Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Тутти-еврутти / Мишпоха

После драки кулаками не машут

Пожалуй, большая часть писем родителей, адресованных психологу, касается вопроса детской агрессивности. Эта проблема знакома очень многим мамам и папам детей любого возраста, начиная чуть ли не от младенчества и заканчивая подростковым и юношеским возрастом. Почему же наши дети "вспыхивают", злятся, ругаются, нападают на сверстников с кулаками? Как общаться с "агрессором", можно ли сделать что-либо с грубыми выходками? Давайте посмотрим.

***

"Моему сыну всего три, а он уже проявляет отвратительный характер, впадает в истерики, с ним случаются приступы раздражения чуть ли не каждый день. Мне кажется, что в Артуре какое-то огромное количество энергии, которую он не знает, куда направить. Например, он любит раскидывать игрушки, рвать книги, журналы, все крушить в доме.
Все это делается с какой-то яростью и неистовостью. Я пыталась ему объяснить, что так делать нельзя, но, когда Артур в таком состоянии, на него ничего не действует.
Я очень переживаю, откуда в ребенке взялась такая агрессия, может быть, это влияние генов его отца? Изучали ли психологи влияние наследственности на черты характера детей, неужели это так фатально? Как теперь перевоспитать сына?"

М. Осокина, Мурманск.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Многие малыши в этом возрасте очень энергичны, непоседливы, инициативны. А многие родители, к сожалению, склонны называть эти замечательные качества "агрессией" или "отвратительным характером".

Взрослые очень любят такие ярлыки и стремятся поскорее повесить их на маленького непоседу. А ведь для любого плохого (с точки зрения мамы) проявления малыша можно подобрать положительное название.

В книге "Ребенок с характером" М. Курчинка пишет: "Эмоциональность - это движущая сила полнокровных реакций норовистого ребенка. Благодаря этой невиданной силе ребенок откликается на все происходящее мгновенно и остро. Верно направленная, она дарит ребенку глубину и выразительность чувств, редко знакомых остальным".

Что такого натворил маленький Артур, чем он заслужил название "агрессивный ребенок"? Он разбрасывает вещи, игрушки, рвет книги. Но ведь его мама сама очень правильно замечает, что "в Артуре какое-то огромное количество энергии, которую он не знает, куда направить".

А есть ли какие-либо альтернативы разгрому, чем малыш может заняться из подвижных видов деятельности? Такого активного ребенку очень полезно занять физкультурой и другими активными занятиями.

Очень часто маленький "разрушитель" просто страдает от отсутствия возможности самовыражения другим образом.

Пройдет время, прежде чем малыш начнет понимать, что рвать книги и бить посуду - нехорошо. Однако приучать его к этому следует с самого рождения, но ни в коем случае не во время приступов.

Ведь мама сама очень правильно замечает: "Когда Артур в таком состоянии - на него ничего не действует". Во время разгрома малыш не будет слушать долгих и занудных нравоучений. Более действенно в такой ситуации просто твердо взять его за руку и сказать: "Так делать нельзя, меня это очень расстраивает и обижает".

А вот сразу после инцидента - удачное время для его обсуждения. Вы можете прямо спросить у ребенка, почему он учинил такой погром. Однако малышу зачастую бывает очень сложно объяснить свои чувства. Кроме того, маленький ребенок может не знать приемлемых способов выражения своих эмоций.

Именно для этого бывает очень полезно специально заниматься с ребенком обсуждением чувств и их выражения. Понаблюдайте вместе за чувствами других людей (в особенности детей), обсудите вместе эмоции героев сказок, мультиков.

Каждый раз говорите малышу о своих чувствах: "Я расстраиваюсь, когда ты плачешь" или "Я злюсь, когда у меня что-то не получается". Вводите в лексикон ребенка как можно Малыш должен научится распознавать чувства, возникающие у него, и обозначать их. Следующий шаг - научить малыша распознавать разницу между чувствами и поступками, следующими за чувствами.

Вы вместе с вашим маленьким забиякой должны прийти к выводу о том, что любой человек испытывает много чувств, и это очень естественно. Однако давать волю рукам - это уже плохо. Приведите примеры: ЗЯ злюсь, когда у меня не ладится домашняя работа, но я никогда не раскидываю вещи, не рву книги, я начинаю глубоко дышать и считать до 10 (или я прекращаю на время работу и звоню подружке).

Потом расспросите малыша, что может предложить он, и обсудите его альтернативы. Таким образом, вы предлагаете малышу различные неразрушительные способы выражения его чувств.

Вы можете даже организовать "копилку" этих способов - нарисовать различные эмоциональные ситуации и приемлемые способы их разрешения. В эту "копилку" могут войти такие способы выражения злости и раздражения, как принять душ, пойти поиграть во двор, 35 раз попрыгать на одной ножке, порисовать красками, рассказать маме о своих переживаниях, поколотить подушку, сочинить сказку, покататься на роликах.



рвать книги, журналы, все крушить в доме.
Все это делается с какой-то яростью и неистовостью. Я пыталась ему объяснить, что так делать нельзя, но, когда Артур в таком состоянии, на него ничего не действует.
Я очень переживаю, откуда в ребенке взялась такая агрессия, может быть, это влияние генов его отца? Изучали ли психологи влияние наследственности на черты характера детей, неужели это так фатально? Как теперь перевоспитать сына?"

М. Осокина, Мурманск.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Многие малыши в этом возрасте очень энергичны, непоседливы, инициативны. А многие родители, к сожалению, склонны называть эти замечательные качества "агрессией" или "отвратительным характером".

Взрослые очень любят такие ярлыки и стремятся поскорее повесить их на маленького непоседу. А ведь для любого плохого (с точки зрения мамы) проявления малыша можно подобрать положительное название.

В книге "Ребенок с характером" М. Курчинка пишет: "Эмоциональность - это движущая сила полнокровных реакций норовистого ребенка. Благодаря этой невиданной силе ребенок откликается на все происходящее мгновенно и остро. Верно направленная, она дарит ребенку глубину и выразительность чувств, редко знакомых остальным".

Что такого натворил маленький Артур, чем он заслужил название "агрессивный ребенок"? Он разбрасывает вещи, игрушки, рвет книги. Но ведь его мама сама очень правильно замечает, что "в Артуре какое-то огромное количество энергии, которую он не знает, куда направить".

А есть ли какие-либо альтернативы разгрому, чем малыш может заняться из подвижных видов деятельности? Такого активного ребенку очень полезно занять физкультурой и другими активными занятиями.

Очень часто маленький "разрушитель" просто страдает от отсутствия возможности самовыражения другим образом.

Пройдет время, прежде чем малыш начнет понимать, что рвать книги и бить посуду - нехорошо. Однако приучать его к этому следует с самого рождения, но ни в коем случае не во время приступов.

Ведь мама сама очень правильно замечает: "Когда Артур в таком состоянии - на него ничего не действует". Во время разгрома малыш не будет слушать долгих и занудных нравоучений. Более действенно в такой ситуации просто твердо взять его за руку и сказать: "Так делать нельзя, меня это очень расстраивает и обижает".

А вот сразу после инцидента - удачное время для его обсуждения. Вы можете прямо спросить у ребенка, почему он учинил такой погром. Однако малышу зачастую бывает очень сложно объяснить свои чувства. Кроме того, маленький ребенок может не знать приемлемых способов выражения своих эмоций.

Именно для этого бывает очень полезно специально заниматься с ребенком обсуждением чувств и их выражения. Понаблюдайте вместе за чувствами других людей (в особенности детей), обсудите вместе эмоции героев сказок, мультиков.

Каждый раз говорите малышу о своих чувствах: "Я расстраиваюсь, когда ты плачешь" или "Я злюсь, когда у меня что-то не получается". Вводите в лексикон ребенка как можно Малыш должен научится распознавать чувства, возникающие у него, и обозначать их. Следующий шаг - научить малыша распознавать разницу между чувствами и поступками, следующими за чувствами.

Вы вместе с вашим маленьким забиякой должны прийти к выводу о том, что любой человек испытывает много чувств, и это очень естественно. Однако давать волю рукам - это уже плохо. Приведите примеры: ЗЯ злюсь, когда у меня не ладится домашняя работа, но я никогда не раскидываю вещи, не рву книги, я начинаю глубоко дышать и считать до 10 (или я прекращаю на время работу и звоню подружке).

Потом расспросите малыша, что может предложить он, и обсудите его альтернативы. Таким образом, вы предлагаете малышу различные неразрушительные способы выражения его чувств.

Вы можете даже организовать "копилку" этих способов - нарисовать различные эмоциональные ситуации и приемлемые способы их разрешения. В эту "копилку" могут войти такие способы выражения злости и раздражения, как принять душ, пойти поиграть во двор, 35 раз попрыгать на одной ножке, порисовать красками, рассказать маме о своих переживаниях, поколотить подушку, сочинить сказку, покататься на роликах.

Многие малыши в этом возрасте очень энергичны, непоседливы, инициативны. А многие родители, к сожалению, склонны называть эти замечательные качества "агрессией" или "отвратительным характером".

Взрослые очень любят такие ярлыки и стремятся поскорее повесить их на маленького непоседу. А ведь для любого плохого (с точки зрения мамы) проявления малыша можно подобрать положительное название.

В книге "Ребенок с характером" М. Курчинка пишет: "Эмоциональность - это движущая сила полнокровных реакций норовистого ребенка. Благодаря этой невиданной силе ребенок откликается на все происходящее мгновенно и остро. Верно направленная, она дарит ребенку глубину и выразительность чувств, редко знакомых остальным".

Что такого натворил маленький Артур, чем он заслужил название "агрессивный ребенок"? Он разбрасывает вещи, игрушки, рвет книги. Но ведь его мама сама очень правильно замечает, что "в Артуре какое-то огромное количество энергии, которую он не знает, куда направить".

А есть ли какие-либо альтернативы разгрому, чем малыш может заняться из подвижных видов деятельности? Такого активного ребенку очень полезно занять физкультурой и другими активными занятиями.

Очень часто маленький "разрушитель" просто страдает от отсутствия возможности самовыражения другим образом.

Пройдет время, прежде чем малыш начнет понимать, что рвать книги и бить посуду - нехорошо. Однако приучать его к этому следует с самого рождения, но ни в коем случае не во время приступов.

Ведь мама сама очень правильно замечает: "Когда Артур в таком состоянии - на него ничего не действует". Во время разгрома малыш не будет слушать долгих и занудных нравоучений. Более действенно в такой ситуации просто твердо взять его за руку и сказать: "Так делать нельзя, меня это очень расстраивает и обижает".

А вот сразу после инцидента - удачное время для его обсуждения. Вы можете прямо спросить у ребенка, почему он учинил такой погром. Однако малышу зачастую бывает очень сложно объяснить свои чувства. Кроме того, маленький ребенок может не знать приемлемых способов выражения своих эмоций.

Именно для этого бывает очень полезно специально заниматься с ребенком обсуждением чувств и их выражения. Понаблюдайте вместе за чувствами других людей (в особенности детей), обсудите вместе эмоции героев сказок, мультиков.

Каждый раз говорите малышу о своих чувствах: "Я расстраиваюсь, когда ты плачешь" или "Я злюсь, когда у меня что-то не получается". Вводите в лексикон ребенка как можно Малыш должен научится распознавать чувства, возникающие у него, и обозначать их. Следующий шаг - научить малыша распознавать разницу между чувствами и поступками, следующими за чувствами.

Вы вместе с вашим маленьким забиякой должны прийти к выводу о том, что любой человек испытывает много чувств, и это очень естественно. Однако давать волю рукам - это уже плохо. Приведите примеры: ЗЯ злюсь, когда у меня не ладится домашняя работа, но я никогда не раскидываю вещи, не рву книги, я начинаю глубоко дышать и считать до 10 (или я прекращаю на время работу и звоню подружке).

Потом расспросите малыша, что может предложить он, и обсудите его альтернативы. Таким образом, вы предлагаете малышу различные неразрушительные способы выражения его чувств.

Вы можете даже организовать "копилку" этих способов - нарисовать различные эмоциональные ситуации и приемлемые способы их разрешения. В эту "копилку" могут войти такие способы выражения злости и раздражения, как принять душ, пойти поиграть во двор, 35 раз попрыгать на одной ножке, порисовать красками, рассказать маме о своих переживаниях, поколотить подушку, сочинить сказку, покататься на роликах.

Если вы не будете лениться и позанимаетесь анализом чувств несколько месяцев, ваш малыш уже увереннее будет разбираться в своих эмоциях и сможет объяснить их.

Кроме того, такие занятия не менее полезны для родителей, ведь они тоже бывают не очень внимательны к своим и чужим чувствам.

Наблюдательная мама наверняка заметит, что регулярно повторяются такие моменты, когда малыш чувствует себя, мягко говоря, некомфортно. Это касается конца дня, вечера, когда нагрузки на вашего "забияку" должны быть обязательно снижены.

Для любого ребенка вредным оказывается как полное отсутствие активности ("Сиди смирно!"), так и избыточная стимуляция ("Мы прошли уже четыре магазина, но еще обязательно надо заглянуть в пятый").

Бывает, что "агрессор" просто очень привязан к маме, ему не хватает ласкового прикосновения, такие дети буянят, когда остаются надолго одни. Другие, наоборот, нуждаются в личном пространстве и не могут все время обниматься с родственниками.

Мамам, которые хотят научиться быть наблюдательными, полезно вести дневник эмоциональных проявлений своего "шалуна". Поверьте, устранить причину расстройства ребенка - это не значит потакать его капризам. Это значит создать благоприятные условия для развития эмоционального мира вашего любимого малыша. Скажите проказнику: "Если сможем, то мы вместе уберем то, что тебя так расстроило".

Хорошее средство от погромов - предложить ребенку устранить разрушения самому. Причем уборка должна восприниматься не как непонятное наказание, а как неизбежная ответственность за такие проказы.

Вы можете сказать малышу: "Ты уже достаточно сильный и большой, чтобы учинить такой погром, поэтому ты сможешь и убрать за собой все разрушения, давай возьмемся за это вместе".

Возможно, что в следующий раз, ваш "вояка" подумает прежде, чем все рушить. После уборки не напоминайте ребенку об инциденте, не ругайте его, а искренне поблагодарите.

Норовистый малыш нуждается в четких правилах относительно того, что "можно" и чего "нельзя". Родители, которые бросаются из крайности в крайность - то все разрешают своему чаду, то все запрещают - очень вредят ребенку. Важно установить раз и навсегда основные правила поведения, в которые включить и запрет на погромы.

Но основная проблема письма, как мне кажется, это вопрос о влиянии плохих генов. Возможно, что активное поведение Артура и не было бы воспринято как "агрессивное", если бы не наследственность.

Проблема наследственности и характера широко обсуждалась и обсуждается в психологии. Хочу сразу успокоить маму Артура: сейчас достаточно убедительно доказано, что на формирование черт характера детей оказывает большее влияние стиль воспитания, а не какие-то мифические гены.

Адекватное и гуманное воспитание может противостоять любой наследственности. Только надо приложить для этого очень-очень много усилий. Так что все - в ваших руках!

***

"Пишу вам по поводу неуживчивости моего внука в коллективе. Дело в том, что он очень часто обижает других детей, ссорится, нападает на них.

Воспитательница жаловалась, что недавно он оттаскал за волосы девочку. Мой зять по-своему подходит к вопросам воспитания и постоянно наказывает внука за его проделки.

Он не разрешает ему выходить из своей комнаты часами, ставит в угол и даже иногда бьет. Честно сказать, мне не нравятся такие методы, но я ничего не могу и предложить взамен, чтобы унять настоящее буйство внука. Я хотела даже забрать его из садика, но я еще работаю, и родители тоже заняты".

Зинаида Петровна Христофорова, г. Кимры.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Бабушка очень правильно оценила метод воспитания зятя. Ведь наказание формирует именно то поведение, которое хотят предотвратить с его помощью.

Психологи убедительно показали, что родители, добивающиеся послушания битьем, дают детям уроки агрессии как метода решения жизненных проблем. Многие малыши ведут себя агрессивно, просто подражая взрослым, а не в силу своей "испорченности". Поэтому исключите физические наказания при общении с "агрессором" - это будет первым шагом к отваживанию малыша от агрессивного поведения.

Что же можно предложить взамен шлепков? Некоторые родители наказывают с помощью лишения родительской любви и внимания.

Это тоже очень опасный способ наказания, который может привести к еще более страшным последствиям. Специальные исследования показали, что агрессивные дети воспринимают обычные ситуации общения как опасные.

Например, такому ребенку показывают картинки с изображениями играющих детей и просят описать ситуацию. Вот что маленький агрессор отвечает: "Дети прячутся от злого учителя" (на картинке изображена обычная игра в "прятки") или "Сейчас его поймают и изобьют" (игра в "догонялки").

Примечательно, что малыши, не склонные к агрессии, описывают картинки намного более оптимистично. Не удивительно, что пессимисты проявляют агрессию, ведь они ничего хорошего от окружающих не ждут и предпочитают нападать первыми.

Итак, у агрессивного в общении малыша часто просто не хватает базовых социальных знаний и умений. Именно поэтому следует расширять опыт общения с людьми. Обязательно наблюдайте вместе с ребенком за тем, как общаются другие люди, обсуждайте различные жизненные истории, фильмы.

больше слов-синонимов, обозначающих различные эмоции и чувства.

Формируйте у маленького пессимиста более позитивное восприятие других людей, внушайте, что они не желают ему зла. Особенно в этом плане придется поработать с вашим зятем, конечно. Предлагайте малышу различные выходы из трудных ситуаций общения без применения насилия и драк.

На собственном примере демонстрируйте, как вы разрешаете затруднения в общении: "Мне не нравилось, как наш папа "воспитывает" тебя, но я не стала его колотить, а поговорила с ним по душам. Оказалось, что он хотел только лучшего для тебя, но не знал, как это сделать. Мы вместе пришли к решению о том, что никто никогда не имеет права поднимать руки на другого человека (даже маленького), а решать сложные проблемы мы будем с помощью обсуждения. Сначала выслушаем каждого, а потом вместе подумаем, что же предпринять".

Если есть такая возможность, то устраивайте коллективные игры детей с такими сюжетами, в которых особый упор делается на выработку взаимовыручки и терпимости. Такие методы воспитания применяйте между вспышками агрессии до полного их исчезновения. Но что же делать во время нападения?

Психолог Д. Лешли подробно описал тактику поведения взрослых в своей книге "Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы". Лучше всего попытаться сдержать акт агрессии малыша. Это можно сделать путем отвлечения внимания ребенка - дать ему игрушку, которую он может пнуть или укусить или просто удержать "агрессора" за руку или за плечи, твердо сказав "Нельзя!".

Некоторые родители, опускаясь до уровня малыша, говорят: "А вот если я начну бить, будет больнее" или ЗА ты ему ответь тем же, врежь ему!".

Это совершенно недопустимые приемы, поскольку они только подогревают агрессию ребенка, а не отучают от нее. После вспышки расспросите малыша о причинах такого поведения и однозначно выразите свое отрицательное отношение к таким методам решения проблем.

Наряду с осуждением "агрессора", проявите особое внимание жертве нападения. Наблюдая такие реакции на свое поведение, постепенно малыш поймет, что следует искать другие, более приемлемые способы решения конфликтов.

Конечно, если вспышки агрессии не проходят в течение долгого времени, несмотря на все ваши старания, то обязательно обратитесь к детскому психологу или психоневрологу.



Бабушка очень правильно оценила метод воспитания зятя. Ведь наказание формирует именно то поведение, которое хотят предотвратить с его помощью.

Психологи убедительно показали, что родители, добивающиеся послушания битьем, дают детям уроки агрессии как метода решения жизненных проблем. Многие малыши ведут себя агрессивно, просто подражая взрослым, а не в силу своей "испорченности". Поэтому исключите физические наказания при общении с "агрессором" - это будет первым шагом к отваживанию малыша от агрессивного поведения.

Что же можно предложить взамен шлепков? Некоторые родители наказывают с помощью лишения родительской любви и внимания.

Это тоже очень опасный способ наказания, который может привести к еще более страшным последствиям. Специальные исследования показали, что агрессивные дети воспринимают обычные ситуации общения как опасные.

Например, такому ребенку показывают картинки с изображениями играющих детей и просят описать ситуацию. Вот что маленький агрессор отвечает: "Дети прячутся от злого учителя" (на картинке изображена обычная игра в "прятки") или "Сейчас его поймают и изобьют" (игра в "догонялки").

Примечательно, что малыши, не склонные к агрессии, описывают картинки намного более оптимистично. Не удивительно, что пессимисты проявляют агрессию, ведь они ничего хорошего от окружающих не ждут и предпочитают нападать первыми.

Итак, у агрессивного в общении малыша часто просто не хватает базовых социальных знаний и умений. Именно поэтому следует расширять опыт общения с людьми. Обязательно наблюдайте вместе с ребенком за тем, как общаются другие люди, обсуждайте различные жизненные истории, фильмы.

больше слов-синонимов, обозначающих различные эмоции и чувства.

Формируйте у маленького пессимиста более позитивное восприятие других людей, внушайте, что они не желают ему зла. Особенно в этом плане придется поработать с вашим зятем, конечно. Предлагайте малышу различные выходы из трудных ситуаций общения без применения насилия и драк.

На собственном примере демонстрируйте, как вы разрешаете затруднения в общении: "Мне не нравилось, как наш папа "воспитывает" тебя, но я не стала его колотить, а поговорила с ним по душам. Оказалось, что он хотел только лучшего для тебя, но не знал, как это сделать. Мы вместе пришли к решению о том, что никто никогда не имеет права поднимать руки на другого человека (даже маленького), а решать сложные проблемы мы будем с помощью обсуждения. Сначала выслушаем каждого, а потом вместе подумаем, что же предпринять".

Если есть такая возможность, то устраивайте коллективные игры детей с такими сюжетами, в которых особый упор делается на выработку взаимовыручки и терпимости. Такие методы воспитания применяйте между вспышками агрессии до полного их исчезновения. Но что же делать во время нападения?

Психолог Д. Лешли подробно описал тактику поведения взрослых в своей книге "Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы". Лучше всего попытаться сдержать акт агрессии малыша. Это можно сделать путем отвлечения внимания ребенка - дать ему игрушку, которую он может пнуть или укусить или просто удержать "агрессора" за руку или за плечи, твердо сказав "Нельзя!".

Некоторые родители, опускаясь до уровня малыша, говорят: "А вот если я начну бить, будет больнее" или ЗА ты ему ответь тем же, врежь ему!".

Это совершенно недопустимые приемы, поскольку они только подогревают агрессию ребенка, а не отучают от нее. После вспышки расспросите малыша о причинах такого поведения и однозначно выразите свое отрицательное отношение к таким методам решения проблем.

Наряду с осуждением "агрессора", проявите особое внимание жертве нападения. Наблюдая такие реакции на свое поведение, постепенно малыш поймет, что следует искать другие, более приемлемые способы решения конфликтов.

Конечно, если вспышки агрессии не проходят в течение долгого времени, несмотря на все ваши старания, то обязательно обратитесь к детскому психологу или психоневрологу.

Некоторые родители, опускаясь до уровня малыша, говорят: "А вот если я начну бить, будет больнее" или ЗА ты ему ответь тем же, врежь ему!".

Это совершенно недопустимые приемы, поскольку они только подогревают агрессию ребенка, а не отучают от нее. После вспышки расспросите малыша о причинах такого поведения и однозначно выразите свое отрицательное отношение к таким методам решения проблем.

Наряду с осуждением "агрессора", проявите особое внимание жертве нападения. Наблюдая такие реакции на свое поведение, постепенно малыш поймет, что следует искать другие, более приемлемые способы решения конфликтов.

Конечно, если вспышки агрессии не проходят в течение долгого времени, несмотря на все ваши старания, то обязательно обратитесь к детскому психологу или психоневрологу.

***

"Наша Верочка стала недавно выражаться плохими словами. Мне совершенно не понятно, где она понабралась такой брани, но это что-то ужасное. Я пыталась рассказать ей, что это просто никуда не годные, неприличные слова, но ей, кажется, доставляет удовольствие доводить меня с отцом этими выражениями. Верочка делает это с какой-то агрессией. Уж я ее и стыдила, и наказывала, но ничего не помогает. Дочкин "словарный" запас только пополняется. Как отучить дочку от бранных слов?"

О. Василюк, г. Армавир.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Агрессивность детей проявляется не только в разрушительных действиях, но и в речи - это так называемая вербальная агрессивность.

Причины вербальной агрессивности детей часто те же самые, что и физической - желание почувствовать себя сильным и невозможность выразить это другими приемлемыми способами. Бывает, что за бранными словами скрывается обида и досада на взрослых.

Многие психологи советуют взрослым меньше обращать внимания на плохие слова детей, не паниковать, не ужасаться. Ведь этим они только "подливают масла в огонь" - малыш чувствует, что добился своего, он - центр всеобщего внимания и удивления.

Однако совершенно игнорировать брань ребенка нельзя, иначе малыш так и не поймет никогда, что это плохо. В каждом случае постарайтесь разобраться в чувствах маленького "матерщинника", действительно ли он обижен на вас, разозлен или просто "пробует" новые словечки на вкус.

Если серьезных обид нет, то смело игнорируйте плохие слова. Ни в коем случае не обеспечивайте аудитории ("Ну, вы только послушайте, что этот маленький проказник говорит!").

Ваш страх перед агрессивными словами ребенка только спровоцирует его. Не заостряйте внимания, не рассказывайте друзьям и соседям.

Очень важно соблюдать эти правила, поскольку не так уж и редко родители как бы "упиваются" выходками малыша и трезвонят о них на всех углах. А ребенок торжествует и продолжает в том же духе.

Чувство юмора может оказать неоценимую услугу в борьбе с плохими словечками. Превратите ваш разговор в комическую перепалку, и вы снимите напряжение и рассмеетесь.

Психологи предлагают на фразу "Ты - старая корова!" отвечать "А ты, выходит, глупый теленок!". Но не увлекайтесь сильно такими методами, иначе интерес к плохим словечкам не угаснет.

Бывает, что плохие словечки не исчезают долгое время. Вы можете честно и прямо сказать ребенку, что вам это очень не нравится. Поговорите с ним как со взрослым. Расскажите ему о чувствах, которые вызывает у вас его брань: "Я очень расстроена", а не "Перестань!", "Не смей ругаться!".

К сожалению, мы редко беседуем с маленькими детьми по душам. А на самом деле грустные чувства мамы способны наказать намного сильнее, чем ремень.

Иногда дети не знают других, более мягких слов, чтобы выразить свою досаду или злость. Поэтому следует давать альтернативы бранным словам, чтобы малыш мог выражать накопившиеся эмоции. Например: "Провались все пропадом!" или "Я чертовски недоволен!". Вы можете сконструировать с ребенком свои собственные словечки для выражения разных чувств, которые наверняка покажутся ему более привлекательными - тут ваша фантазия не ограничена.

Бывает, что малыш вовсе и не испытывает никакой злости, а просто подражает другим, пробует новые словечки на вкус. В такой ситуации предложите другие новые, не менее любопытные слова.

Родители не всегда помнят, что малыши часто ругаются совершенно невинно, не осознавая того, что эти слова неприличные.

В таких случаях совершенно спокойно и без паники объясните ребенку, что это плохое слово и лучше его никогда не говорить.

Если ваш "всезнайка" спрашивает о значении слова, то не стоит объяснять ему первоначальный смысл. Но обязательно донесите до малыша, что это слово не вызовет симпатии, любви и внимания к нему других людей.

Самое важное - дать понять ругающемуся малышу, что есть другие, более ценные способы проявления силы и ума, а также привлечения внимания окружающих к собственной персоне. Намного лучше продемонстрировать перед аудиторией свое новое умение считать до ста или ловко прыгать на роликах, чем знание новых "словечек".

СОВЕТЫ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Если ваш малыш излишне активен и даже иногда агрессивен, то:

  • не впадайте в панику, не заостряйте всеобщее внимание на агрессивных выходках,
  • откажитесь от физических наказаний,
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • откажитесь от физических наказаний,
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
Агрессивность детей проявляется не только в разрушительных действиях, но и в речи - это так называемая вербальная агрессивность.

Причины вербальной агрессивности детей часто те же самые, что и физической - желание почувствовать себя сильным и невозможность выразить это другими приемлемыми способами. Бывает, что за бранными словами скрывается обида и досада на взрослых.

Многие психологи советуют взрослым меньше обращать внимания на плохие слова детей, не паниковать, не ужасаться. Ведь этим они только "подливают масла в огонь" - малыш чувствует, что добился своего, он - центр всеобщего внимания и удивления.

Однако совершенно игнорировать брань ребенка нельзя, иначе малыш так и не поймет никогда, что это плохо. В каждом случае постарайтесь разобраться в чувствах маленького "матерщинника", действительно ли он обижен на вас, разозлен или просто "пробует" новые словечки на вкус.

Если серьезных обид нет, то смело игнорируйте плохие слова. Ни в коем случае не обеспечивайте аудитории ("Ну, вы только послушайте, что этот маленький проказник говорит!").

Ваш страх перед агрессивными словами ребенка только спровоцирует его. Не заостряйте внимания, не рассказывайте друзьям и соседям.

Очень важно соблюдать эти правила, поскольку не так уж и редко родители как бы "упиваются" выходками малыша и трезвонят о них на всех углах. А ребенок торжествует и продолжает в том же духе.

Чувство юмора может оказать неоценимую услугу в борьбе с плохими словечками. Превратите ваш разговор в комическую перепалку, и вы снимите напряжение и рассмеетесь.

Психологи предлагают на фразу "Ты - старая корова!" отвечать "А ты, выходит, глупый теленок!". Но не увлекайтесь сильно такими методами, иначе интерес к плохим словечкам не угаснет.

Бывает, что плохие словечки не исчезают долгое время. Вы можете честно и прямо сказать ребенку, что вам это очень не нравится. Поговорите с ним как со взрослым. Расскажите ему о чувствах, которые вызывает у вас его брань: "Я очень расстроена", а не "Перестань!", "Не смей ругаться!".

К сожалению, мы редко беседуем с маленькими детьми по душам. А на самом деле грустные чувства мамы способны наказать намного сильнее, чем ремень.

Иногда дети не знают других, более мягких слов, чтобы выразить свою досаду или злость. Поэтому следует давать альтернативы бранным словам, чтобы малыш мог выражать накопившиеся эмоции. Например: "Провались все пропадом!" или "Я чертовски недоволен!". Вы можете сконструировать с ребенком свои собственные словечки для выражения разных чувств, которые наверняка покажутся ему более привлекательными - тут ваша фантазия не ограничена.

Бывает, что малыш вовсе и не испытывает никакой злости, а просто подражает другим, пробует новые словечки на вкус. В такой ситуации предложите другие новые, не менее любопытные слова.

Родители не всегда помнят, что малыши часто ругаются совершенно невинно, не осознавая того, что эти слова неприличные.

В таких случаях совершенно спокойно и без паники объясните ребенку, что это плохое слово и лучше его никогда не говорить.

Если ваш "всезнайка" спрашивает о значении слова, то не стоит объяснять ему первоначальный смысл. Но обязательно донесите до малыша, что это слово не вызовет симпатии, любви и внимания к нему других людей.

Самое важное - дать понять ругающемуся малышу, что есть другие, более ценные способы проявления силы и ума, а также привлечения внимания окружающих к собственной персоне. Намного лучше продемонстрировать перед аудиторией свое новое умение считать до ста или ловко прыгать на роликах, чем знание новых "словечек".

СОВЕТЫ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Если ваш малыш излишне активен и даже иногда агрессивен, то:

  • не впадайте в панику, не заостряйте всеобщее внимание на агрессивных выходках,
  • откажитесь от физических наказаний,
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • откажитесь от физических наказаний,
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • введите твердые правила поведения - что "можно", а чего "нельзя",
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • учитесь вместе с ребенком распознавать эмоции и выражать их мягкими способами,
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • обсуждайте достойные пути разрешения конфликтов на собственном примере,
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.
  • найдите с малышом более интересные способы демонстрации его достижений.

Анна ЛУКАСИК, кандидат психологических наук.


 


Источник:
cnt.online.ru
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ



Общероссийская общественная организация приглашает к сотрудничеству топ-менеджера

Обязанности: cтратегическое и тактическое планирование деятельности организации; бизнес – планирование и бюджетирование в рамках руководства; поддержание системы отчетности, обеспечивающей прозрачность деятельности организации; координация работы всех структурных подразделений; управление командой; организация участия общественной организации в конференциях, презентациях, семинарах и других мероприятиях в России и за рубежом, представление интересов общественной организации в государственных структурах.


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Вакансия Секретаря-Администратора в Международном исследовательском центре российского и восточноевропейского еврейства

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва) объявляет о вакансии Секретаря-Администратора.


Jlife