Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Лех-Леха»

Недельный комментарий, раздел «Лех-Леха»

Содержание раздела


В десятом поколении после Ноаха на свет появился Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет Высший Разум, Тв-рец вселенной - Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Вс-вышний открылся Авраму и велел ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Когда Аврам пришел в Ханаан вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и единомышленниками, Б-г сообщил ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Красота Сарай может стоить ему жизни среди египетских варваров, и поэтому Аврам выдает ее за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам возвращается в Ханаан со щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но порочном городе Сдоме. Между местными правителями вспыхивает война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается на выручку с горсткой верных людей и, несмотря на превосходящие силы противника, одерживает победу, освобождает племянника, но отказывается от трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены 400 лет в чужой стране, но затем выйдут из плена “с большим достоянием” и вернутся в Эрец-Исраэль. Сарай бесплодна; она дает Авраму свою служанку Агар, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво; Сарай проявляет строгость, и Агар уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврама на Авраам, а Сарай - на Сара и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.

* * *

Настоящая история человечества начинается не с Адама и не с Ноаха, а с Авраама. Первые две тысячи лет от Сотворения мира люди жили в духовном мраке. Адам, на которого возлагались столь большие надежды, совершил непростительное грехопадение. Его сын Каин убил своего брата. В мире утвердились разбой и идолопоклонство. Первые десять поколений были смыты бурными водами Всемирного потопа, но и последующие десять поколений, ведущие свою родословную от Ноаха, оказались порочными.

С появлением Авраама в духовной жизни человечества начались глубокие изменения. Согласно первоначальному плану Творения все люди наделялись равными возможностями в исполнении Б-жественного замысла. Однако несостоятельность двадцати поколений убедила Б-га в необходимости изменить план. Он выделил одного человека - Авраама, от которого решил произвести народ, который станет посредником и связующим звеном между Вс-вышним и людьми, между духовным и материальным мирами. Этому бессмертному народу будет дана Тора, свет которой он распространит на весь мир. Короче, Аврааму предназначалось стать праотцем евреев, авангарда человечества.

Чтобы выполнить эту миссию, Авраам должен был обладать феноменальными качествами, многие из которых нам трудно не только копировать, но даже просто понять.

Его самой яркой добродетелью, “визитной карточкой” было милосердие, “хесед”. Авраам был добр и открыт ко всем людям. На третий день после обрезания, несмотря на недомогание, он с несравненным гостеприимством встретил трех странников-арабов, не зная, что это замаскированные ангелы (см. следующий раздел “Ваера”). Комментаторы сообщают, что все четыре стороны его шатра были открыты для входа, и люди потоком шли к нему - за советом, за помощью, за духовной правдой. Причем, не забудем, что речь идет о влиятельном и богатом шейхе, само положение которого должно было внушать людям трепет и робость. Но при всем своем несравненном величии Авраам был прост и доступен.

“Гвура” - стойкость, мужество - считается отличительной чертой нашего второго праотца Ицхака, но Авраам обладал не меньшей душевной твердостью, уровень которой нам трудно по-настоящему оценить. По приказу Вс-вышнего, он решительно изгоняет из дома своего сына-первенца Ишмаэля, которого до рождения Ицхака считал своим наследником, и блестяще, проявив поистине нечеловеческое самообладание, выдерживает испытание с жертвоприношением Ицхака (раздел “Ваера”).

Из всех праотцев лучшим знатоком Торы считается Яаков. Однако Авраам-авину мало в чем уступал своему внуку. Он вполне мог быть высшим галахическим авторитетом в любом поколении. Авраам исполнял все заповеди Торы задолго до ее получения и по знаниям далеко опережал нынешних мудрецов. Комментаторы утверждают, что в талмудическом трактате “Авода зара”, который он изучал, содержалось четыреста глав (в нынешнем одноименном трактате - всего пять глав).

Чтобы оценить непревзойденную целомудренную скромность и нравственную чистоту нашего старшего праотца, обратимся к эпизоду из сегодняшнего раздела. Уходя в Египет из пораженного неурожаем Ханаана, семидесятипятилетний Авраам впервые посмотрел на свою жену Сару мужским оценивающим взглядом и с удивлением отметил, что она - “красивая женщина”, настолько красивая, что им обоим грозит серьезная опасность среди диких и развратных египтян. В наш век безграничной вседозволенности такая чистота в брачных отношениях может вызвать лишь недоуменную насмешку.

Именно Авраам учредил обязательные ежедневные молитвы как средство прямого общения человека с Тв-рцом, и он же был непревзойденным мастером молитвы. В разделе “Ваера” есть драматический эпизод: Авраам смело и рискованно, что называется “на грани фола”, молит Б-га пощадить преступный город Сдом, не уничтожать его ради пятидесяти праведников, которые могут в нем оказаться. Молитва Авраам столь сильна и убедительна, что Вс-вышний охотно идет на уступки: соглашается уменьшить число праведников, искупающих грехи Сдома, до сорока пяти, сорока, тридцати, двадцати и, наконец, до десяти человек. И лишь когда выясняется, что в Сдоме нет даже такого малого количества хороших людей, Авраам бессильно опускает руки - Сдом обречен погибнуть. Традиция утверждает, что Авраам установил самую продолжительную утреннюю молитву “Шахарит”, Ицхак - послеполуденную молитву “Минха”, а Яаков - вечернюю “Маарив”.

О несравненной праведности Авраама свидетельствует его постоянное стремление максимально быстро выполнять указания Вс-вышнего. Он вставал рано утром, чтобы сделать обрезание себе (99-летнему!) и своим домочадцам и даже для того, чтобы, не мешкая, принести в жертву любимого сына Ицхака на горе Мориа. Завидев трех странников перед своим шатром, он, несмотря на боль и плохое самочувствие после обрезания, несмотря на жару и свой княжеский авторитет, сам бросился готовить для них еду (взял теленка из стада, принес масло и молоко, “и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом, и ели они”).

Авраам отличался также личной отвагой и мужеством. Еще в родном Уре Касдимском (Халдейском) он слыл неустрашимым диссидентом, вопреки официальной языческой идеологии смело отстаивал передовые идеи Единобожия, за что был брошен царем Нимродом в горящую печь (из которой вышел, однако, живым и невредимым). Ему неоткуда было ждать помощи: ни от единомышленников, ни от мирового общественного мнения, ни от правозащитников из “Эмнести интернешенл”. Авраам, самостоятельно открывший правду о существовании Единого Тв-рца и в одиночку отстаивавший это знание, противостоял всему остальному миру. Он не стушевался, не предлагал компромиссов и эмигрировал лишь по прямому указанию Б-га: “Лех леха - Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе”, - как видим, даже без точного указания места.

При всем своем смирении и даже застенчивости в отношениях с близкими людьми и гостями Авраам-авину был могучим воином (одного этого качества оказалось достаточно Илье Муромцу, чтобы стать героем русского фольклора). Читая сегодняшний раздел, мы узнаем, как Авраам с небольшим отрядом в 318 человек разгромил победоносную коалиционную армию четырех ближневосточных шейхов и вызволил из плена своего непутевого племянника Лота. По другому мнению, у него вообще не было отряда, и воевал он лишь вместе со своим верным слугой Элиэзером (гематрия этого имени, числовая сумма букв, составляет 318).

В том же батальном эпизоде ярко проявились благородство и неслыханный по нашим представлениям альтруизм Авраама: когда спасенный от поражения царь Сдома предложил ему в награду все свое имущество и другие трофеи, наш праотец решительно отказался: “Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе”. Но он охотно принял плату для своих соратников: нельзя быть праведным за счет других.

Однако главное достоинство Авраама - это его глубокая вера в Тв-рца, приобретенная благодаря напряженной работе души и интеллекта, кристальной честности и убежденности в своей правоте. Чистая вера и любовь к Тв-рцу помогли ему выдержать все выпавшие на его долю десять испытаний, непосильных другим людям. Он ни на минуту не колебался, когда Б-г направил его в чужую, неведомую страну, безоглядно поверил в обещание, что у него, столетнего старика, и его 90-летней жены родится долгожданный сын, продолжатель его дела, и что его потомство, “многочисленное, как звезды на небе и как песчинки на морском берегу”, унаследует Эрец-Исраэль. Он был готов даже принести в жертву Б-гу свое главное сокровище - Ицхака. Мало кто из других библейских персонажей, героев и праведников, может даже не сравниться, а хотя бы приблизиться к Аврааму, духовному гиганту, которого мудрецы называют “Эйтан” - “Богатырь”.

 Из архива приложения “Еврейский камертон”

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: «Изостишия» - выставка Владимира Вишневского и Андрея Рыбакова

На выставке в Российской академии искусств представлены коллажи и картины знаменитого поэта, давнего друга Российского еврейского конгресса Владимира Вишневского и художника Андрея Рыбакова.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
РЕК рекомендует: Арт-проект «Изостишия»
Белые стихи о советском паспорте
Юрий Каннер об учителях и приспособленцах
Рецепт международной дружбы
Уравнение с семью неизвестными
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru