Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Еврейский мир / Регионы России / Статьи

"Кто ходит в синагогу, тот не наш"

08.08.2007

 Верующим евреям Биробиджана путь к молитве преграждало мракобесие советской "антирелигиозной пропаганды".

В Еврейской автономной области не осталось незамеченным событие, о котором сейчас мало кому известно, несмотря на его, безусловно, высокую значимость. Ровно 60 лет назад, в августе 1947 года в Биробиджане была открыта иудейская синагога, чего много лет добивались верующие евреи, в первую очередь те, кто приехал в конце 20-х - начале 30-х годов в Приамурье для строительства еврейской области из зарубежных стран - в частности, из США, Аргентины, Бразилии, Польши.

Там синагоги были так же привычны, как христианские церкви и костелы, мусульманские мечети, молельные дома баптистов, культовые здания других религиозных конфессий и течений.

Да и переселенцы из западных областей и республик СССР, в первую очередь из Украины и Белоруссии, были далеко не все оголтелыми безбожниками. Многие из них воспитывались в религиозных семьях дореволюционных местечек, впитывая с детства традиции, обряды, правила и законы иудаизма.

Однако все просьбы верующих тогдашними властями отклонялись по разным несущественным поводам, хотя свобода вероисповедания была провозглашена Конституцией СССР.

И лишь в послевоенный период под нажимом американской еврейской общественной благотворительной организации "Амбиджан" (сокращенно от "Америка-Биробиджан"), оказывавшей ЕАО огромную материальную помощь, обком ВКП(б) и облисполком дали "добро" на открытие синагоги. При этом сразу была взята линия на дискредитацию и шельмование тех, кто стал посещать только что построенную синагогу. А если в их числе оказывался кто-то из семьи или родственников служащих, а то, не дай бог, из родственников руководящего партийного, советского, комсомольского состава, то гонение таким людям было обеспечено.

В одном из докладов на научно-практической конференции по проблемам заселения ЕАО, состоявшейся в Биробиджане в ноябре 2003 года, был приведен в этой связи такой факт. На одном из партийных мероприятий в 1949 году тогдашний первый секретарь обкома ВКП(б) Александр Бахмутский говорил: "...обком партии допустил серьезную ошибку, совершенно забросив антирелигиозную пропаганду, хотя сигналы усиления активности религиозников были. Обком не сделал для себя выводов даже после того, когда члены семей некоторых наших руководящих работников, в том числе областных, начали посещать синагогу.

Бюро обкома ограничилось тогда внушением этим работникам, но не организовало обсуждения в партийных организациях вопроса об отношении партии к религии. Надо развернуть наступательную антирелигиозную пропаганду как против иудейской, так и против христианской религии..."

И "развернули"-таки, употребляя в газетных статьях, лекциях, выступлениях с трибун ярлыки типа "мракобесие", "опиум для народа", "пособники империализма", "антинаучность", "дикость", "невежество". В том же 49-м провокаторы устроили у синагоги, куда собралось много верующих для праздничной молитвы, драку, обвинив во всем самих верующих. Об этом позорном эпизоде "антирелигиозной пропаганды" упоминает в своей книге "Биробиджан: мечты и трагедии" историк Д.Вайсерман. А в 1956 году здание синагоги было уничтожено пожаром. Мало кто сомневался, что это был преднамеренный поджог, в результате которого организованная религиозная жизнь в городе была парализована на многие годы. Позже под синагогу был приспособлен частный домишко.

С первых же дней после открытия в 1947 году биробиджанской синагоги к ней начала проявлять жгучий интерес "инквизиция" советского периода - Совет по делам религиозных культов при Совмине СССР. В сборнике "Религия и власть на Дальнем Востоке России" (Хабаровск, 2001 г.) мне встретился любопытный документ - справка уполномоченного Совета религиозных культов при Совете Министров СССР по Хабаровскому краю Б.Гребенникова. Справка касалась религиозной организации в Еврейской автономной области и адресовалась Хабаровскому крайкому ВКП(б). Вот этот документ. "По Еврейской автономной области имеется официально зарегистрированная одна еврейская религиозная община в г.Биробиджане, в которой числится верующих, постоянно посещающих синагогу, 57 чел., из них 39 мужчин, 18 женщин. Из этого количества работают на предприятиях и в учреждениях города 19 мужчин, женщина ни одна не работает, являются домохозяйками или иждивенцами.

По годам рождения распределяется:

Рождения до 1900 г. - 49 чел.

С 1900-го по 1910 г. - 7 чел.

С 1910-го по 1920 г. - 1 чел.

Периодически посещающих синагогу, особенно в дни больших праздников Иом-Кипур (Судный день), Рош-Гошана (Новый год), Суккот (Кущи) или праздник урожая и Пасху, до 400 чел. И более...

Кроме зарегистрированной общины евреев, в области имеются группы верующих евреев, так называемые миньяны (миньоны), которые собираются по 15-20 чел. где-либо на квартире и совершают религиозные обряды. По имеющимся сведениям, такая группа есть в с. Ленинское, группа миньян имеется в колхозе "Валдгейм" Биробиджанского района..."

Совет "по культам" продолжал пристально отслеживать деятельность синагоги до 1990 года. Справедливости ради следует сказать, что не только "иудейцы" находились "под колпаком" советской "инквизиции". Тщательно отслеживалась религиозная деятельность других направлений - евангельских христиан-баптистов, евангелистов Седьмого дня, старообрядцев, духоборов. Приверженцы Русской православной церкви не преследовались по простой причине: в двадцатых годах были разгромлены все 16 православных приходов, находившихся к тому времени на территории сегодняшней ЕАО.

После прихода к власти М.Горбачева партийная верхушка начала заигрывать с религиозными конфессиями: сошла на нет оголтелая "антирелигиозная пропаганда", выдержанная по отношению к верующим в оскорбительных тонах, начал понемногу подниматься "железный занавес", в Союз, в том числе в ЕАО, более или менее свободно поехали иностранные журналисты, общественные деятели. Помню, как вчерашние ругатели синагоги из обкома КПСС стали с удовольствием хвалиться перед иностранцами биробиджанской синагогой, правда, саму ее старались им не показывать.

Автору этих строк, работавшему тогда корреспондентом ТАСС по ЕАО, из Москвы дали задание рассказать о деятельности синагоги в Биробиджане. Пришел в неказистый домишко на одной из улиц. Время шло к вечеру, и в самой большой комнате собралось на шаббат около десятка пожилых женщин. Может быть, две-три, судя по обличию, были из "иудейцев", остальные явно славянского вида. Спрашиваю у одной из них: "Вы разве еврейка?" - "Русская", - отвечает. - "А как же тогда синагога? Это ведь не церковь". На что моя собеседница ответила: "Церкви-то у нас нет, а Бог и у нас, и у евреев один..."

Удивляться малолюдию в синагоге, хотя уже религия и была "реабилитирована", нечего: за десятилетия мракобесия, именуемого "антирелигиозной пропагандой", в одних был буквально вбит страх репрессий за легальную веру в Бога, в сознание других успешно вбито марксистско-ленинское "учение" о том, что религия - это опиум для народа, а Бог - это вообще выдумки невежественных людей.

Два года назад в Биробиджане было построено новое здание синагоги. Впервые за шесть десятилетий с момента открытия первой синагоги, в нее тогда же назначен дипломированный раввин Мордехай Шайнер, являющийся одновременно главным раввином ЕАО.


Источник:
АЕН
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Горячая вакансия в Москве для граждан Израиля!

Управляющий частной недвижимостью. Опыт аналогичной работы. Гражданство Израиль, Германия, США, возможен другой вариант.


Вакансия Секретаря-Администратора в Международном исследовательском центре российского и восточноевропейского еврейства

Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства (Москва) объявляет о вакансии Секретаря-Администратора.


Jlife