Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Реэ»

Недельный комментарий, раздел «Реэ» 

Содержание раздела


Подведем некоторые итоги. В первых трех разделах книги «Дварим» Моше-рабейну призывал евреев любить и чтить Б-га, выполнять законы Торы, живя в Эрец-Исраэль, и предостерегал от идолопоклонства. Пророк изложил основы еврейской веры (Десять заповедей, молитва «Шма») и напомнил сынам Израиля о главных событиях Исхода. Три следующих раздела, включая сегодняшний «Реэ», составляют законодательное ядро книги: в них изложены в общей сложности 170 заповедей.

В начале раздела «Реэ» Моше говорит, что выбор между соблюдением и несоблюдением законов Торы - это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец-Исраэль, евреи должны сжечь деревья, которым поклоняются местные язычники, и уничтожить их священные изваяния. Приносить жертвы Б-гу можно только в специальном месте; индивидуальные жертвенники запрещены. Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в Мишкане, передвижном Храме; в Эрец-Исраэль убой скота для еды можно проводить везде. Далее Моше призывает евреев не подражать другим народам, ничего не добавлять к Торе и не убавлять. Лжепророки, призывающие евреев оставить Тору и поклоняться идолам, заслуживают казни. Нельзя щадить и «агитаторов», пропагандирующих идеи, чуждые Торе, даже если это близкие родственники или друзья. Еврейский город, жители которого стали идолопоклонниками, подлежит уничтожению. Запрещается наносить себе травмы и увечья в знак скорби по умершим. Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц; повторяет запрет смешивать в еде мясное и молочное. Продукты второй десятины, выделенной из личной собственности, владелец должен съесть в Иерусалиме, а если их очень много, разрешается обменять их на деньги и купить еду в Святом городе. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам. Моше призывает сынов Израиля проявлять милосердие к соплеменникам - в седьмой год прощать им долги и займы. Б-г обещает изобилие тем, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в неволе до 50-го, «юбилейного» года. Раздел завершается описанием трех праздников - Песах, Шавуот и Суккот, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалим.

* * *
Легенда о бревне

«Смотри («реэ»), я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение - чтобы послушали заповедей Б-га, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие - если не послушаете заповедей Б-га, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдете за богами чужими...»(Дварим, 11:26-28).

Этим фундаментальным положением открывается раздел «Реэ». Первый вывод очевиден: наше благополучие, индивидуальное и коллективное, целиком зависит от того, насколько скрупулезно мы выполняем волю Тв-рца.

Но есть здесь и более глубокая мысль, тесно связанная с личностью самого Моше. Все мы знаем, что лучшая форма убеждения - личный пример. Об этом прекрасно знали большевистские идеологи, придумавшие легенду с бревном, которое Ленин носил на кремлевском субботнике. (Иногда кажется, что Советская власть рухнула из-за того, что Брежневу не подобрали подходящего бревна.)

Если раввин призывает вас вести духовную жизнь и пренебречь «горшками с мясом», у вас невольно закрадывается мысль: «Да что он понимает в горшках с мясом! Был бы у него «ролс-ройс», меньше бы твердил о вреде материализма».

Моше-рабейну предвидел это возражение, заранее прочел его в мыслях евреев, с нетерпением ожидавших вступления в «страну, текущую молоком и медом», и убедительно опроверг его. «Смотрите на меня, - говорил он сынам Израиля. - Я прожил долгую жизнь, 120 лет. В младенчестве чуть не погиб, ибо фараон велел убивать всех еврейских мальчиков, но был спасен египетской принцессой, попал во дворец и сам стал принцем, первым кандидатом на пост главы крупнейшей империи. Я был одним из богатейших людей на земле. Я прекрасно знаю, что такое материальное изобилие, власть и почет. При этом мне удалось достигнуть таких высот духовности, о которых не может мечтать ни один смертный. Я не просто пророк, а высший из пророков. Я стоял «лицом к лицу» с самим Тв-рцом и разговаривал с Ним в общей сложности 120 дней. Из-за этого я постоянно ношу вуаль на лице и снимаю ее, лишь когда учу Тору, поскольку мое лицо излучает нестерпимо яркое сияние. Да, я познал оба мира, мне знаком каждый их винтик, и поэтому я говорю вам прямо: выберите духовный мир! Он не идет ни в какое сравнение с миром материальных ценностей и физических удовольствий».

Правильный выбор зашифрован в самой лексической структуре приведенного стиха: «Благословение - чтобы («ашер») вы послушались заповедей... а проклятие - если («им») не послушаете...». Моше сразу показывает, что надо отдать предпочтение первому варианту.

Такую же рекомендацию давал потомкам и царь Шломо, богатейший человек своей эпохи, живший 2800 лет назад. Царь Шломо буквально купался в роскоши и познал все мирские удовольствия. Однако он был не только богатейшим, но и мудрейшим правителем, строителем Первого Храма и выдающимся пророком. В его великом завещании - книге «Коэлет» («Экклезиаст») дана объективная и исчерпывающая оценка материальной стороне человеческого бытия: «Суета сует, все суета». Надо стремиться, говорил Шломо, к другому идеалу: «Б-га бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом - вся суть человека» (Коэлет, 12:13).


«Ибо народ ты святой у Б-га»


В сегодняшнем разделе «Реэ», как и в двух последующих, излагаются заповеди, относящиеся к разным сторонам еврейской жизни. Одно из центральных мест занимают законы о разрешенных и запрещенных для еды животных, птицах и рыбах. Моше несколько раз предостерегает евреев, чтобы они не употребляли в пищу кровь. Он снова акцентирует внимание на запретах смешения мясных и молочных продуктов («Не варите козленка в молоке его матери») и употребления в пищу «мертвечины» («Пришельцу отдай ее, и пусть он ест, или продай чужеземцу»). Эти ограничения обусловлены исключительным положением евреев: «Ибо народ ты святой у Б-га» (14:21).

Среди заповедей отметим и такую: «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего... и ешь перед Б-гом на месте, которое Он изберет (в Иерусалиме)..., чтобы научился ты бояться Б-га во все дни» (14:22-24).

Тора уточняет: в первый, второй, четвертый и пятый годы семилетнего цикла «шмиты» евреи, жившие в Эрец-Исраэль, должны были выделять десятую часть своего урожая, приносить ее в Иерусалим (или покупать еду на деньги, вырученные от продажи десятины) и там съедать. В третий и шестой годы эту десятину отдавали беднякам. Уместно спросить: почему от землевладельцев не требовали, чтобы они вначале делились урожаем с бедными и лишь потом устраивали для себя пир в Иерусалиме?

Рамбам (Маймонид) поясняет. Пожертвования надо давать с приятным выражением на лице. Мрачный, недовольный вид обесценивает эту мицву. Человеку недостаточно делать «хесед», милосердные поступки, - надо еще любить «хесед».

«Цдака» - это еврейский знак отличия. Больше, чем любая другая заповедь, она выражает внутреннюю сущность евреев. Шесть лет назад один палестинский араб сказал репортеру американского журнала «Тайм», что его соплеменникам никогда не удастся повторить, дублировать сионистское предприятие: создать свое государство, потому что у арабов слабо развита традиция жертвовать на общее дело, хотя богатых людей вполне хватает. В повседневной жизни, добавил он, арабы щедрее евреев, они легче расстаются с деньгами и по-королевски принимают гостей. Но у них нет разветвленной и отработанной системы взаимопомощи и коллективной ответственности. Поэтому государство «Фаластын» так и останется несбыточной мечтой.

В заповеди «маасер» скрыт глубокий психологический подтекст. Заповедуя приносить десятую часть урожая в Иерусалим и там «радоваться» плодам своего труда, Вс-вышний учит нас двум важным вещам. Первое: наша материальная собственность - это дар Б-га, и Он может диктовать нам, как ею распоряжаться. И второе: использование материальных благ в точном соответствии с указаниями Тв-рца культивирует в нас чувства глубокой радости и приобщения к высшей духовности. Впитав в себя эти ощущения в первые два года семилетнего цикла, мы в третий год приобретаем способность охотно делиться своими доходами с бедняками, - не формально, не из-под палки, а с искренним желанием, с истинной добротой.

Кстати, тот, кто аккуратно отделял десятину от урожая и скота, никогда не оставался в убытке. Комментатор Сфорно поясняет: слова «маасер» (десятина) и «ошер» (богатство) происходят от одного корня, а значит и смысл у них близкий.

 Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Герой Собибора
Нобелевский бизнес: Александр Туркот о нобелевских лауреатах из Израиля
Израиль вспоминает Собибор
Первый в Сионе
Петербург стал столицей еврейской общинной жизни
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru