Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Толдот»

Недельный комментарий, раздел «Толдот» 
 

Содержание раздела


После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность - это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов - Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, а вслед за ним, держась за пятку брата, - Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. Эсав - охотник, «друг степей», а Яаков - «человек кроткий, сидящий в шатрах» Торы. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продал свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо - чечевичную похлебку. Ицхак хочет отправиться в Египет, чтобы переждать там голод, но Б-г напоминает ему, что после жертвоприношения на горе Мориа он наделен особой святостью, и ему нельзя покидать Святую землю. Ицхак поселяется с Ривкой в Граре, стране филистимлян, и выдает свою жену за сестру, чтобы защитить ее от посягательств местных язычников. Разбогатев на чужбине, Ицхак вызывает зависть филистимлян, и местный царь Авимелех прогоняет его. Покинув Грар, Ицхак восстанавливает три колодца, выкопанных его отцом. Эти колодцы символизируют три будущих иерусалимских Храма: два из них, как и колодцы, будут разрушены, а третий останется навечно. Авимелех понимает, что Ицхаку покровительствует Б-г, и предлагает ему заключить союз. Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак зовет к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав клянется убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.

* * *

 


Авраам родил Ицхака


«И вот родословие (толдот) Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака...» Зачем, начиная рассказ о следующем поколении патриархов, о Яакове, Тора сообщает давно известный факт: что Авраам - отец Ицхака?

Раши, ссылаясь на Талмуд, объясняет: когда родился Ицхак, злые языки сказали, что его старые и бездетные родители Авраам и Сара усыновили чужого ребенка, выдав его за своего биологического сына. Тогда Авраам собрал вождей окрестных племен с их женами и детьми, и во время этого грандиозного схода Сара чудесным образом сумела накормить грудью всех присутствовавших младенцев. В подтверждение этой версии Талмуд приводит фразу из раздела «Ваера», где описано рождение Ицхака: «И сказал Сара: Кто сказал бы Аврааму: Сара стала кормить детей?» Заметьте: не одного ребенка, а детей.

Хорошо, согласились злые языки, Ицхака родила Сара, но от кого? Ведь она забеременела, побывав в плену у Авимелеха, царя филистимлян. И тогда произошло еще одно чудо: с первых месяцев жизни Ицхак выглядел точной копией Авраама - и лицом, и всем обликом. И тогда злые языки нехотя признали: Да, Ицхак - сын Авраама.

Фраза «И вот родословие...» уже встречалась в конце прошлого раздела «Хаей Сара». Там речь шла о сыновьях и ближайших потомках Ишмаэля. Но вот что характерно: Ишмаэль назван сыном «египтянки Агари, служанки Сары».

Но сын служанки не может быть настоящим «родословием» Авраама. К тому же слово «толдот» (родословие) имеет в первом случае «ущербное» написание, без буквы «вав», а в «толдот» Ицхака бен Авраама «вав» присутствует. Столь многозначительное упоминание матери Ишмаэля и исчезающая буква «вав» еще раз подтверждают: истинным преемником праотца Авраама был не Ишмаэль, предтеча арабов, а Ицхак - первый человек, родившийся евреем.

 

Ни себе, ни людям


«Толдот» начинается с рождения у Ицхака и Ривки двух близнецов Эсава и Яакова, в которых заключены прообразы двух народов: римлян, от которых произошли современные западные нации, и евреев.

Два ключевых эпизода этого раздела - продажа Эсавом первородства за чечевичную похлебку и получение Яаковом благословения от Ицхака - известны всем. Отметим только, что под первородством имеется в виду не очередность появления на свет (здесь приоритет Эсава неоспорим, что и зафиксировано в Торе: он вышел первый из материнской утробы, а за ним - Яаков, держась за его пятку, на иврите «акев».) Просто старший брат отказался от своих духовных обязанностей, связанных со служением Тв-рцу, не захотел быть священником, бездумно и задешево уступив эту высокую честь Яакову и его благодарным потомкам, т.е. нам с вами.

Между этими двумя сценами, разделенными 48 годами, «затесался» малозначительный, на первый взгляд, эпизод, в котором рассказывается, как Ицхак, подобно Аврааму, отправился к филистимлянам в город Грар, чтобы переждать голод, начавшийся в Эрец Исраэль. Там он, по примеру отца, выдал жену Ривку за свою сестру.

Со временем Ицхак заметно преуспел в Граре на экономическом поприще: «И посеял Ицхак на земле той, и получил в тот год урожай стократный, и Г-сподь благословил его. И стал Ицхак человеком заметным, и росло его достояние все больше и больше, пока не стало безмерно велико» (Берешит, 26:12,13).

Дальнейшие события развиваются по классическому сценарию, повторяющемуся с евреями из века в век: «...И стали завидовать ему филистимляне. И все колодцы, которые выкопали слуги отца его, Авраама, когда он был жив, засыпали и заполнили землей» (Берешит, 26:15). Между прочим, те самые колодцы, из которых они сами черпали воду. Вот к чему ведет ненависть, замешанная на зависти.

Казалось бы, достаточно обойтись одним трансфером: выгнать Ицхака из «Палестины», и все дела. Причем здесь колодцы? Но так было всегда и везде.

В самом деле, что побуждало нацистов преследовать евреев, лучшую и самую патриотичную часть германского общества, отказываться от использования «еврейских» технических изобретений, наконец, упрямо гнать в Освенцим эшелоны с евреями при острой нехватке вагонов для фронтовых нужд? А чем руководствовались советские власти, когда вопреки американским экономическим санкциям отказывали евреям в праве на выезд? Боялись утечки мозгов? Но от этих дискриминируемых мозгов все равно было мало пользы. Получались те же самые колодцы Авимелеха: ни себе, ни людям.

Да, антисемитизм алогичен, смешон в своей абсурдности и тем опасен и непобедим. Фараон говорил древним египтянам: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (Шмот, 1:9,10). Позвольте, где элементарная логика? Если евреи так опасны, если они - пятая колонна, почему надо бояться их возможного ухода?

Филистимский царь поступил логичнее фараона: «И сказал Авимелех Ицхаку: «Уходи от нас, ибо стал ты гораздо сильнее нас». Ицхак, конечно, не задержался, но тут выяснилось, что вместе с этим евреем из страны ушло и процветание. (Эта классическая ситуация повторилась затем в средневековой Испании и бывшем СССР: лишившись своих евреев, эти страны скатились на задворки истории.)

Авимелех опомнился и вместе с приближенными отправился к Ицхаку выражать «сожаление». «Почему вы пришли ко мне? - удивился наш праотец. - Ведь вы ненавидите меня и отослали меня от себя!» Но они сказали: «Увидели мы, что, несомненно, Г-сподь - с тобою (Авимелех попал в точку: вот оно, тайное оружие сионизма!)... Давай заключим с тобой союз: что ты нам не сделаешь зла - как мы не тронули тебя и как мы делали тебе лишь добро и отпустили тебя с миром». Мол, знай нашу доброту: могли ограбить и убить тебя, но проявили гуманизм - только выгнали из страны, целым и невредимым.

Верх лицемерия, скажете вы. Но разве не то же самое происходит сейчас. Западные страны непрестанно оплакивают евреев, погибших в Катастрофе, открывают музеи и мемориалы, восстанавливают еврейские центры и кладбища. Но при этом исправно голосуют в ООН за антиизраильские резолюции, поддерживают «правое дело палестинцев», фактически поощряя террористическую войну, развязанную арабским миром против Израиля и всего еврейского народа.

В Торе нет случайных, проходных эпизодов. Она рассказывает нам о будущем. Опыт общения Ицхака с филистимлянами помогает нам лучше понять скрытую механику антисемитизма, распознавать его даже под самой респектабельной маской.

 Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели» 

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

EXPO ISRAEL 2011

20 - 21 ноября 2011 года в Москве состоится ярмарка EXPO ISRAEL 2011. Основной организатор – Еврейское агентство для Израиля (Сохнут) при поддержке Посольства Государства Израиль. В ярмарке будут участвовать израильские компании и организации, представляющие все сферы жизни Израиля: образование, трудоустройство, недвижимость, туризм, медицину и многое другое.


РЕК рекомендует: «Изостишия» - выставка Владимира Вишневского и Андрея Рыбакова

На выставке в Российской академии искусств представлены коллажи и картины знаменитого поэта, давнего друга Российского еврейского конгресса Владимира Вишневского и художника Андрея Рыбакова.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Добро пожаловать в РЕК, господин Захарьяев!
Золотая сотня
Общая память
Усвоил ли мир «уроки Нюрнберга»?
Хроника строительства Мемориала Победы: Первая глава
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru