Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   IJC.Ru Главная / Недельная глава Торы

Раздел «Ваера»

Недельный комментарий, раздел «Ваера»


Содержание раздела


Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на зной и боль, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в облике странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына. Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просит Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников. Эта цифра была постепенно снижена, но даже десяти хороших людей там не оказалось, и приговор остался в силе. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом и окрестности серный и огненный дождь, ангелы увели оттуда Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету, жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб. Дочери Лота подумали, что в результате катаклизма на земле не осталось людей. Стремясь продлить род человеческий, они по очереди переспали с Лотом, напоив его вином. В результате у них родились сыновья, основатели двух народов - Моава и Аммона. Тем временем Авраам поселился в области Герар. Местный правитель Авимелех похитил Сару, но вскоре вернул ее по требованию Б-га. Вскоре, в точном соответствии с обещанием Тв-рца, у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г, а в день отлучения Ицхака от материнской груди устроил большой пир. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля, боясь их плохого влияния на Ицхака. После некоторого колебания Авраам выполнил это требование. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ. Видя, что Авраам пользуется защитой Б-га, Авимелех заключил с ним союз. В ходе десятого по счету испытания Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это повеление, но в последний момент ангел остановил занесенный над Ицхаком нож. В награду за беззаветную преданность Тв-рцу Авраам получил «великое благословение» для своих потомков. В конце раздела приведена родословная семьи Авраама до рождения Ривки, будущей жены Ицхака.

* * *


Жизнеописанию Авраама, как уже говорилось, посвящены три недельных раздела Тора. Нынешний раздел «Ваера» вобрал в себя много важных событий, каждое из которых дает нам вечные нравственные уроки: например, видя, как 99-летний Авраам, несмотря на тяжелое недомогание после обрезания, приглашает в свой шатер и щедро угощает трех странников, оказавшихся ангелами, «порученцами» Вс-вышнего, мы делаем вывод, что гостеприимство занимает одну из верхних ступеней в шкале еврейских ценностей. А когда Б-г решает уничтожить аморальный Сдом, мы, затаив дыханием, следим, как наш праотец отважно, на грани дерзости, уговаривает Вс-вышнего пощадить местных жителей: «Неужели погубишь и не простишь всему этому краю ради пятидесяти (затем, когда не оказывается пятидесяти, - сорока пяти, сорока, тридцати, двадцати, и, наконец, десяти) праведников, находящихся здесь? Не подобает Тебе делать такое: губить и праведного, и нечестивого вместе... Недостойно это Тебя. Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо?». Отсюда следует, что еврейская традиция требует заступаться не только за хороших, но и за плохих людей в надежде на их исправление.

В эпизоде с изгнанием Агар и Ишмаэля из дома Авраама по требованию Сары мы узнаем, что женщины прозорливее мужчин, что они лучше разбираются в семейно-бытовых и психологических проблемах. Отсюда лидирующее положение женщины в еврейской семье: «Все, что Сара тебе скажет, - заповедует Тв-рец Аврааму, - слушайся голоса ее».

 

Побойтесь Б-га!


Из всех сюжетов этого раздела особенно популярны в мировой культуре истории гибели Сдома и «жертвоприношения» Ицхака (Акедат-Ицхак). Жена Лота, превратившаяся в соляной столб; дочери Лота, зачавшие от отца родоначальников двух древних народов - моавитян и амонитян; Авраам, самоотверженный отец, готовый по одному слову Тв-рца беспрекословно и с радостью принести в жертву единственного сына, - все эти образы вошли в классику мировой литературы, драматургии, изобразительного искусства.

Но мы остановимся сегодня на другой, менее известной сцене, затрагивающей важную нравственную проблематику. Речь идет о седьмом из десяти испытаний, уготованных Аврааму. Незадолго до рождения Ицхака он вместе с Сарой попадают в филистимский город Грар. Там супруги вновь, как и у египтян, представляются братом и сестрой. Местный царь Авимелех забирает к себе во дворец 90-летнюю красавицу Сару, но Б-г является ему во сне и велит возвратить Аврааму законную жену, а для острастки насылает на Авимелеха и его подданных тяжелую болезнь. Авимелех, подобно фараону, с возмущением и испугом спрашивает Авраама: «Что ты сделал нам? Чем согрешил я перед тобой, что ты ввел меня и царство мое в страшный грех?»

Ответил Авраам: «Я подумал: нет только страха Б-жьего в этом месте, и убьют меня из-за жены моей». В Египте Аврааму противостояли люди дикие, примитивные идолопоклонники, стремившиеся лишь к удовлетворению своих физических желаний: увидят чужую женщину - без лишних рассуждений берут ее себе, а мужа убивают. Другое дело филистимляне (по-еврейски плиштим). Это племя стояло на высокой ступени культурного и технического развития; они первыми начали обрабатывать железо и сформировали цивилизованное общество. У них все делалось не стихийно, а упорядоченно, по закону.

Не было «только страха Б-жьего в этом месте»: филистимляне были атеистами, а из истории мы знаем, что, отрицая Б-га, подменяя вечную и незыблемую религиозную мораль расплывчатой «общечеловеческой» моралью, атеизм порождает насилие и жестокость. Мудрец Хафец-Хаим говорил: «Без веры в Б-га мир не может существовать». Авраам хотел сказать Авимелеху: «Все у тебя есть: большие и прекрасно укрепленные города, мощеные улицы, современные боевые колесницы, развитая промышленность и передовое сельское хозяйство, совершенное государственное устройство, талантливые ученые, художники, артисты и поэты. Культура и образование на высшем уровне. Нет только страха Б-жьего».

Ничто другое, кроме «страха Б-жьего», страха нарушить законы абсолютной морали, дарованной Тв-рцом через Его Тору, не может сдержать в человеке животное начало, исконно присущее ему стремление убивать, насиловать, грабить. Это наглядно подтвердилось в современную эпоху, когда безверие распространилось по всей планете. Вместе с «устаревшей» религией, немецкие нацисты и советские коммунисты выбросили на «свалку истории» десятки миллионов человеческих жизней. Отрицая существование души и само понятие духовности, руководствуясь теорией дарвинизма в ее примитивнейшем толковании, они рассматривали человека лишь как одну из форм животного мира. Отсюда «естественная селекция» и уничтожение целых групп населения «как класса». Отвергнув Б-га и религиозное мышление, адепты нацизма и коммунизма скатились на самое дно нравственного вырождения.

И наоборот, редкими оплотами справедливости и морали в нашу смутную эпоху оставались именно те страны, где сохранялись вера в святость библейских моральных постулатов и связь с религиозными корнями. Не парадоксально ли, что главным идолом миллионов людей, гордо называющих себя атеистами, стал американский доллар, на котором выведены слова: «In G-d we trust» - «Мы уповаем на Б-га»?

Такая же картина наблюдается и на индивидуальном уровне. Неслучайно среди праведников мира, спасавших евреев в годы Катастрофы, было очень много религиозных людей. Они же чаще других в одиночку противостояли и до сих пор противостоят террористическим режимам.

Короче, Авраам не ошибся в своих опасениях: просвещенный и цивилизованный Авимелех, которому не хватало «только страха Б-жьего», без колебаний совершил бы насилие над Сарой, если бы не сверхъестественное вмешательство Тв-рца (Авраам, в этом случае, в отличие от египетского варианта, скорее всего, погиб бы «при трагических обстоятельствах» - прим.ред.).

 

Отложенный штраф


О роли женщины в еврейской истории можно судить по такому эпизоду. Когда Ицхак родился и подрос, «увидела Сара, что сын египтянки Агари, которого та родила Аврааму, забавляется (мецахек)». Словом «мецахек» Тора называет в разных эпизодах три самых тяжких преступления, которые еврей не имеет права совершать даже под страхом смерти: идолопоклонство (в эпизоде с поклонением Золотому тельцу, Книга «Шмот», 32:6); разврат (жена Потифара жалуется, что Йосеф домогался ее, «Берешит», 39:17) и кровопролитие (бунт против царя Давида во Второй книге пророка Шмуэля, 2:14,15). Стремясь уберечь Ицхака от этих трех непростительных пороков, которые ему мог привить его брат Ишмаэль во время детских игр, она решительно потребовала от Авраама: «Прогони эту служанку и сына ее». Жестоко? Да, жестоко, но необходимо.

Дети играют, забавляются. Что может быть невиннее в их веселой возне, в их смешных глупостях. Но именно в играх зарождается характер. Опыт, приобретенный в «прятках» и «салочках», остается с человеком на всю жизнь.

Мудрая Сара раньше своего великого мужа поняла, какая опасность скрывается для Ицхака в общении с Ишмаэлем, и приложила все усилия, чтобы избавить сына от общества Ишмаэля. Добрый Авраам колебался, не желая идти на столь крайнюю меру. Но, получив прямое указание от Вс-вышнего: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара», он изгнал Ишмаэля и Агарь из дома, снабдив их в дорогу лишь хлебом и водой. Игра - невинное занятие, но общение с плохим человеком - это игра с огнем.

Авраам поступил, конечно, правильно, отправив в пустыню служанку и прижитого от нее Ишмаэля, но у этой неприятной истории оказались далеко идущие последствия: за изгнание из дома Авраама будущего родоначальника современных арабов нам до сих пор приходится платить алименты - жертвами войн и терактов, территорией нашей страны.

Из архива «Еврейского камертона», приложения к газете «Новости недели»

Нахум Пурер
Источник:
Седьмой канал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ



Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Престижная вакансия для говорящих на иврите и английском: Управляющий

Основные функции: эксплуатация объектов недвижимости класса «А» (5 объектов, в т.ч. 3 за пределами РФ); организация и проведение ремонтно-строительных работ; - контроль работы инженерно-технических систем объектов... см. подробности.


Вакансия Секретаря-Администратора в Международном исследовательском центре российского и восточноевропейского еврейства

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва) объявляет о вакансии Секретаря-Администратора.


Jlife