Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Еврейский мир / Регионы России / Статьи

Зарубежные евреи в Еврейской автономии

24.02.2014

Газета "Биробиджанер Штерн" ("Биробиджанская звезда"), продолжая серию статей посвященных 80-летию Еврейской автономной области, опубликовала статью Виктора Горелова, рассказывающую о переселении в ЕАО евреев-иностранцев.

Автор отмечает, что не удалось реализовать все поставленные ранее задачи, в частности, планировалось привлечь на постоянное жительство в Приамурье не менее 200 тысяч еврейских трудящихся, которые образовали бы национальную государственность на Дальнем Востоке СССР.

Такая задача могла быть действительно реализована практически, а не только в теории - общая численность евреев Советского Союза в тот период составляла более двух миллионов человек.

При этом доля безработных, в первую очередь в местечках Украины и Белоруссии, была более значительной, чем у нееврейского населения.

Следует иметь также в виду, что именно эти регионы с 1930-го по 1933 год особенно сильно пострадали от голода, вызванного крайне неблагоприятными климатическими условиями и политикой властей.

Кремль вынужден был ввести карточную систему на выдачу хлеба и хлебобулочных изделий и некоторые другие продукты питания, которая была отменена лишь в 1934 году.

Поэтому недостатка добровольцев переселиться в Приамурье в общем-то не было. Однако предпочтение отдавалось, прежде всего, молодым и здоровым людям, которых на новом месте ожидала очень тяжелая работа.

На первых порах требовалось заложить основы сельскохозяйственного производства. Так были созданы еврейские села Валдгейм, Бирофельд, Амурзет, Найфельд и др.

В теплое время года жили в палатках или землянках, и самим же надо было строить более надежное жилье, в котором можно было зимовать.

А сколько трудов требовало освоение новых земель: корчевать на будущих полях кустарник и древостой, пахать целину, да не на тракторах, которые можно было пересчитать тогда по пальцам, а на закупленных в Сибири, а также в соседних территориях лошадях.

Но ведь многие никогда и плугов-то не видели. Вот и надрывались сами, надрывали лошадей, осваивая новое дело. В общем, наряду с прибывающими добровольцами на переселение начался и отток людей слабых, не желающих преодолевать трудности.

Само собой, не обошел этот процесс и переселенцев из десятка зарубежных государств, завербованных Обществом землеустройства евреев трудящихся (ОЗЕТ) на переезд в Приамурье.

При этом отъезд вчерашних иностранцев воспринимался верховной властью страны особенно болезненно. Ведь это имело международный резонанс, и зарубежная пропаганда использовала его в своих интересах, что, мол, проект "Биро-Биджан" провалится, как провалились сходный крымский и украинский проекты.

Подобного, правда, не произошло, хотя потери были весьма ощутимы. Вот лишь один пример, который приводит Горелов, связанный с деятельностью коммуны "Икор" в Смидовичском районе, которая состояла в основном из иностранных переселенцев.

Он цитирует отрывок из книги Д. Вайсермана "Как это было?" (Биробиджан, 1993 г.): "В США уехали специалисты вместе с профессором Кунцем, который имел в Америке свою птицеферму. Почти все работники этой фермы в 1930 году вместе с ним переехали в Биро-Биджан.

Через три года, в 1933 году, Кунц увез назад многих из тех, кто поверил в его мечту о светлой жизни для евреев на территории Биро-Биджанского района.

Он разработал проект строительства на территории села Даниловка городка-комбината, рассчитанного на 1000 семей еврейских переселенцев из-за рубежа и 200 семей из Украины.

Причиной отъезда, в том числе явился голод, охвативший практически всю территорию нынешней области в 1933 году. Он задел и село Даниловка".

Следует пояснить, что Кунцу с его "командой" удалось выехать из СССР без особых проблем в связи с тем, что они не оформили советское гражданство.

Вероятно, об этом неприятном эпизоде о переселении иностранцев в ЕАО было доложено председателю Совета народных комиссаров СССР В.Молотову, и вскоре за его подписью появился документ - Постановление "Об утверждении правил о порядке въезда из-за границы СССР трудящихся-евреев на постоянное жительство в ЕАО".

В нем указывалось: "Разрешается въезд из-за границы лишь лицам, принявшим гражданство СССР. Заявления о желании принять гражданство СССР и переселиться в ЕАО подаются евреями-иностранцами в Консульский отдел Полпредства СССР соответствующей страны. Необходимые заключения по заявлениям органы НКВД дают в месячный срок с момента их подачи".

ОЗЕТу предписывалось отдавать предпочтение для въезда в ЕАО в первую очередь рабочим, а также служащим, кустарям, имеющим квалификацию, земледельцам, которые не пользуются наемным трудом, физически здоровым.

При переселении преимущество оказывалось лицам, родственники которых уже жили в области. Те иностранные граждане, которых пропускали в СССР, должны были дать письменные обязательства работать в ЕАО в местах, указанных ОЗЕТом и облисполкомом, в течение не менее трех лет на общеустановленных условиях переселения граждан СССР.

И все же в течение трех лет, с 1934 по 1937 г. включительно, в ЕАО прибыло свыше полутора тысяч евреев из-за рубежа. К сожалению, данных о количестве прибывших иностранцев в период с 1930 по 1933 г. нет. Вероятно, их тоже было не менее полутора тысяч.

Нетрудно понять, почему так были озабочены отъездом иностранцев советские власти. Дело даже не в том, что на покинутые отъезжающими рабочие места нужно было привлекать новых переселенцев, тратить на это немалые бюджетные средства.

Отток зарубежных колонистов широко использовали в своих пропагандистских целях многие иностранные СМИ, утверждавшие, что проект создания в Приамурье еврейской государственности обречен на провал.

В пику этой шумихе и была назначена на 5-6 февраля 1933 года в Биробиджане первая конференция иностранных переселенцев. Цель этого мероприятия - показать недоброжелателям, что подавляющее большинство вчерашних иностранцев за социалистическое строительство, и отъезд какой-то их части не способен разрушить данную идею.

В распоряжении редакции "Биробиджанер Штерн" имеется, пишет автор статьи, стенографический отчет об этой конференции, а оригинал хранится в Госархиве ЕАО.

Все выступавшие на конференции иностранцы говорили о своей "готовности преодолевать трудности и бороться за улучшение строительства Биробиджана".

Автор, к сожалению, не пишет, что все эти мечты и надежды рухнули в результате массовых репрессий в ЕАО в 1937-1938 гг.

Практически все иностранные переселенцы евреи, были обвинены в шпионаже и арестованы. Большинство из них погибли.


Источник:
АЕН
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Пост Эстер
Между революцией и оккупацией
Опасаться ли новой власти?
«Мы не можем допустить возвращения демонов прошлого»
Искусство сохранять память
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru