|
Раздел «Ваишлах»
Недельный комментарий, раздел «Ваишлах»
Содержание раздела
Вернувшись в Эрец-Исраэль после 20-летнего отсутствия, Яаков узнает, что ему идет навстречу его брат Эсав с вооруженным отрядом. Яаков принимает меры для отражения угрозы: делит своих людей и скот на два лагеря, молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву. В ту же ночь Яаков остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Победа за Яаковом, но у него повреждено бедро. С тех пор евреям запрещено есть седалищный нерв кошерных животных. Яаков получает от ангела второе имя - Исраэль. Очная встреча Яакова и Эсава заканчивается мирно, и они расстаются. В следующем эпизоде Шхем, сын ханаанского племенного вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять девушку в жены, предлагает породниться с ее семьей. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но ставят условие: Шхем и все мужчины его племени должны сделать себе обрезание. Условие принято. На третий день братья Дины Шимон и Леви врываются в город и убивают все мужское население. Яаков, боясь мести, осуждает эту карательную акцию. Б-г велит ему отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник. После смерти Дворы, кормилицы Ривки, Б-г является Яакову, благословляет его и меняет его имя на Исраэль. По пути в Эфрат Рахель рожает Биньямина, двенадцатого сына Яакова, и тут же умирает. Ее хоронят у дороги в Бейт-Лехем, и Яаков ставит памятник над могилой жены. Ицхак умирает в возрасте 180 лет. Яаков и Эсав хоронят отца в семейной усыпальнице в Хевроне. В конце раздела детально перечисляются потомки Эсава.
* * *
Своя доля
Шведский стол в отличие от русской революции - не еврейское изобретение. Подходя к шведскому столу, человек съедает, как правило, вдвое больше своей обычной нормы. Тора говорит: «И будешь есть, и насытишься и благословишь Б-га своего». Иначе говоря, насыщайся по своим потребностям да не забудь поблагодарить Того, Кто снабжает пищей тебя и весь мир.
А что говорит нам шведский стол: «Не смотри на то, что ты ешь. Смотри на то, что осталось. Разве можно пройти мимо этого гастрономического изобилия? Не будь дураком, сейчас же наполни тарелку еще раз. (Попробуй-ка вот этот салат из авокадо - ты такого отродясь не ел.)»
Главная тема сегодняшнего раздела - встреча Яакова и Эсава после 36-летней разлуки. Эсав говорит брату: «У меня есть много». Яаков отвечает: «Есть у меня все». Какая разница между человеком, который говорит, что у него есть много, и тем, у кого, по его словам, есть все?
Тот, у кого «много», сообщает, что он хотел бы иметь гораздо больше. Он смотрит не в свою тарелку, а на прогибающийся под тяжестью блюд шведский стол. Тот же, у кого «есть все», счастлив тем, что имеет, даже если со стороны кажется, что он влачит нищенское существование. В Мишне (трактат Авот, 4:1) сказано: «Кто богат? - Тот, кто доволен своей долей». Люди, подобные Яакову, смотрят на ту долю, которой снабдил их Творец, и довольствуются ею. Ибо только Он точно знает, сколько мы должны иметь в «тарелке», чтобы обеспечивать свои материальные нужды и сохранить духовное здоровье.
Иешива на песке
Об исторической встрече Яакова и Эсава, двух братьев антиподов, символизирующих духовное и материальное начала в этом мире, написано множество комментариев. Эта встреча определила ход многовекового конфликта между евреями и народами мира, который завершится лишь с приходом Машиаха. В ней заложены истоки тяжелых испытаний, выпавших на долю сынов Израиля.
Узнав, что ему навстречу идет Эсав, «и с ним четыреста человек», т.е. мощный вооруженный отряд, Яаков «весьма устрашился». Приняв необходимые меры предосторожности, он обратился к Б-гу с горячей молитвой: «О, избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава...» (32:12). В сборнике мидрашей «Берешит раба» (75:13) эта сцена описана подробнее: «И тогда взглянул Яаков и увидел, как Эсав приближается издали. Он воздел глаза к небу, и заплакал, и стал молить Б-га о милосердии...пока Вс-вышний не обещал спасти его от всех несчастий в заслугу за его праведность».
Разве можно забыть кадры кинохроники с еврейскими лицами из тех шести миллионов, что сгорели в пламени Катастрофы? Женщины и дети, теснящиеся на железнодорожной платформе - обреченная на смерть людская масса. Ход войны складывался так, что к этим мешковатым серо-коричневым платьям и пальто убогого восточноевропейского покроя вполне могли присоединиться меховые штремлы иерусалимских харедим и голубые панамки киббуцников.
В 1942 году танковые колонны Роммеля стояли у ворот тогдашней подмандатной Палестины. Казалось, ничто не помешает им захватить Святую землю и истребить весь еврейский ишув. Британская армия и гражданская администрация готовились к эвакуации. В учреждениях жгли документы.
Именно в эти дни приехавший из оккупированной Литвы раввин Йосеф-Шломо Каханман купил участок земли под Тель-Авивом и заложил там первый камень будущей иешивы. Люди думали, что он сошел с ума: «Какая иешива!? Беги отсюда, пока цел!». Но рав Каханман упрямо твердил, что Б-г привел его в Эрец-Исраэль не для того, чтобы он погиб от рук нацистов.
Продвижению гитлеровских войск мешало лишь одно препятствие - нехватка пресной воды, но и оно было вскоре устранено. Немцы обнаружили водопровод, проложенный англичанами в египетской пустыне. Интенданты Роммеля не знали лишь одного: прокладка труб завершилась лишь накануне и, чтобы проверить, нет ли течи, британцы заполнили их морской водой - дефицитную пресную воду им было жалко тратить. Немцы напились соленой водицы и... их победное вступление в Палестину было сорвано.
Что это - чудо или случайное совпадение? Пусть каждый сам решит для себя. Сегодня нам трудно увидеть направляющую руку Тв-рца в мировых событиях. Когда перед тобой стена, не видно, что находится за ней. Но стоит убрать стену - и взору открывается широкая панорама.
Тора сообщает нам, что Б-г «скроет Свое лицо от нас», что мы не сможем Его увидеть. В этой фразе употребляется сдвоенный глагол: «хастер астир», т.е. «скрою совершенно лицо Мое». Вс-вышний как будто хочет сказать, что Он скроет от нас не только Себя, но и даже сам факт, что Он скрывается. Самое большое сокрытие - это когда мы даже не подозреваем о существовании сокрытого.
Яаков-авину, основатель двенадцати колен Израилевых и всего еврейского народа, смотрел сквозь толщу эпох на три с половиной тысячи лет вперед. Он видел, как «Эсав приближается издали», как его потомки проводят «окончательное решение» еврейского вопроса. И он видел, что это «решение» не было доведено до конца.
Он видел и другое лицо Эсава - когда тот по-братски «обнял его, и пал на грудь к нему, и целовал его». Яаков-авину знал, что Эсав попытается в буквальном смысле задушить нас в своих объятиях, притворившись нашим братом. Этим братским объятием Эсав хочет сказать нам, евреям, что в мире нет Тв-рца и Хозяина, что в мире нет порядка и все случайно: наше трехтысячелетнее выживание случайно, появление и существование мира случайно; что за глухой стеной, заслоняющей нам обзор, ничего нет - нет Того, Кто эту стену поставил, потому что и стены-то самой нет, что весь мир, как часовой механизм, - вот он, у нас на ладони, и нет никакой тайны, нет его отражения в высших духовных сферах. Нет духа, нет высшей реальности - есть только передовая технология, перед которой «нет преград ни в море, ни на суше».
Яаков видел, как «приближается издали» тихая Катастрофа еврейских душ, и его сердце наполнилось отчаянием. Он воздел глаза к небу, и заплакал, и стал молить Вс-вышнего: «Б-же, смилуйся над детьми Своими! Не дай им исчезнуть! Всякий раз, когда Эсав будет пытаться сжечь наши тела в крематориях или истребить наши души испепеляющим огнем материализма, - пусть его ждет неудача!»
...А на месте песчаных дюн, купленных равом Каханманом в тревожном 1942 году, возникла Поневежская иешива, один из крупнейших мировых центров еврейской учености.
Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели» Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
|
|