Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Беаалотха»

Недельный комментарий, раздел «Беаалотха»

Содержание раздела


Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для храмовой службы вместо первенцев из других колен, виновных в поклонении Золотому тельцу. Левиты проходят обучение в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат в Храме 20 лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц «песах шейни», вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма его покрыло облако Б-жественной Славы; ночью оно превращалось в «огненное явление». По этому облаку евреи узнавали, когда надо отправляться в путь и когда остановиться на привал. Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. «Эрев рав», иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт. Народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун приведет народ в Эрец-Исраэль. Иегошуа требует наказать «клеветников», но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается «проказой» за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.
* * *


Ханукальная Менора


«Когда будешь зажигать (беаалотха) светильники...» (Бемидбар, 8:2).

Указание Аарону по поводу зажигания храмовой Меноры, которым начинается сегодняшний раздел, связано по смыслу с концом предыдущего раздела «Насо». Там подробно перечислялись щедрые дары, принесенные руководителями колен ко дню освящение переносного Храма, Мишкана. В той церемонии участвовали все, кроме Аарона, первосвященника и руководителя колена Леви. Аарон был, видимо, огорчен таким «пренебрежением», и Вс-вышний сказал ему в утешение, что его вклад будет больше и важнее, чем всех других князей: ему будет поручено готовить светильники Меноры и зажигать их.

Но почему зажигание Меноры важнее приношений? Мидраш отвечает, что приношения были нужны только при существовании Храма, а мицва Меноры вечна.

Странно, ведь с гибелью Храма прекратилось и зажигание Меноры. Однако в действительности, эта заповедь пережила века. Ее видоизменили Маккавеи, потомки Аарона, еврейские герои из рода первосвященников-коэнов. В память об их победе над численно превосходящими войсками греческих завоевателей и восстановлении храмовой службы мы из года в год, уже более двух тысячелетий зажигаем свечи в дни праздника Ханука. Таков смысл утешения, полученного Аароном от Тв-рца: Менора будет жить вечно в каждом еврейском доме, в теплых и таинственных ханукальных огнях.

Семикнижие Моисеево


«И было, когда двигался ковчег, говорил Моше: «Встань, Б-г, и рассеются враги Твои, и разбегутся ненавистники Твои от лица Твоего!» А когда останавливался, говорил он: «Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля» (11:35,36).

Все знают, что Тора состоит из пяти книг. Она так и называется: Пятикнижие, «Хумаш» - от «хамеш», пять. Но Талмуд сообщает, что на самом деле Тора - это семь книг, поскольку два приведенных стиха, отделенные от прочего текста перевернутыми буквами «нун», представляют собой отдельную книгу. Получается, что книга «Бемидбар» состоит из трех книг.

Два стиха - книга?! Возможно ли такое? Да, возможно. Эти два стиха представляют собой кратчайший конспект еврейской истории, где, как в капле воды, отразились все выпавшие на долю нашего народа испытания.

«Когда двигался ковчег...». Еврейский народ провел больше времени в изгнании, чем на своей земле, больше скитался по разным странам и континентам, чем вел оседлый образ жизни. Именно к этому историческому периоду Моше обращает свою молитву: «Встань, Б-г, чтобы рассеялись враги Твои». Когда евреев гоняли с места на место, когда их преследовали и убивали, Моше умолял Вс-вышнего сохранить народ, не дать ему погибнуть от рук врагов.

«А когда останавливался...». Когда евреи обретали покой и безопасность, перед ними возникала новая, не менее грозная опасность. Спокойная, сытая жизнь притупляет инстинкт самосохранения, расслабляет и часто деморализует, мешает видеть мир в правильных пропорциях. Мы забываем Того, Кто бережет, защищает нас, и вместо этого целиком полагаемся на «мудрость» политиков и «опыт» военных, на простых смертных, не способных спасти нас от внешних и внутренних угроз. Видя сквозь толщу веков историческую перспективу «мирного» периода, пророк молит Б-га: «Верни, Б-г, десятки тысяч Израиля».

Послевоенные поколения евреев в большинстве своем не дорожат своим духовным наследием. Они не хотят быть евреями и не знают, что представляет собой еврейский образ жизни и в чем заключается наша миссия в истории, миссия избранного народа. Именно за эти ассимилированные поколения молился величайший из пророков более 3300 лет назад. Моше просил Тв-рца вернуть десятки тысяч своих потомков, проглоченных Катастрофой или добровольно растворившихся среди других народов.

Преступление и наказание


«И говорили Мирьям и Аарон против Моше по поводу кушитки (его жены Ципоры), которую он взял... И сказали: «Разве только с Моше говорил Б-г? Ведь и с нами Он тоже говорил» (Бемидбар, 12:1,2).

Этот семейный эпизод, заключительный в разделе «Беѓаалотха», требует разъяснений. Мирьям, инициатор конфликта, обвиняла Моше в том, что он отдалился от жены из гордости, считая себя, по-видимому, слишком святым, чтобы оскверняться близостью с женщиной. «Мы ведь тоже пророки, - заявила она, - но ведем нормальную супружескую жизнь в своих семьях».

Б-г объяснил Мирьям и Аарону, в чем состоит уникальность пророческого дара их великого брата: другим пророкам «Я открываюсь в видении, во сне говорю с ними. Не так с рабом Моим Моше: во всем доме Моем доверенный он. Из уст в уста говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и образ Б-га видит он» (Бемидбар, 12:6-8).

Поскольку Вс-вышний мог обратиться к Моше в любую минуту, причем не в видениях и образах, а прямо, «лицом к лицу», пророк должен был постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты, в первую очередь, воздерживаясь от близости с женой. В наказание за необоснованную критику и злословие, хотя бы даже и ограниченное семейным кругом, Мирьям получила «цараат», поражение кожи наподобие проказы.

В Торе сказано, что Моше сразу бросился на выручку сестре, по-видимому, нисколько не обидевшись на нее за несправедливые упреки. «И возопил Моше к Б-гу: «О, Всесильный, умоляю, исцели ее!» В ответ на молитву своего любимого пророка Б-г ограничил наказание семью днями карантина.

Однако в талмудическом трактате «Звахим» мы находим иное толкование. Известно, что только священник-коэн имел право объявить человека, пораженного «цараат», нечистым, а затем, по прошествии наказания - чистым. «Кто объявит Мирьям прокаженной, - спросил Моше Б-га, - и кто назовет ее чистой, когда «цараат» прекратится? Я не из семени Аарона, а Аарон не может ее осматривать по закону, потому что она его близкая родственница - родная сестра. Что же будет с ней?»

«Не беспокойся, - ответил Б-г. - Я и есть коэн. Я сам объявлю ее нечистой, а потом чистой».

Но ведь мудрецы говорили, что «Тора не на небесах она». Сам Б-г возложил на людей исполнение заповедей, поэтому Он не должен заменять коэна в определении статуса Мирьям. С другой стороны, почему Моше вообще беспокоится о том, кто будет объявлять Мирьям нечистой и чистой? Раз нет коэна, значит и наказание придется отменить. Радоваться надо, что она так легко отделалась.

Здесь мы подходим к самой сути вопроса. Что означает Б-жественное наказание? Если считать его чистым актом возмездия (нарушил закон - получи по заслугам), то беспокойство Моше действительно выглядит странным. При таком подходе грешника, избежавшего наказания, можно поздравить с удачей. Надо же?! Повезло человеку! Не пойман - не вор.

Но в еврейской традиции Б-жественная кара - это, прежде всего, искупление греха. Ведь от Б-га ничего не скроется, Его нельзя «обмануть». Если человек не понес заслуженного наказания в этом мире, его ждет неизбежная кара в Мире Грядущем, и кто может утверждать, что там она будет легче и менее болезненной, чем здесь, на земле. Согласно еврейской теологической доктрине, наш физический мир - это лишь «прихожая», временная обитель, где мы готовимся, набирая заслуги путем выполнения мицвот, к вечной жизни в Мире Грядущем, Мире Истины. Награды, полученные здесь, - ничто по сравнению с тем блаженством, которое уготовано праведникам там, по ту сторону непроницаемой завесы, разделяющей физический и духовный миры. Поэтому знающий и убежденный в своем знании еврей предпочтет очиститься от грехов здесь, искупить их при жизни, получить все причитающиеся ему наказания, чтобы вступить в Мир Грядущий чистым, неотягощенным грузом прошлого.

РАМБАН (Нахманид, Моше бен Нахман, XIII век, Испания) пишет, что воды «соты», особая церемония дознания и наказания неверной жены, и кара «цараат», когда за любое недоброжелательное высказывание о другом человеке («лашон а-ра») виновный немедленно получал «проказу» на коже и подвергался изоляции, прекратили действовать после того, как духовно-нравственный уровень евреев настолько снизился, что эти две процедуры превратились в фарс.

Какая здесь связь? Воды «соты» действовали, только если сам муж был свободен от греха, в котором обвинял жену. В нашу эпоху вседозволенности такое бывает крайне редко. Что касается «цараат», если бы это наказание сохранилось, то при столь бурном распространении злоречия весь мир давно превратился бы в сплошной лепрозорий. На самом деле, обе эти кары можно было бы только приветствовать - они пошли бы нам на пользу. Они исчезли только потому, что нынешние евреи оказались недостойны очищения от грехов в этом мире.

В другом талмудическом трактате «Псахим» приводится поучительный эпизод. Некий первосвященник Иерусалимского Храма высокомерно относился к царю и пренебрегал своими духовными обязанностями. За это ему по суду отрубили руки. Кошмарный итог, но мудрецы Талмуда не пожалели первосвященника; их не покоробило столь суровое решение. Наоборот, рабби Йосеф воскликнул: «Благословен Вс-вышний, давший ему справедливое наказание в этом мире!»

Ибо нет ничего худшего, чем покинуть наш бренный мир, не искупив совершенные грехи. Так учит Тора. Именно это обстоятельство тревожило Моше-рабейну в эпизоде с наказанием Мирьям: он боялся, что его сестра, заслуженная женщина, спасшая его в младенчестве из вод Нила, не получит в этом мире воздаяние за «лашон а-ра», злословие в его адрес, и ей придется расплачиваться более ценной «валютой» в Мире Грядущем.

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

Еврейский молодежный семинар в Нижегородской области (29 апреля - 1 мая 2011 года)

Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в еврейском молодежном семинаре, который будет проходить в Нижегородской области с 29.04 по 01.05.11. Общее количество участников - 100 человек. Будем рады видеть вас и ваших друзей!


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Восполнить пробелы в истории Холокоста

Руководитель проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР, Борис Мафцир призывает организовать сбор свидетельских показаний о геноциде европейского еврейства. Память еврейского народа, память о тех, кто был уничтожен только за то, что родился евреем или еврейкой, касается каждого из нас. Где бы мы ни жили – в Киеве или Торонто, Минске или Сиднее, Риге или Иерусалиме, Вильнюсе или Берлине, Новосибирске или Лос-Анджелесе - все мы наследники многомиллионной еврейской общинности, корни которой - в странах бывшего Советского Союза, оккупированного во время нацистского нашествия.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Литовская Анна Франк: «Идишу меня научил Гитлер»
Первые лица РЕК на сессии Всемирного еврейского конгресса
Ушла из жизни Елена Боннэр
Общая победа
«Вы дали нам искру для огня души»
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru