Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru





   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Насо»

Недельный комментарий, раздел «Насо»

Содержание раздела

Тора перечисляет обязанности трех родов из колена Леви - Кеѓата, Гершона и Мерари - в храмовой службе. Моше проводит их перепись. Общее число левитов «трудоспособного» возраста от 30 до 50 лет составило 8580 человек. Если человек сознается в краже чужого имущества после того, как он отрицал это в суде, он должен вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец краденого умер, не оставив наследников, все имущество и штраф получает коэн. Если муж заподозрил жену в измене (в том случае, когда имело место уединение с чужим мужчиной, несмотря на ревность мужа), она получает статус «сота» и подвергается строгой проверке. Коэн дает ей специальное питье. Если женщина невиновна, напиток не причинит вреда. Но если она действительно вступала в близость с чужим мужчиной, ей уготована мучительная, сверхъестественная смерть. Человек, «посвящающий себя Б-гу воздержанием» становится назиром (назореем). В течение определенного срока он не ест винограда и не пьет виноградного сока, не стрижется и не приближается к трупам. По истечении срока посвящения назир должен обрить голову и принести жертвы в Храме, после чего он может вернуться к нормальной жизни. Если назир по какой-то причине прервал свой обет, то после бритья головы и принесения жертв он должен начать все сначала. Коэны получают заповедь благословлять евреев особой формулой. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана во второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки элементов Мишкана и приносят одинаковые дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония и хлебные приношения.

* * *

Скупой платит дважды


«И всякое приношение каких-либо посвящений сынов Израиля... его будет. Посвящения каждого принадлежат ему» (Бемидбар, 5:9,10).

Странная сентенция. Как может вещь, с которой ты расстался, по-прежнему принадлежать тебе? В комментарии «Таргум Йонатан» объясняется, что Тора имеет ввиду «маасер», десятую часть доходов, которую каждый еврей обязан приносить в Храм (в наше время выделять на общественные нужды и в помощь нуждающимся). Эти десятины сохраняются за жертвователем в том смысле, что его расходы всегда будут компенсированы. Поэтому те приношения, которые он дает храмовым священникам, коэнам, как будто остаются его собственностью. Выполненные мицвот мы берем с собой в Мир Грядущий; все прочие богатства остаются после смерти в этом бренном мире.

РАШИ объясняет эти слова иначе. Если человек не будет отдавать десятины в Храм, то он сам останется с одной десятиной. Б-г, выступающий в роли коэна, возьмет у несознательного хозяина не десятую часть его дохода, а девять десятых, а его оставит с десятиной, короче, разорит. Получится как в известной поговорке: скупой платит дважды. Роли поменяются: Б-г станет «хозяином», а хозяин - неимущим коэном. И наоборот, того, кто исправно выделяет «маасер» от своих прибылей, ждет процветание.

Мы привыкли верить законам природы и логики. Все, что противоречит здравому смыслу, мы категорически отвергаем. Так нас учили, так нас воспитывали. Мы свято верим, что всякая вещь, которую мы отдаем, безвозвратно потеряна для нас, а что сохраним - то наше.

Так устроен материальный мир. Но в духовном мире иные понятия и правила. Вс-вышний создал законы природы, физики и логики, но сам Он вовсе не обязан следовать им во всех случаях, и Его логика не обязательно совпадает с нашей логикой, как говорил пророк Иешаягу: «Ибо мысли Мои - не ваши мысли, и не ваши пути - Мои пути, - слово Г-спода» (55:8). Мудрецы Талмуда учат, что в отличие от людей, которые наливают жидкость в пустой сосуд, даже не пытаясь налить в полный, Вс-вышний действует по-другому: Он наделяет Своей мудростью, как правило, тех, кто уже и так мудр «по самое горлышко»: дает мудрость мудрым, как сказано в основополагающем труде по еврейской мистике (каббале), книге «Зоар».

То же правило действует и в сфере благотворительности: всякий, кто дает, неизменно выигрывает, причем размер выигрыша прямо пропорционален мере щедрости. Больше того: филантроп получает двойную выгоду - в этом мире, поскольку его расходы окупаются сторицей (Тора даже разрешает нам испытать Б-га в этом вопросе), и в Мире Грядущем, где его ждет высокая награда за исполненную мицву. Мы каждый день напоминаем себе об этом в утренней молитве Шахрит: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, но заслуга его сохраняется и для Мира Грядущего...» (Мишна, Пеа, 1:1).

Но и это еще не все. Цдака, благотворительность, может спасти человека от уготованной ему смерти. Так случилось, например, с дочерью рабби Акивы: в день своей свадьбы она избежала смерти благодаря проявленной ею доброте и щедрости. Традиция сообщает, что известный ученый-талмудист Абаей получил двадцать «дополнительных» лет жизни за свое несравненное милосердие к беднякам. В Талмуде приводится также рассказ о цадике Биньямине, которому Вс-вышний продлил жизнь на двадцать два года за то, что он содержал за свой счет вдову и ее семерых детей.

Евреи, как известно, любят деньги. Один раввин сказал, что деньги у нас на втором месте после Торы (ничего зазорного в этом, разумеется, нет). Но ни один другой народ не жертвует так много, часто и так организованно, как евреи. Филантропия, отлаженная система взаимопомощи сыграли важную роль в сохранении еврейского народа, в укреплении его единства. На еврейские десятины содержались целые общины. Государство Израиль, в котором мы живем, тоже было построено во многом благодаря строгой еврейской заповеди «маасер». Оно и сейчас получает щедрые пожертвования от евреев диаспоры.

Каждый филантроп знает или хотя бы подсознательно чувствует, что в случае опасности это государство станет для него надежным убежищем: «И всякое приношение... его будет».

Не ставь преграду перед слепым


«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Говори сынам Израиля: мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, изменив Б-гу, и провинится тот человек, то пусть исповедаются в грехе своем...»(Бемидбар, 5:5-7).

Согласно РАМБАМу, исправление греха («тшува») должно происходить в три этапа: сожаление о содеянном; решимость не повторять свои ошибки и изменение поведения. Кроме того, человек обязан, как видно из приведенного стиха, устно исповедоваться в своем грехе перед Б-гом.

Но почему вначале говорится: «мужчина или женщина, если совершит...» - в единственном числе, а затем: «то пусть исповедаются» - во множественном?

Мы знаем, что в Торе нет ни одной случайной буквы. В данном случае несовпадение формы числа в глаголах учит нас важному правилу. Согласно еврейской традиции, в преступлении, совершенном одним человеком, виноват не только он сам, но и, в значительной мере, его окружение: возможно, родители, не давшие ему правильного воспитания, или учителя, наставники, не привившие ему моральных норм, или средства массовой информации, проповедующие безнравственность и вседозволенность, или даже нерадивый продавец в универмаге, оставивший товар без присмотра и тем самым «соблазнивший» морально нестойкого покупателя на кражу (в последнем случае нарушена заповедь Торы «не ставь преграду перед слепым»).

Конечно, главная вина за преступление возлагается на самого преступника. Но и общество несет ответственность за его действия, за извращенные вкусы и ценности, которые оно прививает своим членам. Например, если газета не брезгует порнографическими публикациями, ее возмущенное осуждение сексуального преступления, выглядит, по меньшей мере, лицемерно. Вот какую лавину мыслей рождает всего одно слово в Торе, употребленное в необычной грамматической форме.

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ



Прорыв… в окраину!

В феврале 2008 года рубрика ВСПИ в Международной Еврейской Газете рассказала о том, что «Московская община «Северная» обрела второе дыхание».


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Восполнить пробелы в истории Холокоста

Руководитель проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР Борис Мафцир призывает организовать сбор свидетельских показаний о геноциде европейского еврейства.


Jlife