Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Еврейский мир / Регионы России / Статьи

Открытие выставки Александра Тихомирова

16.10.2013

Сегодня Российский Еврейский музей и Центр толерантности в Москве вместе с Фондом наследия художника А. Д. Тихомирова открывают выставку "Александр Тихомиров. Не предавая забвению…" (графические циклы "Холокост", "Освенцим", "Бабий Яр").

Пресс-показ в 16.00.
Вернисаж в 18.00.

Имя Александра Дмитриевича Тихомирова (1916–1995), живописца и графика, стало широко известно сравнительно недавно, когда прошли его крупные персональные выставки в Государственном Центральном музее современной истории России (Москва, 2010), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2011) и Государственном музее искусства народов Востока (Москва, 2012).

Эти выставки открыли зрителю яркого и самодостаточного художника, обладавшего собственным творческим методом и диапазоном тем, чуждого как разрешенному искусству, так и неофициальной культуре 1950–1990-х, восприимчивого к самым новым системам и направлениям искусства XX столетия.

Хотя в историю официального советского искусства 1950–1970-х годов А. Д. Тихомиров вошел как автор ленинианы, создавший самый большой в мире портрет вождя (42?22 м), который размещался в праздники на фасаде здания МИД в Москве.

На выставке в Еврейском музее и центре толерантности будут впервые представлены работы А. Д. Тихомирова, составляющие ранее неизвестный, но очень существенный пласт творчества мастера.

Это трагические, пронзительные графические листы 1950–1980-х годов, посвященные теме Холокоста. Они были найдены наследниками менее года назад – при разборе архива дочери Тихомирова, Анны, тоже художницы.

Среди ее эскизов и графических листов оказалась папка с надписью "Холокост", сделанной рукой Тихомирова. Эта случайная находка и послужила импульсом для организации выставки "Не предавая забвению…".

Ранее наследникам были известны всего несколько работ художника на эту тему; полотно "Освенцим" (1967), рисунки "Воспоминание (Бабий Яр)", "Бабий Яр" (оба – 1955) экспонировались на выставках, были опубликованы в каталогах.

Обнаруженный графический цикл побуждает переосмыслить творческий путь А. Д. Тихомирова, осознать ценностные приоритеты его жизни и увидеть в авторе большую уникальную личность.

Биография Тихомирова кажется вполне благополучной. Он родился в семье инженера-строителя, выходца из русской крестьянской среды, перебравшегося в 1910-х годах из деревни Калужской губернии в процветавший многонациональный Баку. После 6 классов школы Тихомиров перешел на рабфак и параллельно работал в Бакинской живописной мастерской рекламы.

В 1934 году поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища, в класс ученика И. Е. Репина Ильи Герасимовича Рыженко. В 1944 году переехал в Москву и поступил на графический факультет в Московский государственный художественный институт (с 1948 г. – им. В. И. Сурикова), сразу на третий курс, в мастерскую знаменитого "русского сезанниста", участника "Бубнового валета" Александра Александровича Осмеркина.

Но уже на 4-м курсе был исключен, как и его учитель, по обвинению в "формалистических тенденциях". Затем последовали 27 лет работы в Московском комбинате декоративно-оформительского искусства (КДОИ): выполнение официальных заказов, в том числе ленинских портретов, оформление государственных праздников.

После ухода на пенсию в 1976 году художник работал независимо, в творческом одиночестве и в "подполье": его картины не появлялись на официальных выставках вплоть до 1987 года, когда состоялась первая персональная выставка живописи и графики А. Д. Тихомирова в г. Орле.

Источниками его вдохновения были произведения великих мастеров прошлого, любимые книги, Библия, классическая музыка, Шекспир, commedia dell’arte, кинематограф.

Но оказывается, все это время, с начала 1950-х до 1980-х, художник работал еще над одной темой – трагической темой Холокоста, массового уничтожения людей различных этнических и социальных групп, в первую очередь евреев, в военное время нацистами.

Переживая ее как личную боль, он вновь и вновь возвращался к образам узников, военнопленных, невинных людей, замученных в концлагерях, расстрелянных в Бабьем Яре.

Художник создал 60 черно-белых рисунков – графитом, углем, шариковой ручкой, иногда к черному добавляя синие чернила. И эти листы невероятной эмоциональной силы и напряженности, не предназначенные для широкого показа, ложились "в стол".

Надо признать, что в Советском Союзе шла активная работа по установлению монументов и памятников героям, событиям и жертвам Великой Отечественной войны, за них регулярно давались Ленинские и Государственные премии.

В конце 1960-х – начале 1970-х появились значительные ансамбли в лагере Саласпилс (Латвия), в деревнях Пирчюпис (Литва) и Хатынь (Белоруссия). Тем не менее, истинная информация о страшных расстрелах в Бабьем Яре, о гибели тысяч людей замалчивалась и искажалась.

Можно предположить, что А. Тихомиров знал о неопубликованной в СССР "Черной книге" И. Эренбурга и В. Гроссмана, был знаком с журнальными статьями В. Некрасова, произведениями Л. Озерова, Е. Евтушенко и А. Кузнецова, посвященными Бабьему Яру.

Обращение А. Д. Тихомирова к знаковым трагическим событиям ХХ века, которые символизируются словами "Освенцим", "Бабий Яр", "Холокост", входило в общую линию осмысления им общечеловеческих проблем преступления и наказания, вины и ее переживания, чужой беды и ее включения в собственный духовный опыт.

Свободное владение средствами новой образности XX века, опыт работы в монументально-декоративном искусстве позволили художнику предельно точно и эмоционально передать свое прочтение сложной и тяжелой темы Холокоста.

Главный мотив и выразительный элемент рисунков Тихомирова – фигура человека: одинокая – бесплотная, пронзительно лирическая или мощная, обладающая почти скульптурной пластикой; или являющаяся частью многофигурной композиции – то резко динамической, то застывшей, скорбно величественной.

Через изображение человеческого тела, его пластики и жестов, прибегая к деформации форм, контрастам черного и белого, диагональным построениям и пересечениям форм, перебивающимся ритмам, экспрессивному штриху, художник передает нечеловеческие боль, страдание, отчаяние.

Сегодня о таком страшном явлении, как Холокост, вспоминать тяжело, кому-то – неудобно и некомфортно. Выставка рисунков А. Д. Тихомирова возвращает нас к нашей исторической памяти, не позволяя забыть о трагических ошибках истории.

Выставка организована Фондом наследия художника А. Д. Тихомирова. К выставке издан иллюстрированный каталог.

Биографию художника, статьи о его творчестве и другие материалы можно найти на сайте Фонда.

Выставка открыта для посетителей с 17 октября по 17 ноября.

Адрес: ул. Образцова, 11, стр. 1А.

Телефон: +7 495 645-05-50.

E-mail: info@jewish-museum.ru.

www.jewish-museum.ru.


Источник:
АЕН
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Биньямин Нетаньягу не поддерживает бойкот Олимпиады в Сочи
«Я любуюсь, глядя на все это!»
Человек, исправлявший мир: памяти Эдгара Бронфмана
Ставка на благотворительность
Власти Ростова возвращают упоминание евреев на крупнейший в России мемориал жертвам Холокоста
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru