит, быть ему солдатом. Служил Израиль Абрамович на Кавказе денщиком, а потом, на фронте – артиллеристом. Проявил и смелость, и мужество, испытал и горечь плена. А вернулся с Первой мировой войны кавалером трех Георгиевских крестов. (А четыре Креста – полный кавалер – было высшей солдатской наградой!). Вспоминал, как после возвращения из плена вручал ему эту награду сам царь. Кроме наград получил солдат и новую фамилию – Зайцев. Говорят, записывали их по фамилии ротного. Израиль Абрамович был очень религиозным евреем. Старался исполнять все законы Торы, всегда молился. И вспоминал, что в царской армии хорошо относились к евреям, уважали обычаи каждого народа. Так, например, никогда не поставят еврея в наряд в субботу, а русского – в воскресенье, никогда не дадут мусульманину или иудею свинину. И после возвращения он тоже имел льготы – свой кусочек земли, свой дом в Большой Мурте. А потом был Канск и жена – Рива Исаевна, (урожденная Карасик). Рива была очень общительным человеком. В Канске ее хорошо знали и любили. Канск был местом, куда стекались ссыльные со всей страны. Рива помогала многим, занималась большой благотворительной деятельностью. Десятки репрессированных, морально искалеченных, надломленных людей знали, что у бабы Ривы они найдут и кров, и пищу, и поддержку. Много лет спустя, даже уехав в родные края, вспоминали люди незаметный подвиг этой женщины, и награждали ее, как могли – дружбой, благодарностью, передаваемой детям и внукам. А вот Израиль Абрамович о своих наградах старался не говорить, прятал их за наличником. Как же, еврей, да еще с царскими наградами!
 И когда целый квартал пошел под снос, успели только вещи вывезти, а награды не спасли.
 Было у Зайцевых два сына, Абрам и Исай. Абрам, окончив в Выборге интендантское училище, служил на Дальневосточном флоте, а Исай после окончания Алма-Атинского юридического института был направлен в поселок Байкит следователем. Затем работа в Канской и Красноярской краевой прокуратуре.
 И вот встретились Исай Зайцев и Роня (Рахиль) Шнейвис. Живут в Красноярске, вырастили двух детей, уже и внучки подрастают. Не так давно в возрасте 93 лет ушла в мир иной их мама – Сара Шнейвис. До последних дней сохранила она ясность ума, активную жизненную позицию. Ее интересовала политика, жизнь страны, она читала газеты, была в курсе всех событий, а уж если выходила во двор, то митинг был обеспечен: и недовольство безработицей, и вина Сталина, и просчеты власти. Четко знала курс доллара, а получив сравнительно приличную пенсию, сказала внучке, купившей для нее зимой помидоры на рынке: «Ничего, на эту пенсию помидоры можно есть!» Любила ходить по полу босиком. А как же, пол-то чистый. А как же раньше, говорила, девчонкой я босиком и в енисейскую воду, и по раскаленному песку. А как полы-то вымою, доски добела отскребу, помои вылить – так по снегу босиком. А как белье ходила полоскать на Енисей, ведь я одна девочка была, на всех стирала, полоскала всю корзину в ледяной воде босиком. Братья прибегут, помогут корзину до дома дотащить. Такая вот крепкая была. Брат Макс, который в Америке, тоже долгожитель, около 100 лет прожил. Так уж, видно, судьба распорядилась, чтобы первый и последний ребенок семьи Каждан прожили за всех, кому не довелось прожить жизнь сполна.
 Рахиль Давыдовна, ее дочь, на механическом факультете лесотехнического института получила далеко не «женскую» профессию инженера-механика. Теперь, как говорят, на заслуженном отдыхе, радушная хозяйка, внучки ждут не дождутся всяких вкусностей, приготовленных бабушкой. А ее дочь Ольга стала известным врачом. Окончила Красноярский мединститут, 10 лет работала в неврологическом отделении 20-й больницы, затем перешла в институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН. Поступила в аспирантуру – хотелось заниматься наукой, исследованиями. Занималась проблемами Вилюйского энцефалита, защитила кандидатскую в 1995 году. Сейчас специализируется по неврологическим аспектам детского возраста, продолжает исследовательскую работу.
 В нашей общине Ольга Исаевна – свой человек. С удовольствием каждый год ездит с дочкой Жанной в семейный лагерь на Бузим, интересуется делами общинного центра. А если кому-то нужна медицинская помощь, консультация – Ольга Исаевна никогда не откажет. И помощь ее по-еврейски бескорыстна и добра. Видно, такие гены заложены многими поколениями сибирских евреев, выходцев из далекой белорусской земли.
 «Когда я вырасту, то обязательно стану врачом, как мама, чтобы служить своим землякам-красноярцам».  Жанна
Евгения Виленская

              *** 

Солдатский вальс

 Они познакомились на танцах в заводском клубе. Сюда, в Канск, в декабре 1945 года на дипломную практику Катя Суворова, выпускница гидролизного техникума, приехала из далекой Вятки. Ладненькая беленькая девушка, она сразу привлекла внимание местных парней, но ей приглянулся Яша - невысокий, худенький паренек, с которым было как-то очень спокойно и надежно. Да и танцевать с ним было приятно, несмотря даже на то, что он слегка прихрамывал, да кто в ту пору обращал внимание на такие мелочи, ведь редкий фронтовик возвращался без отметин войны на своем теле. Зато на всю жизнь запомнились поздние зимние вечера, когда он после танцев провожал ее и читал ей стихи Есенина.
 Вскоре девушка уехала на защиту диплома. Яшина мама, Раиса Матвеевна, настряпав печенье из песочного теста, послала их с оказией из Сибири в далекую Кировскую область Кате. Знала она не только, как опухала от голода в 43-м Катя, как ходила и смотрела только под ноги, надеясь найти корочку хлеба, но и сама пережила тот ужас, когда увидела в госпитале своего Яшеньку…
 Той весной 41-го десятиклассники города Медвежьегорска, что в бывшей Карело-Финской республике, мечтали о будущем. Яша Кензиор хотел после выпускного вечера ехать в Ленинград, поступать в медицинский. Но судьба повернула по-другому. Его ждал военный Ленинград. В июле вместе с одноклассниками Яша был мобилизован на фронт. Сначала была «учебка» в Гатчине, оттуда трудное отступление через Пулково, шли мимо знаменитой обсерватории, боясь привлечь внимание фашистских летчиков. Ленинград тогда бомбили сильно, город весь был охвачен пожарами. Ребят перебазировали в Ленинград в батальон связи. Там, в короткие перерывы между обстрелами, выступали перед ними Клавдия Шульженко, виолончелист Даниил Шафран.
 Сжималось кольцо блокады, начал ощущаться голод. Ослабленных, чуть живых солдат звали «доходягами». В декабре 34 стрелковый полк связи 54-й армии отправили на машинах по льду Ладожского озера защищать стратегически важный объект -Волховстрой. Пришла лютая зима 42-го. У солдат – дистрофиков опухали от голода и холода ноги. Однажды Яша, вернувшись с дежурства, перестал чувствовать ноги. Кололи иголками – он боли не чувствовал. Потом догадались – ноги обморожены. Ходить он не мог, и его на подводе отправили в полевой госпиталь в прифронтовой полосе. Но солдату становилось все хуже, и санитарный поезд привез его в Вологду.
 От гангрены было одно спасение – ампутация обеих ступней ног. 19-летний парень стал инвалидом. Да еще нужно было лечить его от дистрофии. Началось долгое путешествие по госпиталям. Сначала на два месяца в город Молотов (ныне Пермь). Несмотря на отчаянье, жизнь брала свое. И вспоминаются в молотовском госпитале концерты, это было радостным событием. Яшу ходячие раненые носили в зал на руках, ходить на обрубках он не мог. Сидеть тоже он мог только на подушке – дистрофия «съела» все мышцы. Потом был Красноярский госпиталь. Здесь недалеко, в Канске, жили тогда родители, эвакуированные из Медвежьегорска. Мать работала, ни отпусков, ни отгулов не было. Отпустили ее на сутки повидать сына. В госпитале не могла сдержать слез: один сын – инвалид, другой вообще пропал без вести. (Только в 46-м году второй сын, Леня разыскал родителей в Канске. На фронте рядовым он воевал под Смоленском, под Тулой, был ранен в руку, стрелять больше не мог, и поэтому был отправлен в Ашхабад, в музвзвод. Каждый день уходили эшелоны на фронт, и их провожали под музыку военного оркестра, в котором играл на баритоне Леня Кензиор.)
 С незаживающими ранами Яша был выписан из госпиталя. На поезде доехал до Канска, на костылях по линии железной дороги добрался до Гидролизного поселка, где жили родители. В Канске хирург Ольга Осиповна Оленович сделала ему пересадку кожи, и раны стали заживать. Год мать выхаживала сына. А осенью 43-го Яша уже пошел на работу в СМУ, строившее гидролизный завод, сначала табельщиком, потом экономистом, а когда окончил техникум, стал начальником планового отдела.
 Молодость – она требует свое. Научился ходить на протезах, да не только ходить – танцевать. Тут и встретил свою Катю.
 А Катя после защиты диплома, несмотря на другие предложения, поехала в Канск, и с поезда – сразу к нему. Раиса Матвеевна встретила хорошо, но только сразу строго задала два вопроса: «Знаешь ли ты, что Яша – инвалид? А знаешь ли, что он еврей?» Что было ответить? Что инвалид – еще догадывалась, но не настолько, а еврей – вообще не знала, что есть такая нация, в детдоме в Вятке таких не было. Увидела ноги – еще больше жалость захлестнула. Мать сказала: коли так, идите в ЗАГС.
 С тех пор 56 лет они вместе, в любви и согласии. Вырастили двоих – сына и дочь, которую недаром назвали Любовью. Всегда на работу он ходил пешком, никому не жаловался, не хотел, чтобы кто-либо знал, как ему трудно. Яшу всегда любили и уважали. Канск был городом ссыльных, Краслаг – те места. «Когда начались повальные реабилитации, вспоминает Любовь Яковлевна, - все шли к отцу. Он писал им просьбы о реабилитации, помогал составлять документы. Родители никогда не ссорились, любовь свою хранят до сих пор». Однажды Яша тихо спросил Катю: «Какой только бог мне тебя послал?» «Какой – какой, - смеется она, - конечно, еврейский!»
Евгения Виленская



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

Открытие выставки Александра Тихомирова

Сегодня Российский Еврейский музей и Центр толерантности в Москве вместе с Фондом наследия художника А. Д. Тихомирова открывают выставку "Александр Тихомиров.


Во всем виноват Израиль

Российский президент В.Путин явно испытывает головокружение от успеха на сирийском направлении и триумфального возвращения России в геополитическую игру на Ближнем Востоке.


Саммит G20: Сирия остается на повестке дня

Президент США Барак Обама бросил вызов давлению со стороны других мировых лидеров отказаться от планов военного удара по Сирии, вызвав глубокие разногласия на саммите, где эта тема вышла на передний план вместо обсуждения мировой экономики.


Поздравление президента

Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с праздником Рош а-Шана, еврейским Новым годом.


Ле-Шона Това Тикатеву

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил российских евреев с наступающим сегодня вечером Рош а-Шана, еврейским Новым, 5774-м годом.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Марафон против ненависти
100-летие «ритуального» процесса Менахема-Менделя Бейлиса на Поклонной горе
Как подойти к рубежу зрелости с юношеским задором
Человек бегущий
Осенний марафон
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru