Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Концерт к празднику Шавуот

Выпускной в ЕКЦ

Московский еврейский культурный центр на Никитской объявляет набор в детский развивающий центр "Тапуз"

МИД Израиля в июле проведет международный семинар для молодых лидеров еврейских общин

Начался прием заявок на конференцию "Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке"

Конференция "Еврейская печать в России"

В Петербурге пройдет 11-й международный семинар "Клезфест"

В Москве пройдет международный фестиваль "Москва – город мира"

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства продолжает цикл научных чтений

В Москве пройдет международная конференция «Еврейская печать в России»

Летние лагеря "Бейт Агнона"

"Кайтанат Песах" откроется в дни весенних каникул в еврейском центре на Никитской

Принимаются заявки на участие в Европейском молодежном форуме "Подход к толерантности"

"Джойнт" объявляет о приёме заявок от еврейских организаций Москвы и Московской области на участие в конкурсе общинных проектов

Учат программированию

Еврейская йога

Еврейский благотворительный фонд выделяет гранты на проведение мероприятий, посвященных Пуриму

ФЕОР объявляет конкурс на написание методического пособия для молодежных клубов

Девятый Международный фестиваль еврейской культуры пройдет в Биробиджане в сентябре этого года

Тора и мезуза каждому еврею в подарок!

Стажировка в Париже для преподавателей, занимающихся темой Холокоста

Объявлен набор в группы "Самооборона"

Московская школа менеджмента НКО открывает три новые программы

Центр иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) расширяет свою деятельность

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Еврейский мир / Регионы России / Рязань / Архив

Новости
Статьи
Общины
Проекты

Община | Новости | История | Архив | Пресса

РЯЗАНЬ :: события и факты

10.09.03. Язык вражды и антисемитизм в прессе Рязани

В течение последних лет Рязань считается регионом с достаточно высоким уровнем "языка вражды" в средствах массовой информации. Т.н. "язык вражды" - негативные высказывания в отношении представителей национальных меньшинств, различных социальных групп и т.д. - стал предметом отдельного исследования, проведенного правозащитными организациями в 2002 году. Пресса Рязани (наряду с прессой 4-х других регионов России) была подвергнута мониторингу на предмет выявления "языка вражды" и в результате его уровень в Рязанских СМИ был признан одним из самых высоких.
Львиная доля антисемитских высказываний принадлежит газете "Вечерняя Рязань". С 1999 по 2002 год в ней регулярно появлялись статьи под названиями "Мы не против евреев, мы против сионистов", "Погань", "Кто создает миф об антисемитизме в Рязани". В них не содержалось откровенных антисемитских лозунгов, но читателей искусно и аккуратно убеждали в том, что евреи - уродливый и паразитирующий нарост на теле российского общества. Статьи были рассчитаны на интеллектуального читателя. Идеи подавались не "в лоб", а так, чтобы читатели сопоставляли набор "фактов" и сами делали подобные выводы. Большую часть этих материалов готовил Александр Жбанков - член Союза журналистов России, пенсионер, весьма уважаемый в журналистских кругах человек. Его позицию нельзя назвать иначе как "патологический антисемитизм" (или "антисионизм", на чем он сам постоянно настаивает). Образованный и логический мыслящий человек, он, тем не менее, совершенно серьезно убежден в подлинности "Протоколов сионских мудрецов", программа которых, по его мнению, активно осуществлялась в 20-м веке; он также заявляет, что цифры погибших в Холокосте завышены в 10 раз, а евреи сознательно поддерживают этот миф, чтобы спекулировать на нем. Александр Жбанков - автор книг "На весах совести" и "Что должны знать русские о евреях". Он искренне убежден, что его гражданский долг - разъяснять русскому населению о грозящей ему "еврейской опасности".
В 2003 году нам показалось, что Александр Жбанков и газета "Вечерняя Рязань" оставили "еврейский вопрос" в покое. Но напрасно: 21 августа в "Вечерке" появилось интервью-беседа со Жбанковым, где он выступает уже в качестве интервьюируемого - заслуженного пенсионера и журналиста. Беседа подана как размышление уважаемого человека на нравственные и патриотические темы, но суть материала прежняя: опять поднять "еврейский вопрос" и свести разговор на тему виновности еврейского народа перед русским. Вот выдержки из статьи.
"Что есть фашизм, коммунизм, сионизм? Это теории господства над миром. Фашизм, сионизм - расовые теории, коммунизм - классовая теория. Но все ставили одну задачу - владеть миром. И, надо сказать, и фашизм, и коммунизм себя скомпрометировали. И сегодня остается одна цельная расовая идеология - сионизм. Люди должны об этом знать."
"Установить точную цифру, сколько погибло еврее в Холокосте, невозможно. По разным источникам, эта цифра колеблется от 600 тысяч до 6 миллионов.
Шестимилионная цифра появилась после войны, когда в 1949 году образовалось государство Израиль… Мировое еврейское финансовое сообщество предложило Германии большие кредиты для восстановления своей экономики, но они должны были признать 6 миллионов уничтоженных евреев и выплачивать контрибуцию Израилю за каждого еврея в течение 100 лет.
Десятилетия бюджет Израиля на 60% формировался за счет поступлений из Германии. Сегодня эта цифра составляет около 40%. Поэтому и понадобилась цифра 6 миллионов человек. Но какова бы она ни была, она чудовищна. Кто бы это ни сотворил, фашисты или сионисты. Вспомните резню, устроенную в Палестине израильтянами, когда было уничтожено несколько десятков тысяч человек. Чем, спрашивается, израильтяне отличаются от фашистов?"
"Евреи никогда не были патриотами в своей массе в той стране, в которой они жили. Они были патриотами своей нации. Искали ей землю обетованную. За последнее тысячелетие их более 40 раз изгоняли из различных европейских стран. Но изгоняли только тогда, когда они уже покушались на захват власти, на неограниченное управление государством. Им мало было финансового и экономического контроля."
Как видите, идеи подаются весьма искусно: 6 миллионов - миф, реально погибло 600 тысяч, но любое число погибших ужасно!
Подобные материалы не подпадают под уголовную статью, поскольку в них обтекаемы все фразы и формулировки, нет прямых националистических или шовинистических лозунгов. Бороться с ними можно только грамотным информационным способом. Рязанский писатель Исай Локшин (автор еще не опубликованной книги "Евреи. Судьбы. Власть." о прошлом и настоящем еврейской общины Рязани) написал статью-ответ на публикации Жбанкова под названием "Жбанков продолжает искать врага".

03.09.03. Тула - Москва - Ярославль - Рязань
Приблизительная и субъективная летопись
семейного лагеря.

…Для нас - работников, вожатых и администраторов - лагерь начинался с радостного, но непонятно-сумбурного ощущения: мы были интуитивно уверены, что лагерь пройдет замечательно (потому что это зависело от нас, а мы хотели, чтобы лагерь удался), но мы не знали, каким образом это получится. Так вот, как же это всё-таки получилось…


Размышления постфактум.
…Сейчас, спустя несколько дней после окончания смены начинает вырисовываться образ того, что же это было: с одной стороны - простой семейный лагерь, один из многих. И при этом не похожий ни на какие другие. Так как в нем соединилось слишком много неожиданных обстоятельств, которые в сумме и дали эффект новизны.


Во первых, трудности, объективные и субъективные.
1. Состав вожатых. Он был набран произвольно, большинство мадрихов до начала
смены практически не знали друг друга. Согласитесь, нечасто случается работать в таких условиях - в день заезда смены знакомиться со своим напарником. Приходилось сходу врубаться в работу и ломать лёд на месте. На первой же мадриховке навскидку решили:
с родителями работают Люба Заблоцкая (Москва), Сима Фаловна Федотенко (Тула), Наталья Глембоцкая (Ярославль);
дети делятся на три возрастные группы: со старшими (13-16 лет) работают Инна Фельдман (Тула) и Слава Болотников (Рязань), со средним возрастом (9-12 лет) - Ира Склянкина и Лена Фельдман (Тула) и с маленькими (5-8 лет) возятся Ира Соркина, Маша и Света (Москва), Алина Глембоцкая (Ярославль).
2. Программа. Хотя она была детально прописана и утверждена, эффектно называлась "Тора - имена и судьбы", но на практике оказалось, что меняется все и вся. Не было до конца известно, кем и как будут вестись занятия, опять же на ходу решали, кто на что горазд. (Определенность, по-моему, была только с профессиональными занятиями музыкой и бейт-мидрашем Наташи Глембоцкой). Все чувствовали: чтобы лагерь удался, мы должны решать, что делать, на месте - здесь и сейчас.
Во-вторых, особенности.
Состав лагеря - сборная мишпуха из разных городов, причем делегация из одного города не всегда предполагала наличие сплоченного коллектива. Самое многочисленное представительство было от Москвы - 45 человек. Далее по количеству шли Ярославль - 22 человека, Тула - около 20 человек и Рязань - 11 человек. Из забавных подробностей: Ярославль привез целый подростковый клуб - 10 ребят от 13 до 16 лет, которые и составили старшую группу, а из взрослых ярославцев не было ни одного мужчины: феминистическая мишпуха! Рязань оказалась самой молодой компанией: юные мамы и папы и их 6-летние дети.
Турбаза. Привыкшие к московскому комфорту - на время забудьте о безмятежном прошлом. Здесь - милая провинция, слегка удаленная от урбанистической цивилизации.

Понедельник, 4 августа. День первый.
(Ну когда же он закончится!…)
Суматоха заезда и расселения. Директор лагеря Ольга Викторовна Фрадкова встречает прибывающих, решает разом десять дел и мимоходом признается, что за эти три дня перед сменой прожила месяц. Выясняется, что в здании нет горячей воды (ее отключили 2 августа по всему району). Где приличный ближайший водоем - известно неопределенно. Правда, в соседнем санатории есть бассейн. (То, что он закрыт на ремонт, станет известно два дня спустя.) В здании нет актового зала, общие мероприятия придется проводить на асфальте перед центральным входом. При этом микрофона или громкоговорителя тоже нет. Открытие лагеря назначено на 16.00. Но не хватает ярославцев, которые выехали из города в 7 утра, заблудились в дороге и приехали только к 6 вечера совершенно измученными.
Посему смену открыли перед ужином. Приехавшие кучкообразно (по городскому признаку) сгруппировались на лужайке и скамейках, Ольга Викторовна поздравила всех с долгожданным началом, вожатые, напрягая связки, вкратце представили себя и свою будущую работу, все дружно спели "Атикву" под еле слышимые звуки синтезатора, привезенного с собой ярославцами а потом составили общий круг и нон-стопом пели общеизвестный еврейский фольклор.
После ужина лагерь рассредоточился на пространстве перед зданием: все разбились на группы и разошлись на занятия по знакомству и сплочению.
О вечерних дискотеках. С первой же дискотекой произошел сбой. Оказалось, что музыкальный центр не читает диски, заранее приготовленные, чтобы устроить еврейскую дискотеку. На следующий день из Тулы привезли другую аппаратуру, но дискотека по-прежнему оставалась уязвимым местом лагеря, все время возникали какие-то проблемы: в музыкальном плане трудно было удовлетворить разные поколения, родители стонали от бесконечной "Фабрики звезд", а дети недоумевали, в чем, собственно, прелесть шансона 70-х; при этом и те, и другие сомнительно смотрели на успешность именно еврейской дискотеки, где звучали бы только израильские мелодии, а фольклор чередовался бы с современным израильским диско и рок-н-роллом. Катастрофически не хватало нужных дисков и кассет, не было профессионального ведущего. В довершение всех проблем появился волонтер-диджей - мальчик Толик из Москвы: с группой единомышленников он узурпировал место ведущего дискотеки и мягко игнорировал большинство пожеланий, т.о. на танцах возобладали вкусы 10-14-тилетнего поколения, а старшие вынуждены были двигаться под Верку Сердючку и доказывать всем и себе, что они еще молоды.

Вторник, 5 августа. День второй.
(Адам и Хава - чего только не узнаешь про старых знакомых)
В 8.20 на втором этаже на полную мощность включается фонограмма "Атиквы". Подъем! Первая импровизированная зарядка. 20 самых бодрых родителей и детей танцуют под еврейские мелодии и неожиданно начинают пластически изображать "Сотворение мира" (солнце, небо, земля, рыбы, животные). Получается удачно. Во всяком случае, всем понравилось.
День посвящен персонажам - Адаму и Хаве. Сотворение мира - сопутствующая тема. Первые занятия в группах. Всем группам дается задание - к концу дня сделать спектакль, посвященный дням творения. В ходе подготовки к вечеру собственно и происходит настоящее сплочение внутри каждой группы. Лед трескается на глазах. Я как мадрих старшей группы до самого конца сомневался, смогут ли наши с Инной ребята слепить хотя бы что-то приличное, преодолевая отчуждение и недоверие друг к другу. В итоге их спектакль оказался одним из самых ярких: "Адам энд Ева, а также Змей: снимается кино!"
Вечер прошел торжественно. Постановки смотрелись вполне сносно, местами даже удачно, дозированный юмор не нарушал еврейского духа. В лагере ощущался какой-то азарт первого знакомства с новым местом. Тема сотворения мира с каждым последующим спектаклем обрастала неожиданными подробностями. Оказывается, по версии средней группы первый в мире заяц был шоколадным, а у старших змей соблазнял Еву, пока Адам был отправлен Б-гом в командировку. Взрослые в своём спектакле (поставленном одной молодой мамой из Ярославля, по совместительству оказавшейся профессиональным режиссером) взбадривали зал радостными возгласами "Хо!" после каждой фразы "И увидел Б-г, что это хорошо".
О звездочках. В лагере была введена простая, но действенная система поощрений. За любое участие в любом мероприятии любой родитель и ребенок мог получить одну "звездочку" - маленький кружочек из зеленой глянцевой бумаги, который невозможно было подделать. За звездочками охотились всерьёз - вставали на зарядку в 8 утра, убирали территорию. Целью коллекционирования звездочек была ярмарка, которую устроили в конце смены: продавали канцтовары, школьные принадлежности и всякую всячину по разной цене. В течение смены часто раздавалось: "Когда нам за спектакль звездочки дадите?" "У него уже 20 звездочек, а у меня все еще 15!"
Вечер вторника, мадриховка. Перед вожатыми сложная задача: близится 9 Ава и нужно органично вписать этот день в динамику лагеря. Игнорировать его нельзя, но соблюсти полностью тоже нереально. Ясно, что поститься почти никто не будет, но все же атмосфера дня должна быть наполнена если не скорбью, то во всяком случае сосредоточенностью на серьезных мыслях. Занятия среды решено посвятить еврейской истории и возникновению 9 Ава как Дня скорби.

Среда, 6 августа. День третий.
Проспали бокер тов! Зарядку начали в спешке сразу после громогласного подъема, кто-то опоздал на неё и страшно расстроился, не получив звездочек.
Занятия в группах. Рассказы о истории возникновения 9 Ава плавно перетекают в беседы-размышления об исторической судьбе еврейства. Лагерь аккуратно подготавливается к встрече 9 Ава вечером.
Вечер - церемония начала 9 Ава. Сидя на скамейках, все дружно ждали, когда догорит костерок на асфальте, а он упорно не хотел прогорать дотла. Потом вынесли огромный таз со сваренными вкрутую яйцами, посыпали пеплом каждое яичко, основная масса яиц осталась несъеденной, но некоторые дети умяли по 2-3 штуки. Вечерней дискотеки, естественно, не было - разошлись в тишине, стараясь не шуметь. Поздно вечером группа старших детей в минихолле 3 этажа устроила "вечер грустных песен" - условились, что будем петь исключительно минорные вещи и оказалось, что есть много желающих просто посидеть и погрустить.

Четверг, 7 августа. День четвертый.
(Да, граф Толстой чудить любил…)
В 40 минутах ходьбы от нашей базы - Ясная поляна, родина уважаемого патриарха русской литературы Льва Николаевича Толстого, тульская и общероссийская гордость, наконец, ну как же быть рядом - и не побывать там! Появляется парадоксальное решение - устроить поход в Ясную поляну именно 9 Ава. Шаг вынужденный (в остальные дни просто не будет времени) и не самый худший (прогулка по солнечному лесу - неплохой способ воздержания от всего плотского в день поста). Пусть в самом деле народ погуляет, подумает о вечном…
В саму Ясную поляну я, увы, не попал. И рассказы о чудачествах графа слышал из третьих уст. Но говорят, чудил старик воистину по-графски…
Вечер. Выход из 9 Ава. Как конкретно завершить 9 Ава (чтобы подчеркнуть значение прошедшего дня, окрасить вечер какой-то радостью, но не превращать его в простое веселье), мы не представляли себе до последнего момента. Нам смутно виделось, что вечер должен быть каким-то грустно-драматически-поэтическим действом, с непременным чтением Плача Иеремии, словами скорби о разрушенном Храме. Все так и вышло - само собой, без нажима извне. Ближе к вечеру все группы оказались втянуты в процесс подготовки к вечернему действу, взрослые бродили с листочками, разучивая стихи и псалмы, перед ужином у входа в здание появилась Стена плача, нарисованная на огромном ватмане. Вообще, к ужину весь лагерь напоминал гудящий улей, встревоженный какой-то важной новостью. Атмосфера тишины и скорби, увы, постепенно улетучивалась, но это вдвойне компенсировалось ощущением радости, которое мы испытали, потому что именно в этот момент вдруг отчетливо увидели: лагерь достаточно сплочен и начинает превращаться в семью.
(Кстати, я только потом примерил события смены на старую апробированную теорию: по динамике развития смены и вообще любого временного коллектива 4 день - это пик развития, если смена идет успешно, потом, спустя 3-4 дня, неизбежно наступает спад, а за ним - постепенное выравнивание, если вообще наступает. Что же касается 4-го дня, то любое удачное мероприятие, в этот день подготовленное, может стать эмоциональной кульминацией "разгона смены". Именно это и произошло. Поэтический вечер - совершенно стандартная для лагеря вещь - неожиданно оказался самым светлым и приятным эпизодом смены.)
Из ярких моментов вечера - танец со свечами в сумерках (родители), поэтический рассказ очевидца падения Второго Храма (придумано и написано девочкой из старшей группы) и, конечно же, раскрашивание Стены плача. Эта режиссерская задумка принадлежала Лене Курдовер: после каждого выступления выбегали несколько человек из зала и раскрашивали кирпичики стены разными цветами. Когда совсем стемнело и вечер закончился - под раскрашенной стеной выстроилась галерея зажженных свечек. Маленькие дети на плечах родителей продолжали докрашивать верхние кирпичики. Смотрелось трогательно. Многие спешили сфотографироваться на фоне этой картины.

Пятница, 8 августа. День пятый.
Обыкновенный шаббат.
Когда что-то удается - я стараюсь писать об этом без дифирамбов. Шаббат - исключение. Праздник, который всегда с тобой. Храм во времени - древний и юный.
С утра приближение шаббата не чувствовалось - день шёл в нормальном рабочем режиме. Но подкатило 6 вечера - и началась до боли знакомая радостная суета. Все как обычно: в столовой суматошно двигаются столы, в номерах лихорадочно накрашиваются и принаряжают детей. Вечерних туалетов, конечно, ни у кого нет - и все же люди мило преображаются. Обыкновенный шаббат - привычный и непохожий одновременно. Руководство, как всегда, трясется от волнения - а ну как что-нибудь сорвется. И как всегда именно это волнение - залог того, что все пройдет на высшем уровне.
Концерт. По местному времени 18.45, у входа в здание выставляет аппаратуру и разматывает микрофоны клезмерский ансамбль тульского Хеседа, специально приглашенный по случаю; народ в ожидании представления толчется рядом. Без 10-ти семь я выглядываю с балкона 2 этажа и сверху наблюдаю любимую картину: броуновское движение черных и белых кип. Кипы движутся безостановочно, но неторопливо, и мне видится: вот он, дух субботнего покоя, поднимается с асфальта и дрожит в закатном солнце.
Кстати, о кипах. Мужчины надели их в первый раз только в пятницу вечером. И это была наша оплошность. Нам следовало бы ввести ношение кип с 1-го же дня как желательно-обязательную традицию, чего впопыхах не учли.
Музыканты выглядели строго академично: черно-белое сукно и хасидские шляпы у мужчин, вечерние платья у женщин. Кто-то опасался, что таким же будет и концерт: господа чинно отыграют программу и уедут. Но "господа" в своем ремесле оказались профи. То есть не могли уехать, не взорвав перед этим зал. Сюжет знакомый - концерт обернулся танцами, пол-лагеря пьянело без вина, выплясывая до потери дыхания. Был еще один яркий момент - среди гостей вечера оказался профессиональный танцор и хореограф Валентин (прошедший, к тому же, какие-то семинары по еврейским танцам). Щеголяя точеными движениями, он повел за собой толпу танцующих и зажигал до последнего номера. Видя это, руководство на месте решило предложить ему вести танцы и дальше. (Но из-за своей занятости он будет приезжать из города на базу очень рано - в 8 утра - и танцевать с народом вместо зарядки)
Разгоряченная толпа наполняет столовую. На столах - вино, фрукты и цветы. Возбужденный шум быстро смолкает. Единение ощущается во всем. Ведущим седера почти не приходится напрягать связки, чтобы попросить тишины у 100 человек. Мы чувствуем, как внимателен и податлив зал. (Хотя, может тому причиной - включенная видеокамера и обилие официальных гостей. Я думаю, и то, и другое, и третье, и четвертое. На следующий день в этой же столовой мы проводили авдалу уже без гостей и съёмки, и зал вел себя гораздо хуже. Может, просто устали от праздника, захотелось будней.)
Одна из картинок-вспышек, которые запоминаются надолго - произнесение молитвы за детей. Родители, встав из-за столов, кладут руки на головы своих чад: взрослые тронуты важностью момента, дети лукаво улыбаются. Амен!

9 августа, суббота. День шестой.
Царь. Очень приятно - царь.
Авдала оставила ощущение смазанности. Неудачная попытка повторить шаббат. Авдалу, по-моему, лучше проводить не в столовой, а под открытым небом в большом кругу: "Шавуа тов!" в кругу звучит совсем иначе, чем за обеденными столами.
В субботу из Тулы приехала команда мужчин, делающих Маккабиаду. Это - совсем особый сюжет лагеря. Рядом с базой - небольшой лесок, но детям он кажется джунглями. Там можно заблудиться. Лес вполне подходит для военной игры. Никто не знает, какой замысел у мужчин. А пока нужно подготовиться - построить шалаши и проложить маршруты. Посему в 6 часов - частичная мобилизация: несколько пап с детьми идут на постройку. (Видели бы вы шалаш, который они возвели - настоящее лесное бомбоубежище! До сих пор не представляю, как они за час соорудили такую махину.)
О почте. Перед ужином начала работать почта. Около столовой соорудили картонный ящик с объявлением: можно писать и отправлять личные, а также общественные (для чтения вслух) письма. Выемка почты три раза в день перед едой. Чтение вслух - во время трапезы. Многообещающая идея оправдала себя лишь частично. Предполагалось, что почта станет рупором общественного мнения, а также особой формой личных отношений, невысказанных пожеланий и прочее и прочее. Что-то интересное, безусловно прозвучало, но довольно мало.
Тема дня - истории о царе Соломоне. С 5 часов вечера лагерь снова охвачен большой подготовкой - вечером ожидается 6 спектаклей.
В группе старших детей - полный разброд. Оригинальная задумка - представить сюжет о загадках царицы Савской в виде парада телепередач - рассыпается на глазах, сценарий движется со скрипом. Мадрихи мужественно готовятся пережить провал. Но вечером перед самим спектаклем случается классическое "сплочение группы": спектакль идет на "ура". "Я не царица Савская. Одну из своих волосатых ног я побрила станком "Жилетт", а другую…" "С вами была программа "Слабо звено, и её ведущая - царица Савская. Соломон! Вы - самое слабое звено! Прощайте!"
В одном из писем почты детской рукой было выведено: "Пожалуйста, пусть будет каждый день спектакли и зарядки. От Саши." Пожелание не случайно. Театр - отличная форма именно для семейного лагеря: дети кайфуют, играя взрослых, взрослые обожают играть детей. И с удовольствием смотрят на игру друг друга. В спектаклях этого вечера малыши изображали семью, встречающую шаббат (геройски выучили кучу слов!) Средняя детская группа играла в Ноев ковчег. Юный Герман упивался ролью старика-Ноя, кряхтящего от радикулита (Мадрихи взволнованно шептали: "Что он делает? Этого не было в сценарии?") Ярославцы с новым шиком отыграли избитую историю про Соломона и пчелку. Рязанцы потрудились над Соломоновым решеньем. Ну а сумасшедшая еврейская мишпуха, которую изобразили москвичи, не лезла ни в какие временные рамки: начали показ засветло, а заканчивали уже при свете звезд.
Уже по приезде из лагеря я подумал: наверное, недостатком было то, что мы не устроили семейных спектаклей, где бы родители играли вместе с детьми. И вообще, зачастую разные поколения попросту отдыхали друг от друга. Это неизбежно в любом семейном лагере, но в перспективе время этого "отдыха по раздельности" хорошо бы сократить, заменив его на сотрудничество возрастов.

Воскресенье, 10 августа. День седьмой.
…И отважно отряд поскакал на врага…
Маккабиада-зарница. Погода не подвела - было солнечно и тепло. Организаторы были на ногах с 7 утра - обтягивали зону игры флажками и таскали бревна.
Сама игра заняла все время от завтрака до обеда. В игре было два этапа. На первом этапе 4 команды по своим маршрутам проходили обыкновенные спортивные станции: бегали, лазили, ползали и прыгали. На втором этапе начиналась собственно военная часть. Участникам команд клеили разноцветные погоны и давали задание - по наводке найти спрятанный в лесу израильский флаг. Их подстерегала опасность - прячущиеся в лесу дезертиры, которые могли "убить", сорвав погоны с плеч. Группа должна была определить свою стратегию и тактику - двигаться плотным кольцом, посылать дозорных, при появлении врага защищать маленьких. Здесь элемент игры дал сбой: флаг оказался слишком хитро запрятан и большинство потеряло к походу интерес. Игра открыла еще одну оборотную сторону: неожиданную жестокость. Один из юношей-дезертиров потом показывал синяки и ссадины на руках, полученные при схватке с самыми активными родителями. Кто-то возмущался: "Взрослые хуже детей!"
В воскресенье вечером динамика смены с треском лопнула: мы совершили большой просчет. Мы посчитали, что в середине смены должна быть пауза, лагерь устал от праздников и игр. (Иногда в лагерях раздаются пожелания: не хватает времени побыть наедине друг с другом, слишком плотный график и т.д.) Мы ничем не заполнили время от обеда до ужина и эта передышка оказалась совсем никчемной - люди не находили себе места от безделья.
О динамике в старшей группе. Редкий случай: группа сама, без помощи мадрихов созрела для групповой динамики. В середине смены ребята сами предложили делать после отбоя "свечку"-фидбек и до конца смены мучили себя и вожатых ночными откровениями.

Понедельник, 11 августа. День восьмой.
Занятие по еврейской семье. Инициатива Инны Фельдман - поговорить и выяснить, какой есть или должна быть современная еврейская семья. Вопрос неоднозначный, противоречивый. Инна - руководитель тульского еврейского детского сада (одного из немногих в России, работающих ежедневно), молодая мама двух детишек - сама показывает пример настоящей еврейской семьи. Ей очень хотелось исследовать эту тему у разных поколений. Два занятия - у старшей группы и у родителей из Ярославля и Рязани - выявили схожие-расхожие стереотипы. Супруга(супругу) еврея(еврейку) надо искать в первую очередь для того, чтобы всю жизнь не страдать от антисемитизма; супруг-еврей конечно важен, но просто хороший человек важней. Но нам было интересно слушать разные мнения, искренние ответы. Хотя вопрос, что же такое собственно еврейская семья, по-прежнему остается туманным…
Вечер - подарок от организаторов: поездка в местное варьете. Ну об этом грандиозном веселье лучше спросите у очевидцев. Они вам такое порасскажут… Я же расскажу лишь об одном моменте - автобусе. В 7 часов вечера водитель вез туда благовоспитанное общество в полной тишине. В 10 вечера этот же водитель забирал оттуда сумасшедшую компанию, без остановки хохотавшую и горланившую еврейские песни. Тринкен а-биселе вайн, аиды!

Оставшиеся дни сливаются в одно грустно-сладкое ощущение приближающегося конца. Яркие вспышки - занятие Лены Курдовер по модели идеальной общины, встреча делегации из "Джойнта", массовое разучивание танцев, последний концерт, выступление ярославских женщин (поэтический мини-шедевр, надеюсь, осталось в творческом архиве), прощальный костер в поле (прямо как в добрые советские времена).
В моем архиве - одно из писем, полученных в последний день для чтения вслух всему лагерю, хочу его сейчас процитировать.
Мишпахе вслух:
Дорогие все!
10 дней пролетели как один. Ужасно грустно с утра, что это наш последний день вместе в ближайшем будущем. Кому жаль расставаться - приезжайте на шаббатон 12-14 сентября. Запись у Лены Курдовер. Всех-всех ждем в общинных центрах.
Всем огромное спасибо: Оле, Наташе, Любе и всем-всем мадрихам.

22.08.03. Под Тулой состоялся традиционно проводимый тульским "Хеседом" летний семейный лагерь

С 4 по 13 августа при финансовой поддержке "Джойнта" под Тулой состоялся традиционно проводимый тульским "Хеседом" летний семейный лагерь. "Хесед" г. Тулы организует подобные лагеря уже 4-е лето подряд. Но именно этот семинар оказался исключительным: в нём приняли участие группы из четырех городов. Из 100 участников семинара 45 человек приехали из Москвы, 22 - из Ярославля, 11 - из Рязани. Программа лагеря называлась "Тора - имена и судьбы", каждый из дней семинара был посвящен одному из персонажей ТаНаХа (Авраам, Яаков, Рахель и Лея). Но это - формальная часть программы. В действительности же организаторы лагеря столкнулись с рядом трудностей, которые приходилось решать на месте. Во-первых, коллектив вожатых был составлен из мадрихов разных городов, большинство вожатых до начала смены попросту не были знакомы друг с другом, приходилось на ходу настраиваться на совместную работу.  Соответственно, во-вторых изначально среди вожатых не были распределены преподавательские обязанности; пришлось непосредственно в первый день смены решать, кто и какие занятия может вести. Но именно преодоление этих трудностей помогло сплотить лагерь в единую семью! Уже к середине смены произошло полное единение всех его участников: сплотилась команда мадрихов, познакомились и подружились общины разных городов. Коллектив вожатых работал с воодушевлением и полной самоотдачей, их энтузиазм передавался участникам. За 10 дней произошло много интересных событий, каждый из дней дарил что-то новое как в общении, так и в плане еврейских знаний. С особенным удовольствием участники посещали музыкальные занятия и бейт-мидраш Натальи Глембоцкой. Из наиболее запомнившихся мероприятий - День 9 Ава, посещение Ясной поляны (дома-музея Льва Толстого), занятие по разработке модели идеальной общины, вечер Притч Соломона, и, конечно же, веселая и дружная встреча шаббата!
Подобные семинары - наилучшая возможность сплотить общину города. Участники лагеря разъехались с желанием встречаться друг с другом в течение предстоящего года, вместе организовывать культурные проекты в общине. Ну а следующим летом у всех есть горячее желание встретиться еще раз в подобном лагере (в Туле, Ярославле или Рязани).

Мы уже сообщали вам, что в Рязани действует региональное отделение Ассамблеи народов России и Рязанский еврейский общинный культурный центр "Хесед-Тшува" активно участвует в работе Ассамблеи. 7 августа наш Центр пригласил в своё помещение представителей всех национальных диаспор города, входящих в Ассамблею: у нас в гостях были татарская, армянская, азербайджанская, немецкая и чеченская общины. Целью собрания было продолжение диалога: как наладить культурное сотрудничество между национальными диаспорами Рязани. Среди планов работы Ассамблеи - проведение Фестиваля национальных культур а также сотрудничество с Рязанской школой прав человека, которая занимается проблемами борьбы с экстремизмом и ксенофобией в российском обществе.

Июнь 2003

В первой половине июня директор РОО "ЕОКЦ РО "Хесед-Тшува" Людмила Ароновна Захарова совершила три поездки по городам и районным центрам Рязанской области с целью выявления новых потенциальных клиентов Хеседа и людей, желающих участвовать в культурной еврейской жизни. За несколько дней она сумела побывать в Спас-Клепиках, Шацке, Мурмино, Кадоме и Захаровском районе. Раньше данных о проживании евреев в этих городах не было. Почти в каждом из этих населенных пунктов удалось найти по несколько еврейских семей, даже не подозревавших о том, что в Рязани развивается еврейская жизнь. Большинство из них впервые в жизни держали в руках еврейскую прессу. (Захарова привезла с собой Вестник ЕАР и рязанскую газету "Нефеш".)
Конечно, полтора десятка человек на фоне 400 подопечных Хэсэда - число небольшое. Но подобные поездки - только начало большого процесса. Мы уверены, что еще много евреев в области ожидают нашей помощи.

Как мы уже сообщали, 6 апреля, во время проведения в Рязани 1-го общинного фестиваля еврейской книги Рязанский культурный центр получил от Конгресса Еврейских Религиозных Организаций в дар Свиток Торы. Этот свиток в числе прочих (всего свитков было больше 60) около 70 лет пролежал в архивах НКВД и КГБ и только сейчас стараниями лидера КЕРООР Зиновия Когана был возвращен руководству КЕРООР для возвращения общинам России. Отдельные куски Свитка требуют реставрации, и уже сейчас "Хесед-Тшува" старается найти средства для дорогостоящего ремонта.
Посильную часть ремонта взяли на себя волонтёры Хэсэда. Мордух Волковицкий, (единственный по-настоящему соблюдающий еврей в Рязани!) изготовил деревянные колки и Арон-кодеш для Свитка. С сентября, когда общинные программы заработают в полную силу, в помещении Культурного центра предполагается сделать небольшую синагогу и проводить настоящую еврейскую службу.

Май 2003. Администрация области помогает хэсэду

В конце мая 2003 года Рязанский еврейский общинный центр "Хесед-Тшува" обратился в администрацию Рязанской области с просьбой оказать помощь в поиске данных по еврейским семьям, проживающим в отдаленных районах области. Администрация связалась с рязанским центром социальной защиты населения, а он, в свою очередь, помог нам найти несколько десятков семей, нуждающихся в материальной помощи и ранее не значившихся в базе данных. Уже сейчас планируется выезд в районные города для того, чтобы познакомиться с этими семьями и выяснить реальные условия, в которых живут евреи. Это - только начало большого процесса, мы надеемся, что он принесет значительные результаты.

29.05.03.  Поездка в Москву в День Иерусалима

29 мая, в День Иерусалима Рязанский Еврейский Культурный центр "Хесед-Тшува" организовал для своих членов поездку на автобусе в Москву на презентацию работ израильского фотохудожника Игоря Германа "Старый город-ночной Иерусалим" О потрясающих фотографиях Германа и необычном стиле его съёмок уже писали еврейские издания. Герман привозил свои работы в Рязань двумя месяцами ранее на ОФЕК - Общинный фестиваль еврейской книги и пригласил всех желающих на свою выставку в МЕОЦ. Выставка никого не оставила равнодушным. Рязанцы также побывали в Большой хоральной синагоге, для большинства из них это был первый визит в синагогу общероссийского масштаба.

Май 2003. Созданы Еврейский детский центр и Семейный клуб

Совместными усилиями лидеров Еврейского Культурного Центра Рязани и представителей Еврейского Агентства в Рязани созданы Еврейский детский центр и Семейный клуб. Цель создания клуба-выявить и привлечь к еврейской жизни как можно больше родителей среднего возраста. А для этого в центр планируется пригласить профессиональных преподавателей иврита, английского, еврейской традиции и танцев. Руководители центра готовы сделать все для того, чтобы люди, раз появившиеся в центре, не захотели бы из него уходить.
Средний возраст, увы, почти не охвачен еврейской деятельностью, это - беда многих городов и организаций, и Рязань здесь-не исключение. Проблема заключается в том, что семьи, где растут дети-школьники, очень тяжелы на подъем, их трудно "раскачать", у родителей слишком много повседневных забот. Нужен довольно сильный стимул извне, чтобы пробудить у них хотя бы начальную потребность в развитии еврейского самосознания. Центр собирается стать, во-первых, "отдушиной" от ежедневных проблем: для детей - увлекательные занятия, для взрослых в это время - интеллектуальное общение и, попутно, еврейская традиция. Ощутив себя частью общины и еврейского мира, люди, возможно, начнут переосмыслять своё существование, а это - первый шаг на пути к еврейской самоидентификации.
Центр провел несколько пробных занятий в мае, они оказались успешными, сложился костяк постоянных участников. С сентября 2003 центр планирует начать работу в полную силу в новом помещении.

05.06.03. Захарова Людмила Ароновна
Интервью о работе "Еврейского Общинного Культурного Центра "Хесед-Тшува" для газеты "Нефеш"

- Здравствуйте, Людмила Ароновна. Мне хотелось бы начать нашу беседу с истории вашей организации: расскажите, как она создавалась, что она представляла собой в начале, и что достигнуто на сегодняшний день.
- Организация была создана по желанию людей в марте 2001-го года и зарегистрирована в октябре, под названием региональная общественная организация "Еврейский Общинный Культурный Центр "Хесед-Тшува". Это произошло после длительных мытарств, поисков различных вариантов существования людей и общины и согласований с юстицией.
Тогда в организацию входило порядка 40 активистов, которые хотели каким-то образом существовать - ощущать себя евреями, получать еврейское образование и проводить время в месте, в котором обитал бы еврейский дух. В общем, кроме желания, энергии и актива у нас ничего не было. Зарегистрировавшись, мы обратились в распределительный комитет (фонд Джойнт, нижегородский офис) с просьбой принять нас в число организаций поддерживаемых этим фондом.  Надо объяснить, что наша организация одновременно явля6ется и Хеседом, и Культурным Центром (есть города, в которых они действуют отдельно, охватывая различные слои населения). Мы же посчитали, что для нас приемлем только такой вариант, когда подопечные Хеседа (это пенсионеры и инвалиды) могут участвовать в еврейской культурной жизни. Самое главное, чего мы хотели - это систематизировать образовательные программы, в которых бы участвовали люди различных возрастов. Это приоритетная задача, потому что в общине должна быть преемственность поколений.
На данный момент, наших подопечных - 403 человек. Но люди приходят, и мы надеемся, что скоро наша база данных будет включать около тысячи человек. Мы всех рады встретить и принять. Подопечные Хеседа - это евреи и члены их семей, пенсионеры по возрасту или инвалиды всех групп. Эти люди имеют возможность регулярно получать различные виды социальной помощи. Кроме того, они принимают участие в праздниках и других культурных программах. Это клиенты Хеседа, что касается людей, которые работают в нашей организации, то это в большинстве своем волонтеры. Волонтер - человек, работающий по собственному желанию (бесплатно), и отдающий такой еврейской организации как мы часть своего времени и труда. В начале чисто психологически на это толкает желание ощущать себя нужным, но потом, становясь частью, общины, которая живет как одна большая семья, он не может мыслить себя без нее. На зарплате только 4 человека, это я - директор, Марина Александровна Фатеева - координатор медицинских программ, Галина Александровна Сарычева - главный бухгалтер, Ольга Викторовна Баранова - оператор "Базы данных". К слову сказать, зарплата чисто символическая, в отличие от работы.

- Расскажите, пожалуйста, какие у вас планы на будущее, в каком направлении, вы собираетесь развиваться.
- Будущее нашей организации я вижу, прежде всего, в сотрудничестве с другими еврейскими организациями города. Это и община прогрессивного иудаизма (ОПИ), и Еврейское Агентство (Сохнут), и, надеюсь, религиозная община, возглавляемая Леонидом Резниковым. В отношении ОПИ и Сохнута мы вообще не делим программы на чисто ваши и чисто наши. Сотрудничество происходит на сто процентов.
С точки зрения Хеседа, мы видим нашу задачу в улучшении качества услуг. Естественно для этого не хватает финансирования, поэтому мы ищем спонсоров.
Кроме того, мы надеемся на согласованную работу с городскими властями. Уже сейчас наша организация является официальным членом регионального отделения Ассамблеи Народов России, участвуем в работе круглого стола при Горсовете и входим в Общество Политического Консультационного Совета при губернаторе. Помогая нашим старикам, мы снижаем социальную напряженность в обществе. Я убеждена, что наше дело приносит пользу не только "нашим", но и обществу в целом.
Насчет Культурного Центра планируется как продолжение уже начатых проектов, так и появление новых. Сейчас действуют следующие культурные программы:
- Библиотека, несмотря на то, что пока книг мало, она действует, и хочется верить, что ее состав очень расширится после Фестиваля еврейской книги.
- Газета, которую наши уважаемые читатели видят в данный момент.
- Праздники.
- Начал свою работу кружок еврейской кухни.
- Семейный клуб, для родителей с детьми от 4-х до 12-ти лет.
- Женский клуб, где помимо приятного общения происходит  изучение истории и традиция еврейского народа.
- Клуб ветеранов, совместный с ОПИ, пожилые люди встречают Шаббат и также занимаются изучением еврейской истории.
- Кружок иврита истории и традиции, совместный с Еврейским Агентством.
Социальных программ еще больше (они представлены в таблице - прим. ред.). Я хочу обратиться к нашим читателям. Дорогие друзья, если у вас есть знакомые, которые являются потенциальными подопечными Хеседа либо могли участвовать в наших культурных мероприятиях и проектах, то приводите их к нам, давайте им наш телефон (77-53-52). Мы всегда рады новым людям.


05.06.03 Единое помещение для еврейских организаций Рязани!

Проблемы малых общин похожи. Евреи любого города знают, что наличие хорошего и просторного помещения - базис успешного существования общины. Несмотря на то, что еврейская жизнь в Рязани началась еще в 1994 году (почти 10 лет назад!), еврейские организации Рязани вплоть до сегодняшнего дня испытывали трудности с постоянным помещением. До середины 2002 года вся еврейская деятельность города (ульпан, Хесед, общинные программы, молодежный клуб) в основном сосредотачивалась в небольшой комнате, арендуемой Еврейским Агентством. Естественно, должен был наступить момент стагнации, если ничего не изменится.
И вот на днях настал момент, которого все долго ждали. В мае 2003 года еврейские организации Рязани наконец-то сумели скоординировать свои усилия и пришли к решению  снимать единое для всех организаций помещение. Джойнт, Еврейское Агентство и ОРОСИР составили общий бюджет единого финансирования, а директор Еврейского Культурного центра Рязани Людмила Захарова выполнила сложнейшую задачу: она нашла помещение, идеально подходящее для общинной культурной деятельности: центр города, 125 квадратных метров (два этажа!) и изолированность от возможных нееврейских соседей. В помещении предполагается оборудовать небольшой офис, обширную комнату для общинных мероприятий, место для молодёжного клуба, склад для нужд Хеседа, библиотеку и даже арон-кодеш для Свитка Торы.

28 мая состялся въезд в новое помещение. Осталось - наладить работу!

06.04.03. ОФЕК в Рязани

6 апреля в Рязани прошел Фестиваль еврейской книги. Первый в городе праздник такого уровня помогли организовать активисты Нижегородского общества еврейской культуры Цви Гирш.

ОФЕК, ставший уже рядовым явлением в других общинах России, в Рязани стал уникальным явлением. Дело в том, что это город с сильными антисемитскими традициями, поразившими даже разные уровни власти и бюрократии.

Уже при подготовке фестиваля организаторы столкнулись с сильными препятствиями. Людмила Захарова, директор рязанского хэсэда, пыталась снять помещение на свое имя, но как только владельцы узнавали, что зал нужен для еврейского мероприятия, то сразу отказывались. Что интересно, они обосновывали свой отказ риском нападения и повреждения имущества хулиганами-антисемитами.

Несмотря ни на что фестиваль удался на славу. В местном кукольном театре в фойе расположилась выставка книг, а в зале прошел замечательный концерт с участием вокально-танцевального ансамбля Зильбер.

До ОФЕКа в Рязани не было еврейской библиотеки, да и не было достаточных фондов для ее создания. В ходе фестиваля рязанские евреи получили более 300 книг. Представитель КЕРООР торжественно преподнес в дар общине свиток Торы, предоставили книги школа Ривки Вайс, Еврейское Агентство, фонд Холокост. Значительный вклад в книжный фонд общины внесли нижегородцы - около 120 книг. Религиозная община и раввин Шимон Бергман подарили рязанцам религиозную литературу - Тору, сидуры, Агаду, трехтомник  высказываний Любавического Ребе. Общество Цви Гирш предоставило почти полную коллекцию Библиотеки Алия, издания Народного университета еврейской культуры, в том числе журналы Корни, сделал свой вклад и филиал Джойнта.

Прошедший ОФЕК просто всколыхнул общину. Если раньше люди опасались записываться в хэсэд и общинный центр, то 6 апреля они до отказа заполнили зал фестиваля. Все 5 дней Фестиваль показывали по местному ТВ, а главный концерт и выставку посетил рязанский вице-губератор. Но главное - в Рязани теперь есть еврейская библиотека.

17 сентября   2000 г. в самом центре Рязани примерно в  14.30 на улице Ленина,  напротив здания Областной администрации, 15 рязанских фашистов напали на воскресную еврейскую детскую школу и устроили там погром.

Нападение произошло в то время, когда в школе находилось около 20 детей  в возрасте от 6 до 9 лет. Из взрослых в школе было 5 учителей и господин Резников, руководитель еврейской религиозной общины.

В этот день к 14.30 в воскресной еврейской школе оставалась только младшая группа: около 20 детей 6-9 лет. Все они находились в классной комнате, когда в общий холл ворвалось 15 крепких парней лет 18-20, вооруженных цепями. Они кричали, что пришли «мочить жидов», разбили телефон, цветочные горшки, стекла на дверях, сорвали со стены выставку детских работ, побили мебель.

Резников Л.С., единственный мужчина, присутствовавший в школе, успел вызвать наряд милиции. И погромщики это увидели. Поэтому буквально через 2-3 минуты старший из них скомандовал: «Уходим, братки», и, одновременно вскинув правую руку в фашистском приветствии и крикнув в один голос «Хайль Гитлер!»,  фашисты убежали.

Милиция приехала через 15 минут, но поиски нападавших ничего не дали. Примерно через 2 часа в школу пришел следователь, составивший протокол.
Резников написал заявление в милицию и в прокуратуру и направил сообщения о нападении в московские еврейские организации.

К счастью, во время нападения никто физически не пострадал. 4 учительницы загородили собой вход в классную комнату, где были дети. Поэтому дети увидели только следы погрома. Хотя, разумеется, это не избавило малышей от тяжелой психологической травмы.

Но это еще не все. Ночью у входа в школу от имени «Революционной партии» были наклеены две листовки: «Освободим Россию от нерусской нечисти».
В то же злополучное воскресенье примерно в 20.00 напали на Филичеву Н.П., директора вечерней школы, где евреи арендуют помещения для своих занятий. Ее догнала легковая машина, которая перегородила женщине дорогу, заехав на тротуар. Из машины выскочил парень и принялся бить Филичеву палкой по ногам. Затем залез в машину и уехал.

Резников прокомментировал последний инцидент: «Чтобы не сдавала помещения евреям».

 



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
В Екатеринбурге прошлел просветительский форум "Память о Холокосте -путь к толерантности"

15-17 мая в Уральском государственном университете им. М. Горького прошел научно-просветительский форум "Память о Холокосте как путь к толерантности", который был совместно подготовлен Центром израилеведения и академической иудаики УрГУ и фондом "Джойнт".


"Путевка в жизнь" от факультета иудаики

Вчера в Еврейском культурном центре на Большой Никитской прошел выпуск учеников Малого факультета иудаики – подразделения кафедры иудаики ИСАА МГУ для старших школьников.


Заявление Российского еврейского конгресса в связи с убийством в Санкт-Петербурге преподавателя еврейской гимназии

Российский еврейский конгресс с тревогой и болью узнал об убийстве в Санкт-Петербурге 22-летнего Дмитрия Никулинского — студента Петербургского государственного университета и преподавателя местной еврейской гимназии, погибшего 12 мая в подъезде собственного дома от многочисленных ножевых ранений. Мы приносим глубокие соболезнования семье погибшего и выражаем искреннее сочувствие еврейской общине Санкт-Петербурга.


Даже в праздник 9 Мая националисты смогли свободно пройтись по центру Москвы

Мир отметил очередную годовщину Победы над фашизмом. Однако те, кого победили 62 года назад в Европе, набирают силу в самой России. Так, вчера по Москве прошли маршем активисты «Славянского союза», которые хвастаются своей аббревиатурой «СС». А как следует из представленного на днях доклада Московского бюро по правам человека, численность скинхедов в России уже сопоставима с количеством бритоголовых во всем остальном мире, а количество их жертв за год возросло в полтора раза.


700 фронтовиков-евреев отпраздновали День Победы в Московском дворце молодежи

Более семисот евреев - ветеранов Великой Отечественной войны побывали 7 мая в Московском дворце молодежи на торжественной мемориальной акции, посвященной 62-й годовщине Победы над фашизмом. Организаторами церемонии выступили Российский еврейский конгресс (РЕК) и Московская еврейская религиозная община (МЕРО).


Jlife