Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Эмор»

Недельный комментарий, раздел «Эмор»


Содержание раздела


В предыдущем разделе Тора призывала евреев к святости и сообщила заповеди, приближающие к этому идеалу. Теперь она формулирует более строгие требования, предъявляемые к коэнам, служителям Храма. Для сохранения ритуальной чистоты коэнам нельзя касаться трупов и участвовать в похоронах. Им разрешено хоронить только ближайших родственников: отца, мать, жену, сына, дочь, брата и незамужнюю сестру. Первосвященник (коэн-гадоль) лишен и этого права. Коэны ограничены также в выборе жены. Народ обязан их почитать. Перечислены физические изъяны, не позволяющие коэну участвовать в храмовой службе. Труму, десятину от урожая, предназначенную для коэна, разрешено есть только ему и членам его семьи. Для жертвоприношения в Храме подходит лишь животное без изъянов в возрасте не менее восьми дней. Евреям заповедано освящать Имя Б-га (кидуш-Ашем) образцовым поведением и готовностью к самопожертвованию. Они должны, в первую очередь, избегать трех самых тяжких грехов: кровопролития, разврата и идолопоклонства. Тора описывает еврейские праздники и требует воздерживаться от определенных видов работ в эти дни. Нельзя есть зерно нового урожая до принесения в Храм «омера», меры ячменя. Даны указания по приготовлению масла для храмового светильника (Меноры) и храмовых хлебов. Раздел завершается рассказом о человеке, казненном за оскорбление Б-га.
* * *


Супермицва


«И не бесчестите святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля» (Ваикра, 22:32).

В первой части раздела Эмор перечисляются законы и положения, обеспечивающие высокий духовный уровень еврейских священников, коаним, их святость. Эта часть текстуально и логически связана с предыдущим разделом «Кдошим», где через множество заповедей выведена концепция святости народа Израиля. На самом деле цепочка тянется еще дальше, к разделу «Ахарей мот»; она начинается с того места, где перечислены запрещенные половые связи. Все эти указания в совокупности формируют атмосферу святости, отделенности, особого духовно-нравственного состояния, к которому должны стремиться каждый еврей в отдельности и еврейский народ в целом.

Серия повелений под общим девизом «будьте святы» достигает кульминации в середине раздела «Эмор». Закончив излагать законы храмовых жертвоприношений, Вс-вышний повелевает: «И не бесчестите святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля». Перед нами супермицва: запрет «хилуль ха-Шем», осквернения Имени Б-га.

«Хилуль ха-Шем» проявляется по-разному. В общем виде эта мицва формулируется так: еврей обязан не только жить достойно, в соответствии с заповедями, описанными в разделе «Кдошим», но и быть готовым, если потребуется, достойно умереть как еврей. Здесь обычно приводят классический пример. От еврея требуют поклониться идолу, угрожая ему пистолетом. В этом случае ему запрещено кланяться, даже если отказ приведет к его гибели. Если еврея убили за его непоколебимость, о нем говорят, что он «освятил Имя Вс-вышнего», совершил «кидуш ха-Шем» (в противоположность «хилуль ха-Шем»). То же самое относится и к другим преступлениям, за которые Тора назначает «высшую меру»: убийство, прелюбодеяние, извращенная связь.

Во времена религиозных гонений «кидуш ха-Шем» распространяется на все заповеди. Например, в книге Л. Фейхтвангера «Иудейская война» описано, как римляне бросали куски свинины в яму, где находились голодные евреи. Евреи умирали от истощения, но к свинине не притрагивались. Однако в годы Второй мировой войны многие религиозные евреи, оказавшись в тяжелых условиях эвакуации, ели любую пищу, какую могли найти, в том числе и свинину. В первом случае римляне глумились над Б-гом и Торой, и еврей обязан был ценою своей жизни предотвратить «хилуль ха-Шем», освятить Имя Вс-вышнего. Во втором случае евреи выполняли заповедь «пикуах нефеш», спасения жизни, ради чего отменяются все запреты (за исключением трех - ред.).

Еще один пример «кидуш ха-Шем». Допустим, самолет, в котором вы летите, захватывают арабские террористы (не дай, конечно, Б-г!). Главарь воздушных пиратов выходит в пассажирский салон и требует: «Евреи, встаньте!» Как вы должны поступить? Тора не обязывает вас откликнуться на это требование. Вы можете сидеть молча, ничем не выдавая свое еврейское происхождение. Но если бандит подойдет лично к вам и в упор спросит: «Ты еврей?» вы не имеете права сказать «нет». В данном случае ваша обязанность освятить Имя Вс-вышнего, если надо, умереть за свое еврейство.

Это не абстрактные психологические этюды. В чем отличие испанской инквизиции и крестовых походов от последней Катастрофы европейского еврейства? В том, что инквизиторы и крестоносцы часто предлагали евреям спасти свою жизнь путем крещения, и наши средневековые соплеменники целыми общинами, кварталами и местечками отказывались от крещения, предпочитая мученическую смерть вместе с женами и детьми. Это был период массового героизма, коллективного освящения Имени Вс-вышнего.

Нацисты не оставили евреям никакого выбора. Они убивали всех: религиозных и светских, национально сознательных и предельно ассимилированных, забывших о своем еврействе. Среди их жертв были даже христианские монашки еврейского происхождения. А если бы выбор был, как при инквизиции? Сколько евреев отказались бы от альтернативы, добровольно пошли на смерть за свое еврейство? Боюсь, что процент был бы ниже, чем в средние века. Не случайно традиция говорит о «снижении уровня поколений». В духовном отношении наш народ переживает регресс.

Вечный огонь


«Повели сынам Израиля, чтобы они доставили тебе чистого оливкового масла, выбитого, для освещения, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно («нер тамид»)» (Ваикра, 24:2).

Зайдите в синагогу поздно вечером, когда в ней темно и никого нет. Вы увидите там маленькую лампочку в виде свечки поверх Ковчега Завета со свитками Торы. Это «нер тамид» - вечный огонь.

«Нер тамид» служит напоминанием о «нер маарави», одном из светильников храмовой Меноры, расположенном с краю ближе к западу, который зажигали коэны. Этот светильник никогда не гас. Каждый вечер, когда священник приходил, чтобы зажечь Менору, он видел, что западный светильник продолжает гореть. Другие светильники, как правило, гасли к этому времени, хотя получали такое же количество масла. Коэн вынимал горящий фитиль с остатками масла, чистил чашечку светильника и возвращал фитиль на прежнее место, заливая его свежим маслом, после чего зажигал от него все остальные светильники Меноры. Комментатор РАШИ сообщает, что «вечный огонь» западного светильника свидетельствовал о неразрывной связи Б-га с евреями, об их верности Торе.

Однако когда римские завоеватели разрушили Храм, казалось, что одинокое пламя Меноры навсегда погасло.

В Риме есть триумфальная арка, возведенная императором Титом. На одном из барельефов, украшающих эту арку, изображена Менора, которую несут победители по римским улицам вместе с другими священными трофеями, вывезенными из сожженного Иерусалимского Храма. Все светильники Меноры погашены. У нее безжизненный вид дорогой антикварной вещи, которой суждено вечно пылиться в подземелье, в одном из тайных сейфов Ватикана.

Но погас ли на самом деле этот западный светильник? Действительно ли Тит сумел навсегда уничтожить вечный огонь Меноры?

В своем комментарии к Пятикнижию МАЛЬБИМ (раби Меир-Лейбуш бен Иехиэль-Михаэль, XIX век, Украина) объясняет, что священные предметы Иерусалимского Храма размещались так же, как органы в теле человека, причем Меноре была отведена функция сердца.

Да, Менора - это еврейское сердце. Почему так много молодых евреев возвращаются сегодня к вере и образу жизни, о которых их родители не знали, а бабушки и дедушки сохранили лишь смутные детские воспоминания? Как будто некая мистическая сила передает духовные гены от одного поколения евреев к другому, даже когда они забывают о своих корнях. Будто вечный огонь Меноры раз и навсегда поселился в еврейских сердцах. Этот чудо-огонь невозможно погасить; он горит всегда - без фитилей и масла, без ежедневного ритуала очистки светильников и зажигания.

Однако Менора продолжает гореть не только метафорически. Можно предположить, что она никогда не гасла в буквальном, физическом смысле.

Бедный Тит. Говорят, что при штурме Иерусалима он долго колебался, прежде чем отдал приказ сжечь Храм. Иосиф Флавий утверждает, что он даже хотел сохранить «Дом Б-га», которым восхищались и к которому тянулись миллионы людей, но в разгар сражения не смог предотвратить самоуправство своих солдат. Мидраш рассказывает, что в наказание за это неслыханное преступление Вс-вышний обрек Тита на долгую и мучительную смерть. Его мозг медленно поедало насекомое, проникшее в голову через ноздрю. Он был бы, наверное, еще больше расстроен, если бы узнал, что Менора, доставленная им из разоренного Иерусалима и тайно хранящаяся в Ватикане, - не настоящая, а копия. Подлинник был заранее спрятан вместе с другими священными предметами храмовой обстановки в пещерах и туннелях под Храмовой горой, чтобы они не попали в руки врагов.

Как мы уже знаем, западный светильник Меноры непрерывно горел в Храме вопреки законам сохранения и расхода топлива. А раз так, то кто будет утверждать, что это чудо не могло продолжиться после разрушения Святилища? Поэтому мы верим, что пламя западного светильника теплилось таким же непостижимым образом всю двухтысячелетнюю ночь изгнания в недрах Храмовой горы, что оно продолжает гореть и не угаснет вплоть до прихода Машиаха. Когда Менору извлекут, наконец, из тайника и торжественно установят в отстроенном Храме, ее вечный Б-жественный свет сольется с огнем пробужденных еврейских сердец.

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
РЕК собрал команду мечты
Ветераны встретились по-родственному
Покоренные пустыней
«Белый город» на фоне белых ночей
Израиль принимает Москву
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru