Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Борис
Я работаю в Банке, занимаюсь музыкой, т.е .пишу песни и играю в группе. Люблю спорт, точнее, его ненавижу, поскольку без него не могу. Я тримерно такой же, как и ве остальные....

Дима
прожил 6 лет в израиле,сейчас вернулся к родителям в челябинск

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Еврейский мир / Регионы России / Статьи

Карол Сидон: Любое пиво кошерно

26.06.2007

В Московской хоральной синагоге сегодня, 25 июня, прошла встреча с главным раввином Чехии Каролем Сидоном. Он рассказал прихожанам о легенде голема, кошерном чешском пиве, гимне Израиля на мотив детской чешской песенки, и о братьях Стругацких.

Встреча с прихожанами прошла в Грузинском молельном зале и длилась более двух часов. Главный раввин Чехии прибыл по приглашению Чешского культурного центра. Главного раввина Чехии и Праги представил начальник чешского культурного центра Томаш Гланц. Для нас большая честь участвовать в этой встрече, сказал он. Ну а сам Сидон начал беседу с прихожанами синагоги со слов: Я буду говорить по-чешски, потому что не помню как по-русски. Однако, многие слова в речи Сидона были узнаваемы, а слово «жид» - а именно так по-чешски «еврей» из уст раввина звучало очень мило.

Сидон начал встречу с рассказа о чешской еврейской общине. Вообще, община в Чехии несколько раз переживала расцветы. Первые письменные упоминания относятся к IX веку. Из документов XII века можно было узнать, как звали раввинов, живших на территории современной Чехии. По источникам, еврейская община образовалась из евреев, которые вышли из Венгрии. Однако, после погрома при короле Вацлаве IV, когда, по слухам было убито более 4-х тысяч евреев, и Гуситских войн в Чехии образовалась новая еврейская община – в Праге стали селиться евреи из Германии, ашкеназийские евреи, говорил Сидон. Расцвет еврейства приходит на 15-17 века, когда Чехия входила в империю Габсбургов. В XVI веке в Праге жил Махарал - крупнейший раввин и галахический авторитет. Именно ему легенда приписывает создание голема – человекоподобного существа из глины, который, якобы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Голлем оживает с помощью тайных знаний каббалы. Голема создают для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив свое задание, голем превращается в прах. Тем не менее, - говорит Сидон, возникновение этой легенды относят к XVII веку. В нашу синагогу, - продолжает он, до сих пор приходят люди и пытаются прорваться на чердак, где, согласно легенде, лежат его останки.

Улыбаясь в бороду, Сидон, похожий по пожилого Хемингуэя, рассказывает очередную байку:
Одна пожилая еврейка из Америки подошла ко мне и сказала:
- А где ваш голем? Я бы хотела с ним поговорить.
Я посмотрел на нее. По виду с ее головой было вроде бы все в порядке.
- Я не знаю, о каком големе вы говорите, здесь никогда не было голема.
- Ну как же, я в прошлом году с ним разговаривала.
- А как он выглядел?
- Ну как? Высокий, толстый, краснощекий.
Я, говорит Сидон, понял что речь идет о нашем шамисе и пошел к нему.
- Что же ты, Беркович, говоришь людям, - обратился к нему Сидон.
- А что я такое говорил?
- Что ты голем.
- Нет, я говорил, что я внук того голема!

Вообще Прага была местом для идеальной ассимиляции еврейской общины. Сами чехи были не очень религиозными людьми, и они не требовали от евреев, чтобы они крестились. В начале XX века в чешском обществе было много евреев интеллектуалов – врачей, журналистов, адвокатов. Кстати, поэтому в Чехии было слабо развито сионисткое движение. До Катастрофы люди просто не догадывались, что они евреи. Поэтому после того, как Чехию захватили нацисты – для многих был шок: людям впервые указали, на то, что они евреи. Более 80 процентов еврейской общины Чехии было уничтожено, остальные, кто мог, разъехались. Поэтому сейчас еврейская община очень маленькая – сейчас община в Праге насчитывает около 1300 евреев. В Брно – 300 человек.

А Франц Кафка ощущал себя евреем, спросил кто-то из зала. Конечно, ответил раввин. Кафка был классическим еврейским интеллектуалом. Отец водил его в синагогу – он там слушал рассказы раввинов, а потом они шли в баню и ели сосиски. Не кошерные, надо сказать. Он чувствовал, что еврейство – это формальность и вся его жизнь – сознательный путь к его еврейству. Значит ли это, что маленький Франц Кафка живет в каждом чешском еврее интеллектуале, спросил я Сидона. Конечно живет, - ответил он, - и не только в чешском, а в любом. Это как прививка. Прививка от бюрократизма, сказал раввин.

Главный раввин Праге также рассказал, что пиво, по его мнению, все кошерно. По крайней мере, чешское. Главное – чтобы пиво не употреблялось в Песах, а солод в хмельном напитке не был из свежего урожая. Также раввин, отвечая на вопрос о создании гимна Израиля «Атиквы» признал, что мелодия была взята из чешской детской песни о кошке, которая лезет через дырку. Потом, эту детскую мелодию переработал чешский композитор Бедржих Сметана и использовал в цикла симфонических поэм «Моя страна», в частности, во второй знаменитой «Влтаве».

Раввин Карол Сидон известен также своим литературным творчеством. Однако, после 68 года Сидон уже ничего не пишут, сосредоточившись на изучении Торы. Любимый жанр литературы раввина – научная фантастика. Я спросил у раввина, знаком ли он с русскими авторами этого жанра. Да, ответил он, - я читал Стругацких. Они гениальны.


Главный редактор сайта «Еврейский журнал» Павел Пуш 


Источник:
Еврейский журнал
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Вакансия Секретаря-Администратора в Международном исследовательском центре российского и восточноевропейского еврейства

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва) объявляет о вакансии Секретаря-Администратора.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Jlife