Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Ирина
Я еврейка, добрая, открытый по натуре человек, люблю готовить, очень люблю свою работу! работаю с детьми в еврейском культурном центре!

Катюша
Самое прекрасное, милое, доброе, красивое, умное, очаровательное существо здесь Будующий инженер-энергетик

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Разделы «Беhар» и «Бехукотай»

Комментарий к Торе
Книга Ваикра
Недельный раздел «Беhар»
Главы 25-26


Шаббат и Шмита

1. Шаббат и Шмита - декларация признания Божественного присутствия

И Шаббат - седьмой, Субботний день, - и Шмита - седьмой, Субботний год, законы которого даются в текущем разделе Торы, - являлись при Даровании Торы принципиально новыми понятиями. Однако, если идея Шаббата (правда, потерявшая религиозную глубину и упрощенная до идеи выходного дня) была все же воспринята и использована практически всеми народами, и сейчас даже трудно представить себе без нее цивилизованное общество, то родственные ей идеи Шмиты остались чуждыми для других народов. Что же привело к такому различию? Ведь в обоих этих нововведениях, полученных на Синае, заложена одна и та же социально-религиозная идея, суть которой состоит в том, что отношения между людьми должны регулироваться не только «природными» законами, складывающимися естественным путем в процессе развития человеческого общества, но и законами, непосредственно опирающимися на Божественное присутствие в этом мире. Так, периодическое прекращение базисных работ по поддержанию человеческого существования каждый седьмой день (Суббота) рассматривается в Торе как декларация, со стороны евреев, признания Божественного присутствия. В библейские времена, например, во время Субботы евреи даже прекращали военные действия, полностью полагаясь на Бога, не только обеспечивающего их пропитанием, но и защищающего от врагов.

2. Социально-религиозный аспект прекращения работ в Субботу

Аспект же социально-религиозный такого обязательного прекращения работ в Субботу состоит в том, что хозяин-еврей не может заставить своего работника (даже раба!) работать на него беспрерывно, поскольку есть над ними более высокая (Божественная) власть, по велению которой их положение в этот день в определенном смысле выравнивается. Оставив в стороне религиозный смысл Субботы, современные цивилизованные народы все же используют «выравнивающую» идею выходного дня как олицетворение некой социальной «естественной справедливости».

3. Идея Шмиты непригодна для народов мира

Однако, родственная ей идея Шмиты оказалась мало пригодной для использования народами мира - хотя точно так же, как и обязательный выходной день выравнивает (в определенном смысле) нанимателя и наемного работника, так и Шмита осуществляет подобное выравнивание, делая на один год землю «общей», плоды которой принадлежат равно всем. По-видимому, прекращение работ на столь большой срок, - целый год - оказалось не по зубам даже самым заядлым радетелям социальной справедливости.

4. Законы Шмиты относятся только к Земле Израиля

Законы Шмиты предусматривают прекращение обработки земли каждый седьмой год - но следует отметить, что, в отличие от Субботы, для закона Шмиты принципиально, что речь в Торе идет только о святой земле - Эрец Исраэль (на другие земли, в которых могут проживать евреи, Тора эти законы не распространяет) - параметр, с точки зрения чисто социального применения весьма странный. Иными словами, акцент «святости» в Шмите более подчеркнут, чем в Субботе - и это, по-видимому, тоже затруднило ее восприятие другими народами. Итак, сравнивая Субботу со Шмитой, мы видим, что «естественная социальная справедливость» теснейшим образом связана с социальными реалиями, в то время как первоначальные идеи Субботы и Шмиты, данные в Торе, опираются на совсем другую основу.

5. Ситуация по отношению к Шмите в современном Израиле

Интересная ситуация складывается по отношению к Шмите в современном Израиле. Так, например, многие отрасли современного Израильского сельского хозяйства работают, в основном, на экспорт, и прекращение работ в этих областях на год неминуемо должно привести к потере рынков сбыта, что может повлечь за собой полное разрушение этих отраслей сельского хозяйства. Широко применяемый сегодня в Израиле патент для решения этой серьезной экономической проблемы - символическая продажа обрабатываемой земли в руки неевреев сроком на год. Этот патент (по-видимому, как и всякий ему подобный) страдает принципиальным недостатком. Ведь Шмита именуется в Торе «шаббатоном» именно для земли, что явно противоречит идее, заложенной в символической продаже земли, подразумевающей продолжение этих сельскохозяйственных работ и в год Шмиты. На этом примере мы можем видеть, что строгое религиозное соблюдение законов Шмиты так, как это было сформулировано в Торе, похоже, не по силам даже современным религиозным евреям. В чем же тогда разница между борцами за социальную справедливость и религиозными евреями, если и те и другие реально оказались неспособны реализовать идею Шмиты? Разница в том, что для социалистов прекращение всем народом сельскохозяйственных работ на целый год (в отличие от такого же прекращения раз в неделю на выходной день) выглядит просто нелепостью, не имеющей никакого отношения к идее «естественной справеливости», а в каком-то смысле - даже доведением здоровой, с их точки зрения, идеи до абсурда.

6. Пытаясь выполнять законы Шмиты, мы притягиваем Божественное присутствие

В то же время, для религиозных евреев невыполнимость сегодня законов Шмиты в их полном объеме - лишь временная и, в принципе, преодолимая ситуация. С их точки зрения, Тора вводит законы Шмиты (так же, как и Субботы) не для установления некоей «естественной справедливости», а для явной демонстрации Божественного присутствия. И то, что мы не можем в современных условиях выполнять законы Торы в их полном объеме (причем не каждый отдельный еврей, как в случае Субботы, а как целый народ, - в случае со Шмитой) является весьма тревожным признаком. Но, с другой стороны, суть обратной связи, заложенной в законах Торы, состоит в том, что, пытаясь выполнять эти законы, мы как бы притягиваем Божественное присутствие в этот мир. Таким образом, там, где заходит в тупик социальная идея улучшения мира с помощью равноправия и «естественной справедливости», для религиозного еврея только начинается его деятельностью по настоящему исправлению этого мира.

Рав Меир Швайгер, под редакцией Шулима Бершадского, Маханаим

 

Тупики злой воли

 То, что душа нераскаявшегося грешника доводится в гееноме до полного уничтожения, а не остается там навсегда, безусловно является самым важным, оригинальным и оптимистичным представлением иудаизма

Вечное осуждение

В недельном чтении «Бехукотай» описываются благословения и проклятия Всевышнего. Благословения, если Израиль будет Ему верен: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то Я дам вам дожди во время, и земля даст урожай свой» (26.1) и т.д.

Далее же излагаются те проклятия, которые Всевышний обрушит на Израиль в том случае, если он нарушит Тору: «Если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если презрите уставы Мои, и если Моими законами возгнушается душа ваша, так что вы не будете исполнять всех моих заповедей, нарушая завет Мой, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза и мучающие душу» (26.15).

И все же после перечня всех наказаний, которые Всевышний в Своей ярости обещает обрушить на Израиль в случае неверности, Он говорит: «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их» (26.44)

В ТАНАХе встречается немало утверждений Всевышнего, подтверждающих, что до конца Его союз с Израилем нерасторжим: «Говорил Сион: «Оставил меня Господь и забыл меня Господь!» Забудет ли женщина младенца своего, не жалея сына чрева своего? И эти могут забыть, но Я не забуду тебя» (Иешайя 49.14)

 Здесь речь идет о завете с народом. Завет с народом вечен. Отступления и согрешения Израиля не отлучают его от Бога навсегда. Но как обстоит дело с отдельными евреями? Распространяется ли на каждого из них то, что обещано всему Израилю? Ведь смысл Общины, смысл Кнессет Исраэль вроде бы в том и состоит, что каждый репрезентирует всех, что все евреи ответственны друг за друга. Спасет ли Он грешников ради праведников, или отсечет одних от других? Иными словами, вопрос следующий: может ли Всевышний вернуть Себе всякого грешника? Что может ожидать нераскаявшуюся душу?

Очевидно, что формально возможны три варианта: либо душа пребывает в своей одержимости вечно, либо она истребляется, либо все же в какой-то момент она оказывается вынуждена признать Истину.

Все эти три варианта в той или иной мере допускаются еврейской традицией. Рассмотрим же их поочередно.

В иудейских источниках можно найти немало высказываний, которые можно понять в том смысле, что муки нераскаявшихся грешников нескончаемы. Например, в трактате Бава Мециа (58.б) говорится: «Все, кто нисходят в гееном, поднимаются из него, кроме трех: те, кто входят к замужней женщине, те, кто публично позорят ближнего и те, кто порочат его имя». В трактате Рош-Ашана (16-17) говорится: «Сказали мудрецы из дома Шаммая: три группы предстоят перед Богом в Судный день - праведники, злодеи и средние. Праведники немедленно записываются и запечатываются для жизни вечной, злодеи немедленно записываются и запечатываются для геенома, как сказано: «И многие, почившие в прахе земном, пробудятся: те - для вечной жизни, а эти - для позора и поношения вечного». (Дан 12.2) Средние же ввергаются в гееном, кричат там и поднимаются обратно, как сказано: «И ввергну Я третьих в огонь и очищу их, как очищают серебро, и проверю их, как проверяют золото; он воззовет к имени Моему, а Я отвечу ему» (Захар 13.9); и о них сказала Хана: «Бог умерщвляет и оживляет, опускает в преисподнюю и поднимает» (Шмуэль I 2.6)».

Далее в этом же трактате приводятся слова пророка: «И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет» (Ишайя 66.24), которые Гемара опять же понимает как нескончаемые муки.

Итак, мы видим, что в иудаизме возможет подход, согласно которому злодеи отправляются в вечные мучения, при том что средние люди, сознающие свою виновность, искупаются (как говорится в трактате Рош-Ашана (17): «Сказали мудрецы из дома Гиллеля: “Милостивый, - сказано о Боге, - и к средним Он проявляет милосердие»).

Однако этот подход не только нельзя признать единственным, но даже и широко принятым.

Смерть грешника

Действительно, наиболее представительным в иудаизме является мнение, согласно которому «награда за заповеди бесконечна, а возмездие за грех конечно» (Эвен шлема 10.6).

Тот же источник признает, что гееном нельзя миновать никому, даже праведнику: «Одиннадцать переходов должен совершить человек, прежде чем достигнет места упокоения: От своего дома к могиле. Из могилы в гееном, ибо даже если он совершенный праведник, должен пройти через гееном». (Эвен шлема 10.15). Но навечно там никто не остается.

Традиция признает, что продолжительность адских мук не превышает двенадцати месяцев, как сказано: «Суд злодеев в гееноме – двенадцать месяцев» (Шабат 33.б) В первой части приведенной уже выше гемары (Рош-Ашана 17.а) говорится: «Преступники Израиля и преступники народов мира нисходят в гееном и судятся там двенадцать месяцев. А после этих двенадцати месяцев души эти сжигаются и рассеиваются у стоп праведников, как сказано «И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших в тот день» (Малахи 3.21).

Итак, согласно этому наиболее принятому в иудаизме подходу, по завершении мук душа либо поднимается из геенома, либо истребляется. Этот взгляд неоднократно подтверждался мудрецами последующих поколений.

Раби Моше Хаим Луцатто (1707-1746) пишет в «Маамар а'икарим» («Очерк основ»): «Гееном - это место, где осуществляется наказание душ. Они чувствуют боль и страдания, согласно с тем, что необходимо в каждой определенной ситуации. Так же, как существуют разные уровни наслаждения, есть и разные уровни страданий. В результате этих страданий искупаются дурные действия грешников, и если они становятся достойными награды, они очищаются от своих грехов и могут отдыхать. А если нет (не достойны награды), их наказывают до тех пор, пока не уничтожат. Но это происходит лишь с очень небольшим числом евреев».
Аналогичное утверждение мы встречаем у Виленского Гаона: «Есть четыре вида кошерования посуды - прокаливание в огне; погружение в кипящую воду, которая представляет собой сочетание воды и огня; окунание в холодную воду; а глиняная посуда кошеруется разбиением. И этому соответствует четыре вида людей: праведники, средние, нечестивцы и совершенные злодеи. И когда переходят реку Динур, каждый судится согласно его деяниям. Праведники судятся холодной водой, нечестивцы – огнем, средние водой и огнем, т.е. кипятком, а те, кто следуют за животной душой, истребляются там, поскольку если глиняная посуда разбилась, ее невозможно починить». (Эвен Шлема 10.17)
Этот взгляд, согласно которому большинство душ искупается, а оставшиеся уничтожаются, следует признать наиболее в иудаизме распространенным, а в довершение ко всему еще и вполне оригинальным. Во всяком случае, такой взгляд совершенно неизвестен как христианству, так и исламу. Впрочем, высказывается иудаизмом также и идея всеобщего спасения, по меньшей мере, по отношению к евреям, в соответствии со словами пророка: «Народ твой все праведники, навеки унаследуют землю» (Иешайя 60.21)

Апокатастасис

Идея конечного спасения всех людей (и тем самым идея временности адских мук), так называемая теория апокатастатиса, была предложена христианским теологом Оригеном (185-254). Но это учение было осуждено церковью на Константинопольском соборе в 543 году.

Как же относится к этой идее иудаизм? В принципе в традиции встречаются высказывания, которые можно воспринять подобным образом. Например, Кли Икар, комментируя слова Торы (Ваикра 6.2), приводит изречение: «огонь геенома не властен над грешниками Израиля»

Глава «Хелек» трактата «Сангедрин» начинается словами «Весь Израиль имеет удел в мире грядущем. Как сказано «Народ твой все праведники, навеки унаследуют землю» (Иешайя 60.21)

Однако сразу после этой оптимистической мишны начинают перечисляться исключения: «Но вот те, кто не наследуют. Те, кто не верят в воскресение мертвых, те кто не верят, что Тора дана с небес и эпикоросы» Далее даются даже персональные определения.

И все же, идея апокатастатиса в иудаизме так же присутствует. И это не удивительно. Идея общей ответственности в сочетании с обетованием Всевышнего: «не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их», невольно подводит к такому выводу. Так Магараль в «Дерех Хаим» (1), пишет: «Весь Израиль имеет удел в мире грядущем. Это так безо всякой связи с заслугами, но лишь с сутью того творения, которое создал Всевышний».

Магараль многократно утверждает (например, «Нецах Исраэль» конец 14 главы), что еврейская душа грешит поверхностным уровнем и поэтому под воздействием страданий очищается. По Магаралю, в отличие от неевреев, которые способны впустить зло в самую глубину своей души, евреи если и совершают грех, то это для них внешнее действие, которое не задевает их сути.

Сама по себе такого рода «поверхностная» греховность действительно распространена и известна далеко не только евреям. Вот, например, как пишет об этом явлении Сведенборг (509): «Добрые духи никогда не наказываются, если и делали что-либо дурное в этой жизни, потому что они там не впадают снова во зло свое. Мне также дано было знать, что зло их иного рода или свойства: в них не было умысла против истин или закостенелости, а только наследственное зло от родителей, которому они предавались по слепой страсти, когда находились в состоянии внешности, раздельной от внутренних начал».

И все же учение Магараля – хотя его некоторые придерживаются – выглядит утопичным, спекулятивным и тавтологичным. По существу он определяет евреев как людей, которые грешат лишь внешним образом, а потом говорит, что все они наследуют грядущую жизнь, так как грешат внешним образом. Но стоит ли рассматривать слова Талмуда как индульгенцию для всех лиц, рожденных еврейскими женщинами?

Каждый человек свободен и потому общая ответственность имеет свои пределы. Слова Торы: «Не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их» (26.44) относятся к Кнессет-Исраэль, а не к каждому отдельному еврею.

Причем тот же Магараль признает это. Так, комментируя слова «Перкей Авот» (1.14): «Если не я за себя, то кто за меня?», Магараль пишет: «Если человек сам себя не усовершенствует, то никто это за него не сделает. Так, если отец учил Тору, то дети не наследуют этой его заслуги. Это не так как деньги, которые один человек может дать другому, хотя тот их и не заработал... Или как это бывает с дождями (Таанит 7.а), когда ради молитвы одного человека наполняется водой весь мир. Однако когда приходит человек в мир грядущий, там не так. Там он получает только то, что сам заслужил. Там один не может восполнить недостатки другого» («Дерах хаим» стр 50).

Но именно в силу этого положения никакая религия не допускает, что человек может быть избавлен против своей воли, не допускает, что Бог может придать грешнику отсутствующие у того заслуги. Раскаяться можно только в этой жизни, но не в загробном мире - таков вердикт всех без исключения религий.

У Сведенборга приводится одно любопытное свидетельство, касающееся тех наивных грешников, которые вопреки вере всех религий мира утвердились в убеждении, что независимо от их поступков Всевышний даст им удел в грядущем мире по одному Своему милосердию: «Им объяснили, что вход в небеса никому от Господа не воспрещен и что не только все, если желают, могут быть туда допущены, но что даже они вольны там оставаться. Затем желающие свободно туда допускались, но на самом рубеже встречал их поток небесного тепла, т.е. Божественной истины. От этого на них нападала такая тоска, что они подпадали вместо ожидаемого блаженства адским мукам. Пораженные этим, они спешно бросались вон» (525)

Сторонник апокатастатиса может, правда, ухватиться за это свидетельство и заявить, что Всевышний способен подвергнуть грешника наказанию Своим присутствием, и что мука эта в конечном счете должна оказаться для него искупительной. Но она таковой не оказывается. Повторяю, не только частный мистик Сведендорг, но все религии такую возможность исключают. Человек, избравший зло, человек последовательно оправдывавший свои похоти, не оставляет в себе места для святости.

Замечу, что обратным образом не думает даже и Магараль. Он определяет еврея как человека, который заведомо может грешить лишь внешним образом, не впуская зло в душу, что следует из общих мистических спекуляций относительно ее божественного происхождения. Между тем само это определение предполагает, что в том случае, если зло овладевает человеком изнутри, то он гибнет в гееноме, а не искупается в нем.

Однако то, что душа нераскаявшегося грешника доводится в гееноме до полного уничтожения, а не остается там навсегда, безусловно является самым важным, оригинальным и оптимистичным представлением иудаизма. Этот оптимизм с предельной четкостью выражен в приведенной уже выше формулировке Виленского Гаона: «награда за заповеди бесконечна, а возмездие за грех конечно» (Эвен шлема 10.6).

Арье Барац, Abaratz.com



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Восполнить пробелы в истории Холокоста

Руководитель проекта документации имен евреев, погибших в период Шоа на оккупированных территориях бывшего СССР Борис Мафцир призывает организовать сбор свидетельских показаний о геноциде европейского еврейства.


Jlife