Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Ки таво»

Недельный комментарий, раздел «Ки таво»

Содержание раздела


Живя в Эрец-Исраэль, евреи должны приносить в Храм бикурим, первые плоды собранного урожая. Передавая их коэну, они громко произносят особую формулу благодарности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ из века в век (этот отрывок включен в пасхальную Агаду). В последний день праздника Песах в четвертый и седьмой годы семилетнего цикла евреи должны исповедоваться перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины из своих урожаев. Завершив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Вс-вышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу: поставить гигантские камни, покрыть их известью и написать на них слова Торы на иврите и 70 языках народов мира. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести - на горе Эваль, а левиты встанут в долине между этими горами и произнесут двенадцать повелений, на каждое из которых народ ответит: «Амен!» Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которыми евреи будут вознаграждены за верность Торе. Но если они отвернутся от нее, их ждут страшные кары: неурожаи, поражения в войнах, чужеземный гнет, изгнание из Страны Израиля и долгое рассеяние.
* * *


Слава Б-гу - я здесь


«Возьми начатки всех плодов земли, которые ты получишь в стране твоей, которые Б-г дает тебе…» (Дварим, 26:2).

Сегодняшний раздел начинается с заповеди «бикурим», уже упоминавшейся в предыдущих разделах «Мишпатим» и «Ки Тиса». Когда сыны Израиля придут в свою страну и поселятся в ней, каждый из них должен взять плоды первого урожая, положить их в корзину, принести в Храм и передать корзину дежурному коэну. Коэн поставит ее перед жертвенником, и хозяин громко прочтет короткую декларацию, в которой изложит основные события египетского плена и Исхода (эта часть включена в текст Пасхальной агады), сообщит о приходе в Эрец Исраэль, «страну, текущую молоком и медом», и выразит свою радость и благодарность Тв-рцу.

Великий каббалист Аризаль (раби Ицхак Лурия), живший в Цфате в XVI веке, говорил, что мицва приношения «бикурим» представляет собой «тикун», исправление греха разведчиков, принесших клеветнический отчет о Святой земле, из-за которого евреи оставались в пустыне 40 лет до полной смены поколений.

Мицва приношения первых плодов и, особенно, устная декларация «бикурим» искупают этот грех. Еврейская традиция требует осторожного обращения со словами. Поэтому словесный грех разведчиков можно компенсировать только словесной мицвой, провозглашающей особую ценность страны Израиля в еврейской национальной жизни.

Человек, принесший «бикурим», опровергает навет разведчиков, которые жаловались, что эта земля «проглатывает» своих жителей. Он говорит, что счастлив находиться в Эрец-Исраэль, называет ее «страной, текущей молоком и медом». Разведчики говорили то же самое, но оспаривали обещание Тв-рца и пренебрегали Его бесценным подарком - страной Израиля. Они утверждали, что Б-г вывел евреев из Египта, чтобы умертвить их вражеским мечом. Нет, возражает хозяин «бикурим», Б-г приведет нас в замечательную страну для счастья и радости, и мы должны быть благодарны Ему за этот дар, ведь благодарность - одна из главных черт еврейского характера. Даже ивритское имя нашего народа - иеѓудим - происходит от слова «леѓодот», благодарить.

Живя сегодня в Эрец-Исраэль, мы выполняем лишь часть заповедей, относящихся к земле: отказ от сельскохозяйственных работ в седьмой год («шмита»), отделение десятин урожая («трумот» и «маасрот»). Мицва «бикурим» не входит в их число, потому что недостаточно лишь отдать коэну корзину с плодами и произнести стандартный текст. Эта церемония должна происходить в атмосфере радости и покоя, безопасности и мира, которой нам так сейчас не хватает. И еще для этого нужны Храм и Санэдрин.

И все же, если вы прожили в Эрец-Исраэль год или двадцать лет, видели древние холмы Иудеи, по которым бродил наш праотец Авраам и о которых тосковал Моше-рабейну, и замечали дорожные указатели с именами великих царей и пророков, вспомните своих дедов и прадедов, их страдания и веру, их ежедневную мольбу: «Да удостоимся мы увидеть своими глазами, как Ты вернешься в Сион!»

И тогда к горлу подступит комок, и сердце, несмотря на все тяготы и разочарования, учащенно забьется, наполняясь ни с чем не сравнимым восторгом и благодарностью за то, что именно вам, нам с вами, нашему поколению довелось исполнять финальную сцену в грандиозном спектакле под названием «Возвращение». Из груди вырвутся слова: «Слава Б-гу - я здесь!» Это и будет наша «осовремененная» форма исполнения заповеди «бикурим».

Расплата за ненависть


«И будет, если не будешь ты исполнять волю Б-га…» (28:15).

Центральную часть «Ки Таво» составляет «тохаха», суровое предостережение с перечислением тех наказаний, которым подвергнутся евреи за отказ от своего предназначения. Это уже вторая «тохаха». Первая записана в разделе «Бехукотай» книги «Ваикра». В ней, по мнению РАМБАНА (раби Моше бен Нахман, XIII век), идет речь о разрушении Первого Храма и 70-летнем вавилонском изгнании. Сегодня мы читаем о галуте, последовавшем за разрушением Второго Храма. Это двухтысячелетнее изгнание продолжается до сих пор, причем в тексте предостережений нет и намека на то, когда оно закончится. Есть лишь условие: евреи должны совершить «тшуву», вернуться к Торе. Первая «тохаха» прямо и без всяких условий обещает их скорое возвращение в Эрец Исраэль после того, как завершится строго отмеренный срок пребывания в вавилонском плену. Те пророчества, как известно, целиком исполнились.

Есть здесь еще одно важное, пожалуй, главное различие, раскрывающее истинную причину нескончаемой ночи нынешнего галута. В «Бехукотай» говорится о всевозможных формах идолопоклонства, приведших к разрушению Первого Храма и изгнанию; сегодняшняя «тохаха» упоминает только неполное соблюдение мицвот, из чего мы делаем вывод, что в целом евреи периода Второго Храма были людьми благочестивыми и хранили верность Торе.

Так за что же был разрушен Второй Храм? Мудрецы отвечают: за беспричинную ненависть среди евреев, за «синат-хинам». Страна была расколота на множество враждующих группировок, и даже в осажденном римлянами Иерусалиме, оказавшись на грани национальной катастрофы, они продолжали сводить счеты друг с другом.

А теперь оглянитесь вокруг. Какая главная черта определяет сегодня характер взаимоотношений между евреями? Правильно, все то же соперничество, все та же нетерпимость и беспричинная ненависть.

Поэтому неудивительно, что весь мир до сих пор не признает наше право на страну Израиля, которое записано в Великой Книге, что общественное мнение и средства массовой информации дружно настроены против нас, что еврейская кровь снова подешевела, что мы так легко и буднично отдаем свою землю врагам, которых разгромили всего тридцать семь лет назад, и что государство Израиль, задуманное как убежище для евреев всего мира, грозит превратиться (не дай Б-г!) в беззащитное гетто, живущее в ожидании очередной акции, неотвратимого теракта.

Пока мы не избавимся от этого тяжелейшего коллективного порока - «синат-хинам», галут не прекратится и мы будем обречены страдать и отдавать, страдать и отдавать...

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Горячая вакансия в Москве для граждан Израиля!

Управляющий частной недвижимостью. Опыт аналогичной работы. Гражданство Израиль, Германия, США, возможен другой вариант.


Вакансия Секретаря-Администратора в Международном исследовательском центре российского и восточноевропейского еврейства

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва) объявляет о вакансии Секретаря-Администратора.


Jlife