Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru







   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Бешалах»

Недельный комментарий, Раздел «Бешалах»

Содержание раздела

Когда фараон отпустил евреев из Египта, Б-г не повел их прямой дорогой через страну филистимлян, а направил в пустыню. Вскоре, однако, фараон снова передумал и пустился в погоню с отрядом колесниц. Прикрыв евреев от прямой атаки с ходу, Б-г рассек Красное море, и сыны Израиля строем перешли по пересохшему дну на другой берег. Египтяне последовали за ними, но воды сомкнулись и утопили всадников и колесницы. Выйдя на другой берег, благодарные евреи обратились к Б-гу с торжественной «Песней моря». После трех дней пути мучимые жаждой беглецы нашли лишь горькую воду в местечке Мара. В стане усилился ропот, и Моше опреснил воду, бросив в нее дерево. Там же пророк сообщил евреям первые заповеди. И снова жалобы: люди с тоской вспомнили «прелести» египетского рабства, «горшки с мясом». Тогда Б-г послал им сытную мясную пищу в виде перепелов, а наутро с неба выпал ман, особый сверхпитательный продукт. Из-за отсутствия воды снова возникла угроза бунта, и по указанию Вс-вышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во время трудного перехода на евреев напали амалекитяне. Иегошуа бин-Нун ввел в бой полки, а Моше обеспечил им Б-жественное прикрытие своей молитвой.
* * *

По сценарию Тв-рца


«А Я - Я ожесточу сердце египтян, и они погонятся за ними, и прославлюсь Я, наказав фараона и все войско его… И узнают египтяне, что Я - Б-г…» (Шмот, 14:17, 18).

Б-г, как известно, старается не мешать людям проявлять свободу выбора. Каждый из нас волен действовать по своему усмотрению: работать или отдыхать, уехать из родных мест или остаться. То же самое происходит и в морально-духовной сфере: человек ежечасно стоит перед выбором между добром и злом. Мы порой совершаем плохие поступки, не догадываясь о неизбежной расплате.

Поэтому нам памятен каждый случай прямого Б-жественного вмешательства в дела людей, например, когда Б-г ожесточал сердце фараона, вынуждая его вопреки логике и здравому смыслу препятствовать уходу еврейских рабов.

Десять египетских казней разорили гигантскую империю, вызвали смерть и разрушения. Поэтому трудно было предположить, что фараон бросится вдогонку за ушедшими в пустыню евреями. Наоборот, логичнее было ожидать, что он вздохнет с облегчением, постарается скорее забыть о строптивых рабах, принесших ему столько несчастий, и приступит к восстановлению страны.

Но не тут-то было. Прошло всего три дня после той страшной ночи истребления первенцев, когда «был вопль великий в Египте», когда фараон, боясь, что сам не доживет до утра (он ведь тоже был первенцем) заявил Моше и Аарону: «Встаньте и выйдите из среды народа моего», когда «египтяне торопили народ, чтобы поскорее выслать их из страны», - и что же мы видим? Фараон снаряжает шестьсот отборных колесниц и устремляется в погоню. Зачем? Чего он добивается?

Конечно, у такого противоестественного решения были свои основания. Б-г, Великий Режиссер Исхода, приготовил для египтян несколько приманок. Во-первых, они хотели вернуть унесенные евреями ценности, которые сами же охотно им дали (разумеется, под влиянием Тв-рца); во-вторых, оказавшись на свободе, евреи шли запутанным маршрутом, создавая впечатление, что они заблудились, что «пустыня заперла их» (так доложили фараону шпионы, затесавшиеся в ряды беглецов). Плюс к этому евреи встали лагерем перед Бааль-Цфоном, как будто околдованные этим единственным египетским идолом, уцелевшим после гибели первенцев.

Короче, египетские гвардейцы гнались за рабами, чтобы отомстить им за учиненный Б-гом разгром, вернуть их на «ударные стройки» и отобрать «одолженные» ценности. Такова была их цель. Но они не знали, что идут навстречу собственной смерти. Все обстоятельства этой истории так гармонично сложились, так удачно переплелись, что у чуткого, вдумчивого наблюдателя не остается сомнений: только Высшая сила, Суперпостановщик всех человеческих драм, владеющий сердцами правителей и умами целых народов, может создать столь необычайную ситуацию. Как сказано в Мишлей (Притчи царя Шломо): «Сердце царя в руке Вс-вышнего, куда захочет, туда и направляет его» (21:1).

Фараон не был атеистом. Он допускал существование Б-га, но считал, что Б-г живет в небесах и не влияет на происходящее в этом мире. Теперь египетский правитель наглядно убедился: Б-г интересуется всем и влияет на все; Ему до всего есть дело. Фараон думал, что может безнаказанно топить еврейских младенцев, памятуя обещание Тв-рца не повторять Всемирный потоп и другие коллективные наказания. Древний тиран недооценил изобретательность Вс-вышнего: да, Б-г обещал не наводить потоп, не гнать воду на сушу. Но кто сказал, что нельзя завести людей в воду и не потопить их в ней? Так и случилось: «И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших в море за Израилем, - не осталось из них ни одного» (14:28).

Шаббат и ман


«Об этом говорил Б-г: Завтра покой, суббота святая для Б-га…» (16:23).

Первое знакомство с шаббатом у евреев состоялось не у горы Синай при получении Десяти заповедей, а раньше - через три дня после перехода через Красное море, в местечке Мара, о чем рассказывается в этом разделе. Мучимые жаждой, сыны Израиля совсем пали духом. Стремясь ободрить их в канун Синайского Откровения, Б-г дал им через Моше ряд предварительных сведений о некоторых законах, включая правила соблюдения шаббата.

Ряд важных аспектов шаббата содержатся в эпизоде получения мана («манны небесной»). Например, о трех обязательных субботних трапезах мы узнаем из троекратного употребления слова «сегодня» в стихе 16:25: «И сказал Моше: «Ешьте его (ман) сегодня, ибо сегодня - суббота для Б-га, сегодня вы не найдете хлеб в поле». Выражение «лехем мишне», двойной хлеб (кстати, в Торе слово «хлеб» часто употребляется не только в прямом, но и в более широком значении - пища) легло в основу традиции класть не одну, а две халы на субботний стол.

Говоря главам общин (16:23) «...то, что вы будете печь, - пеките, и что будете варить - варите» (перед шаббатом), Моше фактически заповедовал нам готовиться к субботе до ее наступления. С наступлением шаббата все подготовительные работы прекращаются. А указание «сидите каждый у себя, да не выходит никто из места своего в день субботний» (16:29) содержит сразу два важных субботних запрета: в шаббат нельзя переносить предметы из одного владения в другое и удаляться от границы поселения больше чем на две тысячи амот (локтей), что приблизительно соответствует одному километру.

Чудо небесного мана высоко ценится в еврейской традиции. Некоторые авторитеты ставят его даже выше, чем рассечение Красного моря, именно за безотказную систематичность этого явления: ман - универсальная пища, обладавшая несравненными вкусовыми и питательными свойствами - выпадал в строго отмеренном количестве ежедневно кроме субботы на протяжении всех 40 лет странствий. Чудо мана имело не только важное воспитательное значение, приучая сынов Израиля целиком полагаться на Тв-рца, - оно и легло в основу еврейского отношения к «парнасе», заработку.

Например, из слов Тв-рца «услышал Я ропот сынов Израиля...» (стих 12) мы учим, что Вс-вышний всегда откликается на призыв обеспечить наши материальные нужды, даже если обращение к Нему сформулировано не вполне цивильно. Причем Он старается щадить наши чувства - не бросает подачку, а помогает в уважительной, достойной манере: ман выпадал между двумя слоями росы, как драгоценное украшение в эстетичной упаковке.

Б-г повелел евреям собирать ман - «каждый сколько может съесть», по числу членов семьи. В результате «оказалось, что не было лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка». Отсюда следует, что Вс-вышний удовлетворяет наши нужды по «коммунистическому» принципу - строго по потребностям и согласно годовому плану, утвержденному в Рош ха-Шана. От человека требуется лишь минимальный «хиштадлут» - усилие. Сверхнормативные усилия не дадут прибавки - Б-г найдет способ отобрать «излишне» заработанное. Но тот, кто вообще не хочет трудиться, прилагать «хиштадлут» - вообще останется ни с чем.

«Не оставляйте от мана до утра», - требует Моше. Это значит, что Б-г способен обеспечивать нас заработком постоянно, изо дня в день - это Его забота, а не наша. В талмудическом трактате «Сота» приведено положение, выведенное рабби Элазаром а-Модаи из данного стиха: «Если у кого-то достаточно еды на сегодня, но он спрашивает с беспокойством: «Что я буду есть завтра?» - такому человеку не хватает веры». В современном обществе потребления этот принцип Торы вопиюще нарушается. Алчность и бездумное стяжательство переходят часто все разумные границы.

Но где гарантия, что, приложив минимально необходимые усилия, мы получим свою долю материальных благ? Она - в самой Торе. Прочтите стих 16:16: «Вот что повелел Б-г: собирайте его (ман) каждый столько, сколько ему съесть, по омеру на человека, по числу душ ваших, сколько у каждого в шатре - собирайте». В тексте оригинала этот стих содержит все 22 буквы еврейского алфавита (единственный случай во всем Пятикнижии!) Отсюда следует: тот, кто учит Тору от «алеф» до «тав», или, если хотите, от «а» до «я», ни в чем не будет испытывать нужды.

Не случайно, Аарон получает от Б-га указание наполнить один сосуд дневной нормой мана и сохранить его «на все поколения ваши, дабы вы видели хлеб, которым Я кормил вас в пустыне, когда Я вывел вас из Египта». Этот сосуд хранили в самой священной части Храма - напротив Ковчега со скрижалями Завета, как напоминание евреям, что их материальное благополучие целиком в руках Тв-рца.

Много лет спустя, когда пророк Йермиягу упрекал народ в пренебрежении Торой, они ответили ему: «Если мы все оставим работу и будем только изучать Тору, на что нам жить?» Пророк достал сосуд с маном и сказал: «Смотрите на слово Тв-рца (именно «смотрите», а не «слушайте»)! Вот чем питались наши предки - все сорок лет странствий они не работали, но исправно получали ман. И знайте, у Б-га есть много способов обеспечить вас пропитанием».

Как видим, известный большевистский тезис «владыкой мира будет труд» не вписывается в еврейское мировоззрение. У Торы другие приоритеты. Зарабатывая себе на жизнь, человек должен помнить с абсолютной убежденностью, что конечные результаты его труда и его благополучие целиком зависят от Б-га, а не от его личных усилий.

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ



Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Визы отменяются

Посольство Государства Израиль в России опубликовало комментарий к началу безвизового режима между Израилем и Россией.


Восполнить пробелы в истории Холокоста

Руководитель проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР, Борис Мафцир призывает организовать сбор свидетельских показаний о геноциде европейского еврейства.


Jlife