|
Раздел «Экев»
Недельный комментарий, раздел «Экев»
Содержание раздела
Продолжая свои прощальные наставления, Моше-рабейну вновь призывает евреев точно выполнять заповеди Торы, обещая им в награду национальное благоденствие. Завоевание Эрец Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не развелись дикие животные и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима - нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай - от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета в Йом-Кипур после трагической истории с Золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Маленькое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, говорит он, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль!»
* * *
«Если не я за себя…»
Всем известна крылатая фраза «Не хлебом единым жив человек». Откуда она взялось? Из народной мудрости? Из так называемого фонда «общечеловеческих ценностей»? Нет, она заимствована, в усеченном виде, из сегодняшнего раздела Торы. Полностью она звучит так: «Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га живет человек» (Дварим, 8:3). Другими словами, кроме материальных ценностей, есть и ценности духовные, исходящие от Вс-вышнего.
Кстати, жертвой неполного, а потому искаженного цитирования являются и другие распространенные выражения. Например, всем известен латинский девиз: «Повторение - мать учения». Мало кто знает, что у него есть конец: «...и прибежище глупцов». Чувствуете, как меняется смысл? Или знаменитое ленинское, не раз слышанное нами в советской школе: «Учиться, учиться и учиться!» Выступая на съезде комсомола, Ильич завершил этот призыв еще одним словом: «коммунизму», сразу придав ему строго направленное идеологическое звучание.
Много крылатых фраз заимствовано и из еврейских источников. Всем нам доводилось слышать: «Если не я за себя, то кто за меня». Впервые эти слова произнес мудрец Гилель, живший около двух тысяч лет назад незадолго до разрушения Второго Храма. Правда, это лишь начало изречения. Приведем его полностью: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя - то что я? И если не теперь, то когда?» (трактат Авот, 1:14). Рабби Гилель учит нас, по существу, разумному поведению в жизни: человек должен заботиться, в первую очередь, о себе, но и быть также полезным ближнему, без чего он теряет свою социальную ценность. Еще надо всегда помнить о времени: никто из нас не знает, что принесет ему завтрашний день, а потому любое мгновение, проведенное впустую, - огромная, невосполнимая потеря.
Пятки сверкают
«И будет, если («экев») будете слушать законы эти…» (7:12)
В данном контексте слово «экев», которым начинается первый стих раздела, обозначает причинно-следственную связь: «Если будете слушать законы эти, и хранить их, и исполнять их, то хранить будет Б- г для тебя союз и милость...».
Комментатор «Баал а-турим» находит в слове «экев» еще одно толкование, из которого можно вывести важный нравственный урок. «Экев» означает «пятку» (от того же корня образовано, кстати, имя нашего праотца Яакова: при рождении он вышел из материнского чрева, держась за пятку своего брата-близнеца Эсава). Пятка символизирует смирение, приниженность. Во время ходьбы эта задняя часть стопы покорно следует за телом, и поэтому ей не грозят высокомерие и заносчивость. Смирение - важный компонент Б-гобоязненности. Поэтому начало сегодняшнего раздела можно истолковать и несколько иначе: «Если будете смиренны и будете слушать законы мои...».
Еще одна любопытная деталь. Числовое значение слова «экев» равно 172: айн = 70, куф = 100, бейт = 2. Из такого же количества слов состоит текст Десяти заповедей в разделе «Итро». Отсюда мы видим тесную связь между названием сегодняшнего раздела и заповедями, о необходимости соблюдения которых говорится в первом стихе.
Кстати, пятка имеет символическое значение не только в иудаизме, но и в антисемитской «традиции». Владимир Даль приводит такую поговорку в своем «Толковом словаре живаго великорусскаго языка»: «У мужика грудь, у жида пятки, у ляха уши никогда не зябнут». От комментариев воздержимся.
Жить по Торе
Главная идея «Экев» та же, что и в двух предыдущих разделах: евреи должны хранить верность Б-гу и Торе. Тогда они будут самым благословенным, преуспевающим народом. Им будет обеспечена мирная и сытая жизнь на своей земле, в Эрец-Исраэль. Но если «возгордишься и забудешь Б-га...и скажешь в сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство» (именно так «сказано» в небезывестном гимне «Интернационал»: «Никто не даст нам избавленья...Добьемся мы освобождения своею собственной рукой!»), то, как говорится, не дай Б-г: смотри еврейскую историю последних двух тысячелетий.
В своей предсмертной речи Моше раз за разом напоминает об исходном плане Вс-вышнего: вывести евреев из Египта, дать им Тору, сделать своим избранным народом, проводником высшей мудрости, заключенной в Торе, и привести их в Эрец-Исраэль, где они построят образцовое, справедливое общество, основанное на заповедях, полученных у горы Синай. По замыслу Тв-рца, именно Страна Израиля является идеальным местом для жизни по Торе.
Да, евреи обязаны соблюдать Тору везде, куда бы их не забросила галутная судьба. Именно поэтому Синайское откровение произошло вне Эрец-Исраэль, на «ничейной» территории. Но только на Земле обетованной возможно соблюдение всех без исключения мицвот. Только там они приобретают настоящую глубину и ценность. За ее пределами мы выполняем заповеди лишь для того, чтобы не забыть их, чтобы, вернувшись на родину, без промедления исполнить наказ Моше: жить по Торе, «дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Б-г поклялся отцам вашим дать им...» (11:21). Да, еврейский народ не может существовать без Торы, но и вне Эрец-Исраэль немыслима его полнокровная национальная жизнь. Недаром говорили мудрецы: если еврей живет за пределами Страны Израиля, у него как будто нет Б-га.
Духовное насыщение
Раздел «Экев» учит нас не только еврейскому мировоззрению, но и важным положениям, относящимся к повседневному ритуалу. В нем перечислены, в частности, семь главных сельскохозяйственных культур, которыми славится Эрец-Исраэль: «Ибо Б-г ведет тебя в страну хорошую... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и (финикового) меда» (8:7). Затем говорится: «И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б-га за страну хорошую, которую он дал тебе».
На основании этого указания мудрецы разработали целый комплекс благословений, точнее, благодарственных формул, адресованных Тв-рцу и произносимых на разные виды продуктов.
В тексты этих «брахот» (кроме лаконичной формулы «боре нефашот») включена благодарность Б-гу за «страну хорошую». Поскольку благословения на еду мы обязаны читать в любой точке Земного шара и даже в космосе, упоминание Эрец-Исраэль приобретает особый смысл. Только здесь, в Стране Израиля, наша благодарность становится полной и искренней, только здесь мы получаем от еды не только физическое, но и духовное насыщение.
«И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б- га...». Комментируя эти слова, один из мудрецов Талмуда рабби Леви указывает на кажущееся противоречие между двумя стихами из книги Псалмов (Теилим). В одном стихе сказано: «Мир и все, чем он наполнен, принадлежат Б-гу»; в другом стихе: «Небо принадлежит Б-гу, а землю он дал сынам человеческим». На самом деле, никакого противоречия тут нет, отвечает рабби Леви. В первом стихе представлена ситуация, когда человек еще не сказал благословение на еду, а во втором случае он уже произнес «браху».
Сказал рабби Ханина: «Всякий, кто пользуется плодами физического мира, не говоря перед этим благословение, как будто ворует у Тв-рца».
Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели» Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
|
|