Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Ницавим»

Проблемы руководства

Комментарий к Торе Недельный раздел «Ницавим»
Книга Дварим, Главы 29-30


Моисей впервые не может взять инициативу в свои руки

В недельном разделе мы читаем предсмертную речь Моисея. Величайший пророк, который вел евреев через все трудности, должен был в конце отступить и не войти в Землю Израиля. Подобная участь постигла и Аарона. Почему?
Тора рассказывает:

И не было воды для общины; и спорил народ с Моисеем, говоря: «Зачем же вывели вы нас из Египта?» И отошел Моисей от народа ко входу в Шатер Соборный, и пал на лицо свое. И сказал Господь Моисею: «Возьми посох свой и скажи скале, чтобы она дала воду». И созвали Моисей и Аарон всю общину и сказали им: «Теперь слушайте вы, бунтовщики! Не из этой ли скалы извлечь для вас воду?» И поднял Моисей руку свою, и ударил по скале посохом дважды, и потекла вода». И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою перед глазами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (Бамидбар 20:2-12).

Моисей не выполнил приказ Бога и, вместо того чтобы «сказать скале», он ударил по ней. Но неужели он отстранен от управления народом только за этот грех? Конечно, дело не только в самом ударе о скалу. Весь этот инцидент, происшедший в конце скитания евреев по пустыне, ясно показал, что Моисей больше не в состоянии полноценно справляться с обязанностями руководителя. Раньше он не терял присутствия духа в самых тяжелых ситуациях, даже сталкиваясь с гневом и неблагодарностью народа, выведенного из рабства. На сей раз, столкнувшись с очередной демонстрацией недовольства условиями алии, Моисей медлит и не берет инициативу в свои руки. И хотя он знает, что способен достать воду даже из скалы, - он предпочитает удалиться в шатер, где «падает на лицо свое». Неуверенный в себе, Моисей хочет уединиться. И тут Господь повелевает ему «взять свой посох», т.е. восстановить прежний статус, когда он крепко держал бразды правления в своих руках, - и обратиться к скале, из которой тут же забьет источник. Однако Моисей уже не может точно реализовать повеление Всевышнего. Сначала, вместо того чтобы продемонстрировать силу и уверенность в себе, подобающие лидеру, он поддается приступу раздражения, бросая народу оскорбительное: «Бунтовщики!» Затем - по-прежнему раздраженный - он совершает еще одну ошибку: не обращается к скале, как велел Господь, а дважды ударяет по ней.

От руководителя требуется твердость

Потеряв решительность, Моисей не смог справиться с собственными эмоциями и потому не сумел точно исполнить приказ Бога, - а от руководителя такая точность требуется в гораздо большей степени, чем от среднего еврея. И если раньше Моисей подавал пример того, как лидер должен обращаться с народом - твердо, но уважительно, - то теперь он обрушивает на провинившихся евреев оскорбления. Все это вместе послужило причиной его смены. (Нам, однако, следует помнить, что эти «грехи», хотя они и послужили для Моисея препятствием на пути к Земле Обетованной, не дают нам никаких оснований считать его вообще «слабым» или «недостаточно компетентным» руководителем. Напротив, его личный вклад огромен, он несколько раз спасал от смерти все поколение, и его имя навсегда останется на недосягаемой высоте.)

К евреям предъявляются повышенные требования; к еврейским руководителям - в особенности

Тора подчеркивает, что Моисей ударил по скале «дважды»; и это слово здесь не случайно. Аарон, стоящий рядом с братом, выступил в данном случае в роли пассивного наблюдателя. Он не постарался остановить Моисея и даже не выразил протеста - а потому превратился в соучастника прегрешения и разделил наказание. Промолчав дважды, Аарон уже не вправе утверждать, что он «не знал». И хотя к Аарону Тора тоже предъявляет здесь существенно «завышенные» требования - ведь разве можно ожидать от обычного человека, чтобы он мгновенно успел оценить ситуацию и вмешаться? - но таков в принципе еврейский подход. К евреям вообще предъявляют повышенные требования, а к еврейским руководителям - в особенности.

Пинхас Полонский
Источник:
Маханаим
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Израильские парламентарии в Мемориальной синагоге на Поклонной горе
Президент РЕК оценил кавказское гостеприимство
Резонансный марш
О явлениях одного порядка
Благотворительность без границ
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru