|
Раздел «Хаей Сара»
Недельный комментарий, раздел «Хаей Сара»
Содержание раздела
Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Хозяин участка, предводитель хеттов Эфрон готов отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость доказывает, что Ривка - подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой»; он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя - Кетура. У них рождаются шестеро сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет; Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.
* * *
Что такое «битахон»?
История о том, как слуга Авраама Элиэзер искал жену для его сына Ицхака - одна из самых трогательных и лиричных во всем ТАНАХе. С Элиэзера лишь взяли клятву, что он выберет девушку не из местных «дочерей ханаанеев», а из Харана, родины Авраама, и не вернет Ицхака в Харан, если невеста откажется переехать к жениху. Других указаний не последовало. Авраам снабдил слугу щедрыми дарами и отправил в путь, предоставив ему возможность действовать по своему усмотрению.
Элиэзер выбрал самый простой и самый нетрадиционный метод поиска. Придя с караваном верблюдов в город Арам-Наараим, где жил брат Авраама Нахор с семьей, он остановился у ближайшего колодца и стал молиться Б-гу, чтобы Он немедленно послал ему требуемую девушку: «Вот я стою у источника воды, и дочери жителей города идут за водой. Пусть девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, и я напьюсь, и она ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», - окажется суженой слуге твоему Ицхаку...» (24:12-14).
Как загадал - так и исполнилось. Ривка, будущая жена Ицхака и праматерь еврейского народа, тут же, как по мановению волшебной палочки, предстала перед Элиэзером и напоила его вместе с верблюдами, повторив почти дословно фразу из его молитвы.
Но ведь еврейская традиция запрещает полагаться на чудеса. Молитва, конечно, никогда не помешает, однако, ведя поиски невесты, Элиэзер должен был, в первую очередь, предпринять конкретные действия: навести справки, обратиться в местное бюро брачных знакомств, дать, наконец, объявление типа: «Объявляется конкурс на должность жены второго праотца еврейского народа, сына основоположника этического монотеизма...».
Ничего этого Элиэзер не сделал. Он рассчитывал только на чудо - и чудо свершилось. К нему подошла именно та девушка, о которой он молился: «А девица эта очень хороша собой, девственна, и ни один мужчина ее не познал» (Берешит, 24:16). Последнее качество считалось редкостью в ту аморальную эпоху.
Запретив нам полагаться на чудеса и требуя прилагать физические усилия для достижения поставленных целей, еврейские мудрецы не сообщили, однако, универсальный объем и вид этих усилий. Все зависит от конкретного человека, его воспитания, личного опыта и обстоятельств. При слабой вере в Тв-рца и недостаточном уповании на Него (на иврите «битахон») требуется больше времени и усилий для достижения цели. При более прочном «битахоне» - меньше. Авраам-авину обладал безграничной верой в Тв-рца. Он знал, что ему достаточно послать Элиэзера в Харан с лаконичным указанием привезти оттуда жену для Ицхака, а в остальном положиться на Б-га. Элиэзер же решил, что ввиду отсутствия подробных инструкций, ему надо обратиться за помощью ко Вс-вышнему, и Он не подведет. Как сказано в Книге Псалмов (Теилим): «Счастлив человек, который уповает на Б-га, ибо Б-г (оценит это упование и) станет ему опорой». Впрочем, Элиэзер уповал не только на Б-га, но и на обещание Авраама, который сказал ему на прощание: «Г-сподь... пошлет ангела Своего перед тобой», и этот ангел обеспечит успех миссии.
Доброта в квадрате
Молитва Элиэзера дает нам еще один важный урок. Слуга Авраама хотел найти не просто добрую, отзывчивую девушку, а добрую в квадрате, готовую не только проворно выполнить просьбу незнакомца, но и предугадать его невысказанные желания, приложив максимум усилий для их выполнения (в самом деле, попробуйте напоить десять верблюдов). Ибо доброта высшей пробы заключается в умении помочь человеку, даже если он не высказывает вслух свою просьбу.
Однажды к Раву из Бриска пришел бедный еврей и сказал, что он не сможет выпить обязательные четыре бокала вина на пасхальном Седере, и поэтому просит разрешить ему заменить вино молоком. Рав строго велел бедняку пить вино в ночь Седера и попросил свою жену дать ему денежную сумму из общинного благотворительного фонда, чтобы тот мог купить себе на праздник вино и мясо.
Когда бедняк ушел, ребецин спросила мужа, почему он дал ему деньги и на мясо, ведь речь шла только о вине. Рав ответил: «Если этот человек намеревался пить четыре бокала молока во время Седера, значит, он был готов обойтись без мяса, на которое у него, по-видимому, тоже нет денег».
Подобно раву из Бриска, Ривка умела «вычислять» нужды людей: «Пей, господин мой ...и для верблюдов твоих начерпаю тоже». Такая девушка была достойна стать женой Ицхака и праматерью еврейского народа.
Для полного счастья
В сегодняшнем разделе сказано: «И благословил Г-сподь Авраама во всем» - «ба-коль». Что еще хорошего может получить человек в жизни, кроме долголетия, здоровья, богатства и удачи, которыми Авраам обладал сполна? Комментаторы по-разному объясняют слово «ба-коль».
Гематрия (цифровая сумма букв) «ба-коль» - бейт + каф + ламед - составляет 52. Такая же гематрия и у слова «бен», сын. Авраам был благословлен тем, что у него родился сын Ицхак, достойный продолжатель его миссии.
Рабби Меир считает, что дополнительное благословение состояло в том, что у Авраама не было дочери. Авраам жил среди язычников и вряд ли подыскал бы ей достойного жениха.
С этим мнением не согласен рабби Иегуда. Он говорит, что Авраам был благословлен именно тем, что у него была дочь (те из нас, кто имеет дочерей, согласятся с этим мнением). В некоторых источниках сказано, что эту дочь так и звали - Баколь, и она умерла вместе со своей матерью Сарой. На это указывает маленькая буква «каф» в слове «ве-ливкота»: «...и пришел Авраам справить траур по Саре и оплакать ее» (23:2). Если изъять эту букву, то получится «у-ле-вита»: «...справить траур по Саре и по ее дочери».
Еще несколько объяснений слову «ба-коль» (благословен «во всем»). Рабби Элиэзер ха-Модаи говорит, что Авраам был непревзойденным экспертом в области астрологии и с ним консультировалась вся знать древнего мира. Рабби Шимон бар-Йохай утверждает, что Авраам владел драгоценным камнем, обладавшим уникальными лечебными свойствами: одного взгляда на него было достаточно, чтобы полностью исцелиться от любой болезни. Эти два мудреца считают, что благословение «ба-коль» включает в себя видное положение в мире. Вполне подходящая «браха» для Авраама, чье имя означает: «отец множества народов».
Согласно другим комментариям, благословение «ба-коль» избавило Авраама от семейных неурядиц: при жизни нашего первого праотца его внук Эсав, брат-близнец Яакова, воздерживался от злодейских поступков, а старший сын Ишмаэль раскаялся в грехах еще до его смерти. Каждый, у кого есть дети и внуки, поймет, как это важно для полноты личного счастья.
«Ба-коль» может означать также, что Аврааму еще при жизни открылся Мир Грядущий, и Ангел смерти был невластен над ним. (Авраам, как и Моше-рабейну, умер от «Б-жественного поцелуя»; его тело не подверглось разложению в могиле).
Так или иначе, Авраам был вполне достоин всех перечисленных благ. Ведь он впервые после Адама и Ноаха восстановил веру в Единого Тв-рца вселенной и заложил духовно-нравственные основы современной цивилизации.
Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели» Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
|
|