Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru







   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Ваеце»

Недельный комментарий, раздел «Ваеце»

Читая книгу «Берешит», невольно замечаешь, как ускоряется темп повествования. В первом разделе рассказывается о Сотворении мира и десяти первых поколениях от Адама до Ноаха. Их морально-духовный уровень неуклонно снижается и в следующем разделе «Ноах» мы узнаем, как «весь мир насилья был разрушен» Всемирным потопом - почти «до основанья, а затем» Б-г начал сызнова строить жизнь на опустошенной водной стихией земле, высадив из ковчега единственных уцелевших людей - праведника Ноаха и его семью. В том же разделе говорится о десяти следующих поколениях, которые тоже не соответствовали требуемому уровню, хотя в целом были лучше своих допотопных предшественников. Короче, мир был мрачен, плох и не желал признавать Б-га своим единственным Тв-рцом и Хозяином. Но вот забрезжил «луч света в темном царстве» язычества - Авраам заново «открыл» Вс-вышнего. Читая разделы «Лех Леха», «Ваера», «Хаей-Сара» и «Толдот», мы видим, как разгорается факел Б-жественной Правды в руках нашего праотца и как он передает его по эстафете сыну Ицхаку, а тот - дальше, Яакову. Пламя разгорается, и настала пора перейти к следующему этапу. В сегодняшнем разделе «Ваеце» перед нами уже не отдельно взятый праведник, на наших глазах рождается первая еврейская семья. Еще несколько разделов - и на исторической арене появится целый народ, «избранный» Б-гом для продолжения великой миссии Авраама. Это произойдет во второй части Пятикнижия - в книге «Шмот».


Содержание раздела «Ваеце»


Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он «задерживается» на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Закончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы восходят и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю. Б-г обещает дать Яакову всю Эрец-Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений.

В Харане Яаков встречает свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с ее отцом, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на Рахели. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова - дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. Зильпа, служанка Леи, производит на свет Дана и Ашера, а сама Лея - Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, у самой Рахели рождается ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако в этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, предупрежденный Б-гом, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном «пакт о ненападении», Яаков переходит границу Эрец-Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.

* * *

Народ «благодарных»

Раздел «Ваеце» целиком посвящен «эмигрантскому» периоду жизни Яакова. Обстоятельства - угроза со стороны обманутого брата Эсава и поиски достойной невесты - вынудили нашего третьего праотца покинуть страну Израиля, которая тогда называлась Ханааном, и провести двадцать лет за Евфратом, у дядюшки и тестя Лавана, о котором в пасхальной Агаде говорится, что, несмотря на родство с семьей Авраама и приятные манеры он был более опасным злодеем, чем даже египетский фараон. Там, в Харане, Яаков женился на сестрах Лее и Рахели, там у него родились одиннадцать сыновей и дочь Дина (младший Биньямин появился позже, когда семья вернулась в Эрец-Исраэль).

Рассказывая о рождении будущих основателей колен Израилевых, Тора дает объяснения их именам. Реувен - «ибо увидел («раа») Г-сподь страдания» его матери Леи, нелюбимой жены Яакова, которую Лаван послал к нему в первую брачную ночь вместо Рахели; Шимон - Лея говорит: «Услышал («шама») Г-сподь, что я нелюбима, и дал также (в утешение) и этого сына». И так о каждом ребенке.

Имя - вещь серьезная в еврейской традиции. Его дают не просто так - по благозвучию, моде или в честь модного рок-певца, а со смыслом. Авраам-авину был вначале Аврамом. В разделе «Лех Леха» Б-г меняет значение его имени, добавив букву «хей»: «Не будешь ты больше зваться именем Аврам - Авраам будет имя твое, ибо отцом многих народов («ав амон гоим») сделаю Я тебя». Отныне, разъясняют мудрецы, запрещено называть Авраама прежним именем.

Его жена Сарай тоже получила другое, несколько измененное имя - Сара.

Смена имени, как и в некоторых случаях места жительства, означает изменение в судьбе: у бездетных Авраама и Сары вскоре родился долгожданный сын Ицхак, сохранивший свое имя до самой смерти. Что касается Яакова, то после возвращения из Харана он получил второе имя - Исраэль; в Торе его называют поочередно то Яаковом, то Исраэлем, иногда сразу обоими именами.

Но почему у Авраама произошла полная замена имени, Ицхак всю жизнь оставался при одном имени, а Яаков стал обладателем двойного имени - Яаков-Исраэль? Комментаторы объясняют, что Авраам был наречен своими родителями-идолопоклонниками. Открыв для себя Б-га и став Его проповедником, т.е. неся людям Б-жественную правду, он должен был сменить не только место проживания - уйти «из страны твоей, от родни твоей, из дома отца твоего - в страну, которую Я укажу тебе», но и само имя, т.е. стать совершенно другим человеком. Авраам всегда был и будет для нас Авраамом; мы знаем его только под тем именем, которое дал ему Вс-вышний.

Ицхак получил имя от Самого Б-га еще до своего рождения. Это имя происходит от слова «цхок» - смех, радость: «И рассмеялась («тицхак») Сара про себя, думая: «Возможно ли чтобы, одряхлев, я помолодею?» Действительно, кто бы мог подумать, что бесплодная 90-летняя женщина сможет родить сына?

Яаков тоже был назван со смыслом - от слова «акев», пятка: Яаков вышел из материнской утробы вслед за Эсавом, держа его за пятку. Это имя, полученное от отца-праведника, ему было разрешено оставить, но спустя много лет, после ночной борьбы с ангелом-хранителем Эсава Яаков удостоился второго имени - Исраэль. Мы пользуемся обоими именами, выделяя в них разные смысловые оттенки.

Но вернемся к сыновьям Яакова. Лея, как известно, родила ему первых четверых детей, потом еще троих, включая Дину. Она знала, что у Яакова будут двенадцать сыновей от двух жен и двух наложниц. Когда появился на свет третий мальчик, Лея поняла, что дала мужу свою минимальную долю - четверть его потомства и выразила надежду, что «теперь муж мой прилепится («илаве») ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». Мальчика назвали Леви; от него произошла впоследствии династия служителей Храма - левитов и священников-коэнов.

Следующий - Иегуда - оказался «сверхплановым»: «И сказала она: «На сей раз восхвалю («оде») Г-спода» - поэтому назвала его Иегуда». Иегуда стал основателем царской династии, от него произошли великие еврейские цари Давид и Шломо. К тому же колену будет принадлежать и Машиах. После разгрома Израильского царства в 722 году до н.э. десять колен Израилевых были уведены в плен и растворились среди других народов. Остались только колена Иегуды, Биньямина и часть Леви. Со временем потомки Биньямина влились в более многочисленное колено Иегуды и все евреи стали называться «иегудим», иудеями, детьми Иегуды, четвертого сына Яакова и Леи.

Комментаторы говорят, что никто не благодарил Б-га так истово и трепетно, как Лея после рождения Иегуды. В глубине души она понимала, что занимает место Рахели, которую Яаков полюбил с первого взгляда, еще при встрече у источника, и за которую он трудился на коварного обманщика Лавана дважды по семь лет. Возможно, ей казалось, что она «недостойна» родить Яакову сыновей, тем более с перевыполнением своей расчетной «нормы». Лея самозабвенно благодарила Б-га, понимая, что все в нашей жизни - это огромный и бесценный дар Вс-вышнего. Имя «Иегуда» выражает не просто чувство благодарности, признательности Тв-рцу за Его заботу и милосердие. В нем заложены истоки благодарности как универсальной идеи, которая обеспечивает выживание еврейского народа, народа иегудим, «благодарного» народа.

«Я утром должен быть уверен…»

«И служил Яаков за Рахель семь лет, которые показались ему как несколько дней - так он любил ее» (Берешит, 29:20). Известная фраза, библейская классика. Писатель Анатолий Рыбаков поставил ее эпиграфом в своем известном романе «Тяжелый песок». Но о какой любви идет речь? Что означают слова «так он любил ее»?

Представьте себе сцену. Человек входит в ресторан и спрашивает официанта: «Что у вас сегодня хорошего в меню?» - «Свежая рыба, очень рекомендую», - услужливо отвечает официант. Посетитель расплывается в улыбке: «Прекрасно! Я очень люблю рыбу. С белым вином, пожалуйста».

На самом деле этот человек любит не рыбу, а себя, поедающего рыбу. Если бы он действительно любил рыбу и желал ей добра, то с утра до ночи дежурил бы у входа в ресторан с плакатом в руках: «Бойкотируйте этот ресторан! Здесь зверски убивают невинную рыбу!»

В нашей любви много фальши и эгоизма; она очень нестойка. Это даже не любовь, а нечто прямо противоположное. В объекте нашего вожделения мы видим лишь средство удовлетворения собственного физического или эмоционального голода, страсти или амбиций.

Когда цель любви заключается лишь в том, чтобы брать и наслаждаться, каждый час, проведенный без объекта этой любви, кажется вечностью. Помните у Пушкина: «Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я»?

Истинная, самоотверженная любовь, любовь в ее чистейшем, духовном проявлении начинается с того момента, когда возникает желание не получать, а давать. «И служил Яаков за Рахель семь лет...». Яаков ничего не требовал и не ждал от своей любви; он только жертвовал ради нее: свой труд, свое достоинство, свои лучшие годы. Поэтому «семь лет... показались ему как несколько дней - так он любил ее».

В светской поэзии лирический герой жалуется своей возлюбленной: «Милая, я сгорал от нетерпения. Минуты без тебя тянулись, как годы, часы - как века...» Всего год разлуки - и от всепожирающей страсти ничего не остается. Разве можно сравнить эту любовь с любовью Яакова к Рахели, безграничной немеркнущей любовью зрелого, мудрого, праведного и очень сильного человека? Любовь берущая растягивает время; любовь дающая сжимает его, превращая семь и еще семь лет в несколько дней. Такой любви могли бы позавидовать даже легендарные Ромео и Джульетта.

 Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ



Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Визы отменяются

Посольство Государства Израиль в России опубликовало комментарий к началу безвизового режима между Израилем и Россией.


Восполнить пробелы в истории Холокоста

Руководитель проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР, Борис Мафцир призывает организовать сбор свидетельских показаний о геноциде европейского еврейства.


Jlife