Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   IJC.Ru Главная / Сегодня вспоминаем

Эйнштейн Альберт

: Мои учителя уверяли меня, что я не сделаю в жизни ничего путного

Пятнадцатилетний подросток стоял перед директором средней школы города Мюнхена, в Германии.
- Учителя недовольны вами, - говорил директор. - Вы невнимательны в классе, о чём-то мечтаете на уроках, почти по всем предметам у вас неудовлетворительные оценки. Вряд ли с такими успехами вам удастся сделать что-то путное в жизни... Предлагаю вам оставить школу.

Юноша посмотрел на директора и ответил спокойно:
- Мне не нравится система обучения в Германии. Я не люблю эту школу и счастлив, что оставляю её.

Звали этого неуспевающего ученика Альберт Эйнштейн. Он покинул Германию и переехал в Швейцарию. В Цюрихе он попытался поступить в Федеральное политехническое училище.
- Весьма сожалею, - сказал директор училища, - но мы не можем принять вас. Вы не закончили среднюю школу и отставали по всем предметам, кроме математики и физики. Попытайтесь закончить школу, а уж тогда приходите к нам.
- А если я сдам вступительные экзамены? - спросил Альберт.
- Если сдадите успешно, мы, конечно, примем вас, - пообещал директор.

Эйнштейн попробовал сдать вступительные экзамены, но провалился. Тогда он поступил в последний, выпускной класс швейцарской средней школы, но на занятиях его почти не видели. Он оставался дома, в своей комнате, и целыми днями читал книги.
Школу он всё-таки кое-как закончил и поступил в Политехнический институт в Цюрихе. Но и там занимался не особо усердно.
- Чему должны научить нас школа и институт? - рассуждал Альберт в кругу друзей. - Свободно мыслить. Вместо этого нас учат немногому о многом. Мы изучаем массу дисциплин, но ничего не знаем как следует. Нас не учат тому, в чём мы действительно нуждаемся. Это просто чудо, что в учащихся не убивают окончательно любознательность и вообще человеческий дух!..

Окончив институт, Эйнштейн стал искать службу. Он хотел преподавать в университете, но его, разумеется, не допустили к этой работе. Тогда он устроился в патентное бюро в Берне, столице Швейцарии. Работа заключалась в том, чтобы проверять поступившие предложения и писать заключения об оригинальности изобретений. Эйнштейн был доволен этим занятием: оно оставляло ему свободное время, чтобы размышлять над интересовавшими его проблемами физики и читать нужную литературу. Он проработал в патентом бюро семь лет.
Как-то раз Эйнштейн ехал с приятелем на поезде. Приятель выглянул в окно.
- Посмотри, Мишель, - сказал ему Альберт, - нам кажется, что всё за окном движется - лошади, деревья, коровы. Но это неправда: они стоят на месте. Наш поезд - вот что движется.
- Верно, - согласился Мишель.
Тут их догнал другой поезд. Он шёл с той же скоростью, и поэтому казалось, что он совсем не двигается.
- Какая красивая женщина! - воскликнул Эйнштейн. - Если я сейчас открою окно и высуну руку, и она там у себя сделает то же самое, мы сможем держаться за руки весь остаток нашего путешествия.
- Что ты имеешь в виду, Альберт?
- То, что если её поезд движется с той же скоростью, что и наш, то выходит, что никакого движения не происходит. Следовательно, всякое движение относительно. Любая скорость может быть измерена только относительно другой скорости. Возможно, в этом и заключена суть времени. - Интересная мысль, - согласился Мишель.

Быть может после этого случая Альберт Эйнштейн начал разрабатывать теорию, которая сегодня известна всему миру как теория относительности. Работал он совершенно один: у него не было связи ни с университетами, ни с другими научными учреждениями. Молодому исследователю было всего 26 лет.
- А где ваша лаборатория? - спросила его однажды знакомая женщина.
Улыбаясь, Эйнштейн достал из кармана ручку и сказал:
- Здесь!
Когда его попросили популярно, в двух словах объяснить суть его теории, он ответил полушутя:
- Раньше полагали, что если забрать все тела из Вселенной, пространство и время при этом останутся такими же, как были. Согласно моей теории пространство и время исчезнут вместе с материей.

Через год после опубликования Теории относительности Эйнштейн открыл тайну превращения энергии. Его знаменитая формула Е=mc2 показала, что материя и энергия могут взаимно преобразовываться. Стало ясно, что в крошечных атомах заключены колоссальные энергетические ресурсы.
Изумительное открытие Эйнштейна привело к созданию атомной бомбы. Много лет спустя он сказал:
- Весь наш прогресс подобен топору в руке преступника. Я хотел бы быть водопроводчиком, а не учёным!
Альберт Эйнштейн - самый знаменитый учёный со времён Коперника и Ньютона. Его так и называли - Коперником 20-го века. В 1921-ом году он был удостоен Нобелевской премии по физике - высшей награды в мировой науке.
Родился Эйнштейн в Ульме, в Германии, но, оставив эту страну, сделался гражданином Швейцарии. Затем он переехал в Соединённые Штаты Америки. Здесь он работал в Институте высших научных исследований в Пристоне, в штате Нью-Джерси. Здесь же он и умер в 1955 году.
В молодости Эйнштейн изучал Тору, а в юности сделался пылким сионистом. Его первая поездка в Соединённые Штаты была связана с желанием содействовать строительству Еврейского университета в Иерусалиме.


Впервые он приехал в Страну Израиля в 1923 году и выступил в актовом зале Еврейского университета:
- Это величайший день в моей жизни, - сказал Эйнштейн. - Еврейская молодёжь учится здесь, чтобы познать свои духовные ценности и дать возможность другим народам познакомиться с ними. Наступила великая эпоха освобождения еврейской души. Никто в мире не сможет отрицать эти достижения. Борясь с антисемитизмом, мы должны стать суверенным, независимым ни от кого народом. Существование еврейской нации - это факт. Еврейский народ - живой организм. Евреи - нация, независимо от того, живут они в Эрец-Исраэль или в каком-то другом месте. Мы должны сами осознавать себя как единый народ и обязаны научить других судить о нас как о суверенной нации.

Незадолго до своей кончины Эйнштейн получил от израильского правительства предложение стать президентом государства Израиль. Он отказался от этой чести, объяснив свой поступок так:
- Я польщён вашим предложением, но другие исполнят эту должность лучше меня. Однако мои связи с нашим государством растут и крепнут с каждым днём.
В личной жизни Эйнштейн был чрезвычайно непритязателен: на маленьком столике в его комнате обычно стояли хлеб, молоко, сыр, печенье и фрукты.
- Что ещё нужно человеку, если у него есть такие яства, да ещё скрипка, кровать, стол и стул? - смеялся учёный.

За тем же столом он написал множество статей. У него всегда находилось время выслушать молодых учёных, делившихся с ним своими идеями. Он аккуратно отвечал на огромное количество писем, которые приходили отовсюду.
Автор одного из таких писем спрашивал:
«Что вы ищете, мистер Эйнштейн? Что вы можете сказать нам относительно мира, в котором мы живём?»
Эйнштейн ответил:
«Я хочу знать, как Б-г сотворил мир. Всё, кроме этого, не имеет значения. Существует единство мира. Я хочу понять единство Б-жественного замысла. Б-г не может играть со Вселенной в кости!»
Какой-то учёный спрашивал его в письме:
«Как вы считаете, что для учёного является самым важным?».
В ответном письме говорилось: «Любовь к людям и забота о том, что произойдёт с людьми, - вот что обязано быть главным вопросом в жизни учёного. Учёные никогда не должны забывать об этом, занимаясь своими диаграммами и уравнениями».

До конца жизни Эйнштейна неотступно мучила мысль, что атомная бомба, созданная благодаря его открытиям и при его участии, может привести к гибели нашей цивилизации.
- Если бы я знал, что немцы не успеют произвести атомную бомбу, я ни за что не стал бы участвовать в её создании, - сказал он в одном из своих послевоенных выступлений.
- Как вы объясняете свой великий гений? - спросили однажды Эйнштейна.
- Всё, чем я обладаю, - сказал он, - это упрямство осла. - Потом немного подумал и прибавил: - Нет, у меня ещё есть чутьё. Моё чутьё указывало мне верное направление исследований и подсказывало, какой из найденных ответов - правильный.

Никогда в жизни Эйнштейна не соблазняли никакие материальные блага. Он говорил:
- Единственная вещь, которая доставляет мне удовольствие, кроме моей работы, скрипки и яхты, - это признание коллег. Комфорт и удовольствия - не для меня. Внешний успех и роскошь мне просто ненавистны. Я хочу провести свою жизнь в поисках и открытиях, в постижении изменений нашего вечно меняющегося мира.
- Может ли учёный быть религиозным человеком? - спрашивали его.
- Большинство современных людей - материалисты, - ответил Эйнштейн. - В этом смысле учёные более религиозны, чем простые обыватели. Наука не может указать, во что человеку следует верить, - продолжал он свою мысль. - Она не может объяснить, что для человеческой души важно, а что нет. Каждый человек должен жить не только ради себя, но и ради служения другим. Этому нас учит религия, а не наука. Школы обязаны учить этому своих воспитанников. Они должны научить их быть независимыми, самостоятельными людьми, но при этом людьми полезными обществу. Большинство же школ воспитывают детей так, как дрессируют собак, там не учат думать. Не учат тому, что каждый человек должен любить ближнего своего и служить людям - чем бы он ни занимался в жизни.

Как-то раз рассказывал одному из друзей о своей юности:
- Мои учителя уверяли меня, что я не сделаю в жизни ничего путного.
- Немецкие учителя не признавали за своими учениками права на духовную свободу, - сказал его друг.
- Верно, - ответил Эйнштейн. - Но я не думаю, что человеку достаточно одной свободы. Я верю в еврейские духовные ценности: стремление к справедливости, свободу воли и служение обществу.

Каждый человек в цивилизованном мире знает имя Альберта Эйнштейна. Но слава не льстила великому учёному, она была ему чужда. Однажды он послал одному из старых друзей свою фотографию и под снимком написал шуточное четверостишье:

Лежу, сижу иль моюсь в ванне -
Меня все видят на экране.
Видать, свихнулся мир на этом.
А может быть, я сам с приветом?!

Фей Рейвальд
Источник:
yevreyskiy.narod.ru
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
В Москве отпразднуют День Победы по еврейскому календарю
День Победы будет отмечаться по двум летосчислениям
Ничья «за Победу»
Израиль празднует Победу с Россией
У Мемориальной синагоги откроется зал славы евреев-героев
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru