Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Ваера»

Недельный комментарий, раздел «Ваера»


Содержание раздела


Обращаясь к еврейским рабам через Моше, Б-г обещает, что выведет их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы». Моше получает указание отправиться во дворец фараона и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют фараону уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию. Они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни - повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб - чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни - распространения вшей - они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Они губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение евреев, фараон продолжает упорствовать.
* * *

Кошки-мышки


«По сему узнаешь ты, что Я - Б-г» (Шмот, 7:17).

Упрямство фараона не поддается логическому объяснению. Моше и Аарон раз за разом убедительно доказывали свое полное превосходство над ним и его чародеями, мастерами «нечистой силы». Каждый замысел посланников Вс-вышнего неотвратимо осуществлялся, каждое обещание выполнялось, и вся фараонова рать была не в силах предотвратить очередную казнь.

Уже при первой встрече еврейские лидеры наглядно продемонстрировали, чем кончится это противостояние: Аарон превратил свой посох в змею на глазах у фараона и его свиты; чародеи сделали то же самое со своими посохами, но змея Аарона проглотила всех других змей уже после того, как снова превратилась в посох. Более убедительной символики не придумаешь.

Затем последовала целая серия катастроф: водные запасы Египта превратились в кровь; полчища жаб наполнили страну - они залезали в постели египтян, их квашни, ванны и даже в их желудки; вши покрыли всех египтян и их животных с головы до ног; дикие звери, пришедшие из Синайской пустыни, навели панику на жителей империи; массовая эпидемия поразила египетские стада и отары.

Лишь после этой пятой по счету казни Б-г лишил фараона свободы выбора, намертво «укрепил его сердце». До этого упрямство египетского правителя было сознательным, без всякого принуждения со стороны Тв-рца. Он гнул свою линию - мол, никакого Б-га не знаю и евреев не отпущу - несмотря на свое очевидное бессилие перед ударами Свыше и вопреки предупреждениям Моше и Аарона, исполнявшимся во всех деталях.

Успех миссии еврейских лидеров был подтвержден и тем, что за весь этот период (первые пять казней заняли около пяти месяцев) ни один еврей не пострадал, и фараон прекрасно знал об этом: его осведомители исправно сообщали о положении в Гошене.

К разгрому добавилось унижение. Следуя традиции, фараон выдавал себя за божество. Но Моше безжалостно опроверг этот миф. По указанию Тв-рца он пришел к фараону «утром, когда он выходит к воде» - помочиться в Нил. У «небожителя» не было собственного туалета во дворце: по идее, он в нем и не должен был нуждаться. Но с физиологией не поспоришь, и поэтому фараон тайно уединялся на берегу реки, где отправлял свои естественные надобности. Здесь-то Моше и «застукал» своего оппонента, публично опозорив и разоблачив его притязания на божественный статус. (Любопытная антитеза: не фараон, а евреи вели сверхъестественное существование, когда находились в пустыне под защитой облака Славы: одежда и обувь на них не ветшали, болезни, дикие звери и насекомые не беспокоили. Их сопровождал походный колодец с водой, и они питались манной, которая полностью усваивалась организмом, практически не оставляя работы для органов пищеварения. Чем не ангельская жизнь?)

Казалось бы, Фараону просто некуда отступать. Перед лицом такого унижения и тотального разрушения страны он должен был проявить гибкость и подчиниться более могущественной силе, чем его собственная. От своего упрямого отказа он ничего не выигрывал. Слуги умоляли его отпустить евреев, отказаться от заранее проигрышной войны с Б-гом, и Фараон, казалось, вот-вот уступит.

Он просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратилась очередная казнь, обещал уступить его требованию, но всякий раз шел на попятный, не желая окончательно признать превосходство Тв-рца. В своей необузданной гордыне и упрямстве он поставил страну и народ на грань полного краха. Египет так и не оправился от десяти казней, не вернул себе былое величие.

Раббейну Бахья писал, что Фараон отвергал три аспекта Б-жественной власти: что Б-г существует, что Он управляет всеми событиями в мире и что Он всесилен. Вот почему, поразив Египет жабами, Тв-рец сказал Фараону через Моше: «Дабы знал ты, что нет подобного Б-гу» - все сущее проистекает из Его существования. Дикие звери заполнили страну, «чтобы знал ты, что Я - Б-г среди земли» (и управляю всем происходящим). А град должен был научить упрямого правителя, что «вся земля подчинена Б-гу», и Он делает на ней все, что хочет, без малейшего сопротивления или ограничения.

Каждая казнь была своеобразным ответом на высокомерное заявление фараона при первой встрече с Моше и Аароном: «Не знаю я Б-га» (5:2) «Так знай же, - как будто говорил ему Творец. - Вот сейчас ты узнаешь!»

Урок очевиден. Воле Б-га невозможно противостоять. С Ним нельзя играть в шахматы. Такая игра неизбежно превратится в кошки-мышки.

Пятый - не лишний


«Поэтому скажи сынам Израиля: Я - Б-г, и выведу Я вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами. И возьму Я вас народом себе, и буду вам Г-сподом, и узнаете вы, что Я - Б-г… И приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам! Я - Б-г!» (6:6-8).

На пасхальном Седере мы пьем четыре бокала вина, символизирующие четыре этапа освобождения из египетского рабства, которые перечислены в этих стихах.

1. «И выведу Я вас из-под ига египтян»: евреи будут избавлены от бремени рабства еще до того, как им позволят уйти из страны. Рабство прекратилось в месяце тишрей, но Исход состоялся лишь через шесть месяцев - в нисане.

2. «И избавлю вас от служения им»: Б-г выведет евреев из Египта - полный конец физического рабства.

