Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Тутти-еврутти / Я - еврей

Сам себе режиссер

19.07.2011

Человек-оркестр. И человек-легенда. Три боевых ордена за Великую Отечественную, а уж медалей и не сосчитаешь. Различных призов на кинофестивалях — огромное количество. Актер, режиссер, сценарист, музыкант, композитор. Мало не покажется! Наверное, Петр Ефимович счастливый человек, сделал в жизни то, что должен. И еще кое-что. Но на достигнутом, конечно же, не остановится. Что же для него самое главное? Вечная музыка в душе. Она живет в нем каждую секунду его жизни. Мы побывали на его с женой Мирой Григорьевной маленькой уютной даче, пообщались с ним и поняли, что Тодоровский — это песня! Что и требовалось доказать.


Эту дачу в Красной Пахре построил Володя Высоцкий. Он очень дружил с Эдуардом Володарским. Володарский жил здесь по соседству и разрешил Высоцкому построиться на своем участке. Когда Володя умер, Марина Влади хотела продать этот дом вместе с землей. Был жуткий скандал. Даже суд, который Володарский выиграл. Тогда Марина развалила дом, от него один санузел остался. И еще стиральная машина. Ну а потом эта земля нам с Мирой досталась. Мы дом заново достроили: веранду, еще одну комнату, вместо сауны спальню, крышу поменяли. Последние лет восемь живем здесь постоянно, а до этого приезжали только на выходные.

Ну а квартира в Москве у вас же есть?

Есть, конечно. Но нам здесь лучше. Здесь теперь и зимой жить можно. Раньше ничего этого не было, температура в доме только до пяти градусов тепла поднималась.

А кто ваши соседи?

В этом поселке побывали вся наша литература, кинематограф. Я еще успел застать и Романа Кармена, и Антокольского. Белла Ахмадулина здесь рядом жила, Юрий Нагибин. Еще здесь жил Михаил Ромм, Твардовский. С Зиновием Гердтом, моим большим другом, мы тоже были соседи. Я его снял в трех своих картинах. Теперь здесь его вдова живет.

Уютная у вас дача. А что это за дом большущий на вашем участке стоит?

Это Валеры, сына (Валерий Тодоровский — известный режиссер, продюсер. — А. М. ). Он на этот дом деньги-то накопил, а земля здесь очень дорогая, так что построился прямо рядом с нами, на нашем участке.

Тут заходит Мира Григорьевна, супруга Петра Ефимовича, нарядная, вся в белом:

Мы его называем “Брестская крепость”.

У вас здесь так хорошо, а вот у Валеры… По-моему, чем больше дом, тем уюта меньше.

Петр Ефимович: Мне вообще этот дом не нравится. Когда он строился, люди проходили мимо, спрашивали: “Это что, жилой дом строится? А может, элеватор? “Валера нашел какого-то архитектора-модерниста. Ну, вообще-то удобно; вот там, где арка, маленькая квартирка стоит для людей, которые этот дом охраняют. Кухарка там еще живет. На втором этаже кухня, столовая, а на третьем спальня. За этот дом архитектор получил приз. Но нам и здесь хорошо, в своей избушке. У нас котел, центральное отопление, теплая вода все время, газ, телефон городской, рядом городок Троицк, так что если надо “скорую помощь” вызвать, быстро приедет. Удобно. Но мы скучаем по театру.

Так вы же выбираетесь в Москву?

Выбираемся, но очень редко. В основном потому, что машину поставить некуда, припарковаться. Это такая проблема!

Да вы прямо домосед. Но ведь когда фильмы снимали, отлучались же отсюда в командировку?

Конечно. Вот картину “Рио-Рита” под Минском снимали, в окопах сидели.

Мира Григорьевна: Ой, это тяжелый фильм.

П. Е.: Ну что, тяжелый… Это правда о сталинском времени. Когда всем нам с самого детства в кровь и в плоть внедряли, что мы находимся во вражеском окружении и вокруг нас одни шпионы. Если увидим чего подозрительное, нужно тут же донести. И на соседа можно было сказать все что угодно, а потом он получал пять или десять лет лагерей. Вот этот фильм о таком стукаче. Да это же реальная история. Был 68-й год. Для съемок фильма “Фокусник” нам с оператором нужно было снять трамвайную остановку. Стали ее фотографировать, тут мужичок какой-то лет пятидесяти: “Вы чего тут делаете, здесь же секретный объект расположен! Пойдемте-ка со мной! “— “Куда это пойдемте? “— “Сейчас узнаете”. Люди на нас оглядываются. Подходим к какому-то зданию без окон, мужичок нажал на кнопку — и вышел капитан КГБ. Тот ему: “Вот они здесь фотографировали”. Капитан посмотрел наши документы, увидел удостоверение “Мосфильма”. Потом взял нас под руки, отвел в сторону: “Они мне так надоели, раз в месяц обязательно приводят шпиона”. Это был толчок для того, чтобы я сочинил сценарий и через сорок лет снял “Рио-Риту”.

А вообще я по жизни всегда был оптимистом. У меня наследственность такая. Но с годами все больше разочарований. По поводу людей прежде всего. Хотя всю жизнь кто меня удивлял, так это люди. Я и фильмы-то свои все старался снимать про людей, про их мечтания, страдания, радости, отношения. Но вот сейчас… Недавно был учредительный съезд Союза кинематографистов. Я плохо себя чувствовал и, конечно, не поехал. Звонит Николай Петрович Бурляев, кричит в трубку: “Если вы не придете на съезд, то не будете снимать кино!”. И он оказался прав. Вот у меня есть замечательный сценарий, мне он очень нравится. Был старый фильм “Встреча на Эльбе”.

Очень пропагандистский.

Да. А у меня есть настоящая история, как мы на самом деле на Эльбе встретились с американцами.

Потому что это ваша история, вы же войну на Эльбе закончили.

А потом был комендантом маленького городка. Наша 47-я армия утром 8 мая вышла на Эльбу, а американцы уже там стояли, они пришли на два дня раньше, но по договору не имели права переходить на ту территорию, которую должны были занять мы. Вот этот сценарий у меня лежит, а на фильм денег нет. Но я все время при деле, не сижу, не отдыхаю.

Так вас в образе пенсионера и представить-то невозможно.

Я не того порядка человек и не того характера. Помню, как мы голодали в 33-м на Украине. Жили в деревне. Так что я колхозную жизнь еще до армии познал. Ну и на фронте не просто было: вот кухня отстала, так мы два-три дня совсем без еды были.

М. Г.: Мы познакомились в Одессе, хотя ни я, ни Петр Ефимович не одесситы. Я училась в Институте инженеров морского флота, а он в это время уже был кинооператор, очень знаменитый в Одессе. И знаменитый жених. А я была нищая девочка, жила в общежитии. А потом все изумлялись: как, как же так получилось, что он на ней женился?

Значит, у вас были конкурентки?

М. Г.: Не то слово, конкурентки были очень серьезные, девочки-одесситки. Но он как-то меня заприметил, познакомились. А на следующий день пришел с гитарой.

О-о, это бьет безотказно!

М. Г.: А еще через день сделал мне предложение.

И вы?

М. Г.: Я сказала: можно я немножко повыпендриваюсь, а потом соглашусь? Ну а он уезжал в экспедицию, в Ленинград, снимать Евстигнеева в картине “Никогда” и говорит: “Поехали со мной”. Я все бросила и поехала с ним. Свадьбу мы играли в квартире знаменитого драматурга Александра Володина, так как на ресторан денег не было. Но мы даже об этом не знали. И он не знал, кто будет жениться. Это все поэт Поженян организовал. Позвонил Володину: “Тут у меня друг, он хочет жениться. Можно он это сделает у тебя? “Это был 1961 год. А уже потом мы с Володиным подружились на всю жизнь.

Вы любите принимать гостей? Или вам только с Мирой Григорьевной хорошо?

Довольно часто гости здесь бывают. Разные люди, разного калибра. 

А кто чаще всего?

Во-первых, Татьяна Александровна Гердт, которая рядом с нами живет. Еще мои студенты приезжают, которые учились у меня на Высших сценарных и режиссерских курсах. Вот у меня юбилей был, так они все пришли. А еще замечательные наши друзья Уринсон, Ясин.

С экономистами дружите?

Ну а как же. Еще Володя Войнович, он же в нашем поселке живет.

А в Германии он разве не живет?

М. Г.: Теперь в основном здесь. Недавно на нашей соседке женился.

Знаю, что дача эта у вас появилась всего лет 15 назад, а до этого где проживали?

М. Г.: У нас долгое время вообще никакой дачи не было, мы были просто бедными москвичами. Потом мы сняли картину “Интердевочка”. Я говорю “мы”, потому что я тоже была продюсером этого фильма.

Это 89-й год.

Да, и “Интердевочка” дала нам какие-то деньги. Хотя студия заработала миллион. И вот мы купили в Кратове дачу. Ну а чтобы поселиться здесь, продали дом в Кратове.

Здесь вам лучше?

Несравнимо!

П. Е.: Там другие люди, все другое. Зимой били окна, забирались внутрь, жгли костры на полу. Мы там были практически в изоляции. А здесь масса знакомых. Вика Токарева была и есть наша сватья.

М. Г.: Мы с ней очень дружили, пока наши дети не разбежались. (Валерий Тодоровский был женат на дочери Виктории Токаревой. — А. М. )

Но вы же после этого не перестали с Токаревой дружить?

Так получилось, что перестали. А с Наташей, бывшей Валериной женой, мы в хороших отношениях. У нас уже и правнук есть, потому что внук Петя, сын Наташи и Валеры, родил Илюшу. Мы его обожаем. И еще появилась девочка Валеры в Америке. То есть мы детьми разрастаемся.

Ну а пока Валера здесь живет, к нему друзья приезжают, компании?

М. Г.: Все-таки он почти два года на родине не был, так что сейчас к нему особо никто и не приезжает. Видите, здесь дорожка прямо от нас к нему идет. Валера приезжает, сразу идет ко мне: “Мама, дай кушать”.

А свою американскую внучку вы видели?

М. Г.: Видели, конечно, она у нас гостила. Ее Зоей зовут.

Петр Ефимович, какой у вас распорядок дня?

П. Е.: Я рано встаю, в шесть утра. А ложусь в половине двенадцатого. Потом жду, когда Мира Григорьевна проснется. И не просто жду, а привожу себя в нужное состояние. Зарядку делаю. Но в постели. Этому меня мой друг научил, замечательный оператор. А потом я еще хожу по даче, если погода хорошая. Хожу и разминаю ладони специальными пружинками. Ведь в древности считали, что мизинец — это сердце, большой палец — мозги, указательный — легкие. Вот я эти пальцы массирую. И не просто двигаюсь, а еще специально отбиваю себе пятки, топаю. Все-таки с ногами уже есть проблема.

А знаете метод Эльдара Александровича Рязанова? Он на себя каждое утро ведро ледяной воды выливает.

П. Е.: С Эльдаром мы дружим. Вот недавно вместе в кардиоцентре лежали.

Да, было время пообщаться.

П. Е.: Он на четвертом этаже, а я на третьем. Конечно, мы встречались. Ну и дома у них бывали. У него шикарный дом, очень уютный.

Давайте продолжим утреннюю историю. Вот уже Петр Ефимович сделал зарядку, Мира Григорьевна наконец встала… Теперь завтракать?

М. Г.: Завтрак у нас по отдельности. Мы рядом стоим на кухне и каждый готовит себе свою кашу. Овсяную.

Как в Англии! Вам еще Бэрримора не хватает из “Собаки Баскервилей”.

М. Г.: По утрам мы едим только овсянку с брынзой. Потом пьем чай — и всё.

П. Е.: А дальше я сажусь либо слушать диски, либо воспоминания писать. Уже и название есть — “Что меня больше всего удивляет? “

Кстати, о тех, кто удивляет. Помню, Людмила Марковна Гурченко рассказывала, как на съемках фильма “Любимая женщина механика Гаврилова” она была всем недовольна. В том числе и вами.

П. Е.: Это был тот самый случай, когда лошадь понесла. Я отпустил вожжи чуть-чуть…

Ну да, а режиссер не должен…

П. Е.: …Но эта тайна ушла вместе с Людмилой Марковной. А потом мы стали большими друзьями. На ее 70-летие она пела, а я ей аккомпанировал. Она оделась в телогрейку, повязала платок, шла и рассказывала свою жизнь. А за ней шел баянист. И еще был момент: как-то на одном вечере она сама ко мне подошла, прижалась молча. Как бы извинилась за прошлое. Это была уникальная актриса, такой больше нет.

Еще пару слов о вечном. О еде. А обедаете вы когда?

П. Е.: У нас нет четкого понятия: обед — первое, второе и пять компотов.

М. Г.: Меня Петр Ефимович все время упрекает: вот у других, мол, первое, второе, компот.

А у вас?

М. Г.: Днем мы обычно перекусываем, а обедаем, когда я приезжаю, часов в шесть вечера.

Ну вот и перекусили. Теперь опять можно о духовном. Петр Ефимович, но ведь вы не только снимаете, музыку пишете…

М. Г.: Он еще играет на гитаре. Один, сам с собой.

П. Е.: Это самый приятный час в моей жизни. А раньше я мог и по три часа играть.

Известно, что все ваши фильмы имеют под собой какую-то реальную историю.

П. Е.: Могу рассказать. Давно уже, когда в Одессе я был оператором, приехал в Киев на совещание. Потом дали перерыв на сорок минут. Я вышел — магазин, и стоит длиннющая очередь. Хвост аж на улицу выходит. А перекусить-то хочется. Я пошел сквозь строй к самому началу, там девушка стоит симпатичная. Я ей: “Вы предупредили, что я за вами занимал? “Она на меня посмотрела: “Конечно, предупредила, становитесь”. Вот так возникла идея фильма “Городской романс”

Да, Петр Ефимович, ну какая женщина может вам отказать. А с “Любимой женщиной…” как было?

П. Г.: Я придумал эту историю. Она у меня как бы перед глазами встала: сорокалетняя женщина с дочкой, дядей, подругой подъезжают к загсу… А жених не пришел. Когда я рассказал этот сюжет своему напарнику по сценарной работе Сергею Бодрову-старшему, он тут же загорелся.

А “Интердевочка”?

М. Г.: Он не хотел ее снимать!

П. Е.: Я сейчас объясню. Мне принесли сценарий. Я прочитал и сразу решил отказаться. Мне вторая половина не понравилась, когда героиня в Швецию уезжает. Все-таки автор сценария не очень хорошо знал жизнь. В жизни гораздо страшнее. Я просил, чтобы мне нашли путан, у которых за границей все хорошо сложилось. В материальном смысле.


Нашли?

П. Е.: Ну конечно. Но они все равно вели чемоданную жизнь, потому что были не приняты в обществе. Чувствовали себя там третьим сортом. Но я получил большое удовольствие. Во-первых, была шведская съемочная группа.

Было чему поучиться?

П. Е.: Они и у нас кое-чему могли поучиться. Но шведы очень быстро снимали. Тогда я на себе узнал, что такое капитализм. Мы приехали, нам устроили замечательный банкет и дали обратный билет в Москву, через 22 дня. А надо было снять 2250 метров, полнометражный фильм. Обычно мы это снимаем за два месяца, а тут крутись как хочешь. Так что работали с восьми утра до часу ночи ежедневно, и в субботу. Только воскресенье был выходной. И как там работала Леночка Яковлева! Сейчас у нее тяжелое время, из театра пришлось уйти. Она очень хороший человек.

Вы вообще понимаете своего сына? Или это вечный спор поколений, и вам никогда не сойтись?

М. Г.: С разводом мы его поняли. Но поколенческие разногласия между нами, конечно, есть.

П. Е.: Это у тебя есть. У меня нет.

М. Г.: Валера считает, что и отец, и я должны уже сидеть на пенсии и не работать.

Но это он как заботливый сын жалеет вас.

М. Г.: Пока еще мы не дали повода нас жалеть. Мы сами на ногах. Но он боится, что мы снимем что-то не то, а ему будет стыдно.

Ничего себе!”Рио-Рита” — замечательный фильм, на уровне самых лучших картин Тодоровского.

М. Г.: А когда я снимала “Жену Сталина”, Валера вообще меня убивал. Он каждый день мне говорил: “Я от позора умру”. Но потом Добродеев ему сказал: “Передайте маме, она молодец. Сняла хороший фильм”. За эту картину я получила призы в Торонто, Лос-Анджелесе.

Вот семейство — каждый сам себе режиссер! Ну а Петр Ефимович вообще уникален: любой его фильм всегда становится событием.

П. Е.: Ой, не надо больше, а то я могу забронзоветь.

Вам это не грозит, Петр Ефимович, вы мудрый человек.
Александр Мельман


Источник:
jewish.ru
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Мы ничего не забыли
Ту би-шват
Не трагедия, но драма
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru