|
Летние полевые школы "Сэфер"
20.05.2014
Международный Центр по иудаике "Сэфер" проводит этим летом ряд полевых школ.
23–31 июля состоится полевая школа-экспедиция в Лепеле (Беларусь). Цель экспедиций по бывшим еврейским местечкам Белоруссии – реконструкция истории штетла на основе устных свидетельств и исторических документов, а также выявление, изучение и документирование объектов материального культурного наследия евреев региона (в первую очередь – каталогизация еврейских кладбищ).
Впервые Лепель упоминается в 1439 г. как поместье Витебской католической церкви на острове на Лепельском озере. В XVI–XVIII вв. – местечко Полоцкого воеводства в составе Речи Посполитой, а после ее второго раздела (1793) – в составе Российской империи. К 1910 г. в Лепеле было 8 синагог, половину жителей города составляли евреи, занимающиеся торговлей и ремеслами.
Во время Второй мировой войны евреи Лепеля, не успевшие эвакуироваться, были согнаны нацистами в Лепельское гетто и в феврале 1942 г. убиты.
В этом регионе много сохранившихся памятников, уникальный ландшафт северного штетла, в местных архивах хранятся ценные материалы о синагогах и еврейских общинах Витебщины.
Помимо работы в Лепеле, возможны выезды в поселок Чашники (здесь родился выдающийся еврейский этнограф, писатель и общественный деятель Семен Ан-ский, сохранилось еврейское кладбище).
Программа школы включает не только лекции ведущих российских и белорусских специалистов по истории евреев Восточной Европы, еврейской этнографии и эпиграфики, традиционной народной культуры полиэтничных регионов, но и практическую работу по сбору фольклорно-этнографического материала (устная история, этнокультурные стереотипы, мифология и повседневность) и описанию еврейского кладбища XVII–XIX в. (описание надгробий, расшифровка и каталогизация эпитафий).
Таким образом, школа, адресованная историкам, этнографам, филологам, культурологам, предоставляет участникам возможность окунуться в мир еврейского местечка и прикоснуться к его богатой истории. Экскурсионная программа школы включает посещение Полоцка и Витебска.
Результаты исследований предполагается опубликовать в сборнике материалов по истории евреев Лепеля, включающем каталог еврейского кладбища.
Центр "Сэфер" приглашает на эту школу в первую очередь тех, кто уже занимается полевыми исследованиями (антропологией, этнографией, эпиграфикой, фольклористикой, устной историей и проч.).
Для членов этнографического отряда приветствуется использование собственной техники (фотоаппаратов, видеокамер), обязательно наличие диктофона и ноутбука.
Для членов эпиграфического отряда обязательным является знание еврейского алфавита, желательно знание еврейских языков (иврита и идиш), наличие фотоаппарата и ноутбука.
По результатам экспедиции планируется публикация ее материалов.
Вторая полевая школа пройдет 4-12 августа по еврейской этнографии и эпиграфике в городе Лудзе (Латвия). Лудза (Люцин) является одним из старейших городов Латвии (XII в.). В конце XIX в. большую часть населения города составляли евреи, в 1912 г. раввин Люцина Бенцион Дон-Ихье (Донхин) назвал этот город латвийским Иерусалимом.
Лудзенское кладбище – одно из крупнейших в Латгалии. Первое захоронение – мученика за веру Моше бен Давида – в источниках относят к 1765 /1768 году, сохранилось несколько сотен надгробий.
Участники этнографического потока будут работать в Лудзе и окрестностях (Карсаве, Зилупе), опрашивая местных старожилов, евреев (в Лудзе есть небольшая еврейская община) и неевреев (устная история: жизнь еврейской общины до войны, Холокост, еврейская община после войны; этнокультурные стереотипы, мифология и повседневность).
Участники эпиграфического потока будут заниматься описанием еврейского кладбища (чтение и расшифровка эпитафий, каталогизация памятников). Кроме того, планируются лекции по истории и культуре латгальского еврейства, межконфессиональным отношениям в этом регионе, ежевечерние семинары и экскурсии.
На эту школу приглашаются в первую очередь тех, кто уже занимается полевыми исследованиями в данном регионе (антропологией, этнографией, эпиграфикой, фольклористикой, устной историей и проч.).
Для членов этнографического отряда приветствуется использование собственной техники (диктофонов, фотоаппаратов, видеокамер, ноутбуков), желательно знание латышского языка.
При отборе членов эпиграфического отряда преимущество отдается участникам, умеющим читать на иврите. Для обработки собранных материалов эпиграфистам необходимо взять с собой ноутбук, желательно наличие фотокамеры. По результатам школы планируется публикация ее материалов.
Еще одна полевая школа будет проведена 13–26 августа в г. Биржай (Литва). Она посвящена прежде всего еврейской эпиграфике. Эта школа является продолжением Биржайской экспедиции Центра "Сэфер" прошлого года, когда за неделю работы на еврейском кладбище команде эпиграфистов удалось описать около 500 мацев (общее количество памятников свыше 1000 мацев), а этнографы записали интервью с 53 информантами – жителями Биржая и окрестностей.
В этом году было решено продолжить работу на кладбище, которое является одним из крупнейших еврейских кладбищ в Литве. На эту школу приглашаются в первую очередь участники эпиграфического потока прошлогодней школы, а также студентов, прослушавших курс вебинаров по еврейской эпиграфике Т. Соломатиной и М. Гордона, и всех специалистов, хорошо владеющих навыками эпиграфической работы.
Участники школы должны настраиваться как на полевую работу на самом кладбище, так и на обработку материалов и подготовку их к печати. Результаты исследований будут опубликованы в сборнике по истории евреев Биржая, который будет включать в себя обработанные этнографические, эпиграфические и архивные материалы двух сезонов экспедиций в г. Биржай.
Все полевые школы организованы Центром "Сэфер" при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation "Еврейские сообщества"), UJA Federation of NY и Dutch Jewish Humanitarian Fund.
Желающие принять участие в работе полевых школ должны до 1 июня заполнить анкету участника школы. Анкета и более подробная информация о школах на сайте Центра "Сэфер".
Источник:
АЕН
|
|