3. «И спасу вас мышцею простертою и страшными карами»: рассечение Красного моря и гибель египетской армии. Полный разгром рабовладельческой империи позволил евреям свободно вздохнуть. До этого они боялись, что египтяне догонят их и снова обратят в рабов.

4. «И возьму вас народом Себе»: на пятидесятый день после Исхода евреи получили Тору у горы Синай и стали избранным народом.

Четвертый этап не связан прямо с первыми тремя, отмечающими избавление от внешних сил зла. Эти три этапа ни к чему не обязывают евреев и позволяют им вести обычную жизнь, без выполнения заповедей, отличающих их от других народов. Вот почему четвертый этап «и возьму вас...» выделен в отдельный стих. Можно также сказать, что первые три этапа символизируют физическое освобождение, а четвертый - духовную свободу.

Но почему мудрецы не ввели еще один бокал в честь следующего, пятого по счету обещания: «И приведу вас в страну... и отдам ее в наследие вам» (6:8)? Ведь такой бесценный дар тоже заслуживает нашей благодарности и специального тоста на пасхальном Седере. Тем более что Вс-вышний еще у горящего, но несгорающего куста сформулировал эту конечную цель Исхода: «привести (евреев) ...в страну прекрасную и просторную, текущую молоком и медом» (3:8).

Ответ прост. Мы ушли из Египта навсегда, чтобы никогда не возвращаться туда - как в буквальном смысле (Тора запрещает евреям селиться в Египте), так и метафорически: покинув рабовладельческий Египет, мы стали слугами Б-га - за то и пьем четвертый бока. С тех пор мы не были ничьими рабами, ничьей собственностью. В последующие столетия нас преследовали, изгоняли, убивали, но никому не удавалось поработить нас.

С Эрец-Исраэль положение другое. Б-г осуществил свое обещание, привел евреев в «страну, текущую молоком и медом», но это обещание не носит безусловного, бесповоротного характера. Наше пребывание в Эрец-Исраэль зависит от нашего поведения. Когда мы изменяли Б-гу и своей миссии, нарушали Синайский договор, нас изгоняли. Поэтому пятый бокал на Седере пока лишний.

И все же этот бокал наливают, хотя и не пьют. Он предназначен для пророка Элиягу. Этим дополнительным бокалом мы демонстрируем свою веру в мессианское будущее. Он напоминает нам о том дне, надеюсь, недалеком, когда Элиягу а-нави возвестит о приходе Машиаха, который вернет нас навсегда в Эрец-Исраэль, избавит от врагов и отстроит Храм на той самой горе, которую у нас так настойчиво пытаются отобрать.

Большая жаба на Храмовой горе


Рав Биньямин-Зеев Кахане, убитый вместе с женой арабами три года назад (да отомстит Вс-вышний за его кровь), был не только «правым экстремистом», как утверждает израильская пресса, но и знатоком Торы, учителем и автором недельных комментариев «Дарка шель Тора», которые печатались на иврите, английском и русском языках. В память о нем предлагаем один из его политических комментариев, написанный к этому разделу.

Б-г устами Моше грозит фараону: «И воскишит Нил жабами, и поднимутся они, и придут в твой дворец, и в спальню твою, и на постель твою, и в дома слуг твоих, и к народу твоему, и в печи твои, и залезут в квашни твои» (7:28).

Мидраш в «Шмот раба» объясняет, как началась эта казнь: «Из реки выпрыгнула огромная жаба ужасного вида, открыла свою пасть и изрыгнула огромное множество мелких жаб-детенышей».

Арабы планомерно восстанавливают свои заброшенные мечети по всему Израилю. Они утверждают, что это делается для обеспечения религиозных нужд мусульман. Очевидно, что проблема не в арабах. Они делают именно то, что можно ожидать от них. Проблема - в другой стороне, в нашем государстве, потерявшем волю к национальному выживанию, покорно уступающему любой арабской прихоти.

Откуда произросла эта проблема? Из корня. Все началось с большой мечети на Храмовой горе, воплощения «хилуль Ашем» (осквернения Имени Б-га). Все прошедшие годы мы игнорировали этот позор на нашем самом святом месте, допускали это кощунство, даже не пытаясь защитить честь Вс-вышнего. Но теперь, когда мечети стали «проникать» в наши еврейские кварталы, жители Тверии и Старого города в Иерусалиме вдруг очнулись и шумно запротестовали. Что случилось? Чем мешают им маленькие мечети? «За честь Б-га вы не вступились, а свою честь защищаете?» - грозно предостерегали мудрецы.

Большая мечеть на Храмовой горе похожа на ту большую жабу, которая изрыгнула множество мелких квакушек. Мы не раздавили эту мечеть, поэтому нам будут досаждать орды ее мелких порождений. Они придут «в спальню твою, и на постель твою, и к народу твоему, и в печи твои».

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

EXPO ISRAEL 2011

20 - 21 ноября 2011 года в Москве состоится ярмарка EXPO ISRAEL 2011. Основной организатор – Еврейское агентство для Израиля (Сохнут) при поддержке Посольства Государства Израиль. В ярмарке будут участвовать израильские компании и организации, представляющие все сферы жизни Израиля: образование, трудоустройство, недвижимость, туризм, медицину и многое другое.


РЕК рекомендует: «Изостишия» - выставка Владимира Вишневского и Андрея Рыбакова

На выставке в Российской академии искусств представлены коллажи и картины знаменитого поэта, давнего друга Российского еврейского конгресса Владимира Вишневского и художника Андрея Рыбакова.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Общая память
Хроника строительства Мемориала Победы: Первая глава
Конкурс на юбилейный вопрос
Высокая дипломатия и высокие технологии
РЕК чествует нового главного раввина Европы
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru