Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Еврейский мир / Общины мира / Общины

Хорватия

Еврейская община Хорватии

Демографическая ситуация

В Хорватии проживает 2500 - 3000 евреев (общая численность населения составляет 4,5 миллиона), они представляют лишь небольшой остаток довоенного населения, 80% которого было уничтожено в Катастрофе. Большинство евреев Хорватии, особенно северной ее части, - ашкеназского происхождения. Их корни прослеживаются в Австро-Венгрии, из которой они прибыли в 18-19 веках. Однако вдоль Далматинского побережья также проживают евреи сефардского происхождения, чьи предки появились здесь в средневековье. После I Мировой войны и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев, была создана объединенная югославская еврейская община. Она перестала существовать только с распадом Югославии в начале 1990-х гг. В настоящее время еврейское население сосредоточено в нескольких городах. Около 75% живут в Загребе, столице государства, остальные проживают в Риеке, Осиеке, Сплите. Есть еще несколько маленьких общин. В 50 небольших населенных пунктах остались одинокие евреи или еврейские семьи, информация о которых всплывает лишь тогда, когда приходит время получать гуманитарную помощь от Швейцарского Фонда для нуждающихся, оставшихся в живых после Холокоста. Общественная деятельность по социальному обеспечению привела к возвращению людей, потерявших свои корни, в ряды общины.

Наиболее спорная (и негативная) особенность хорватских евреев - их быстрое старение, которое не сбалансировано появлением новых евреев. Согласно переписи, проведенной в 1991 году, группа 65-летнего еврейского населения составляла 43% (против 13% среди общего населения). Группа от 0 до 14 лет составляла лишь 6% (против 19,5% среди общего населения). Около 95% еврейского населения являются иждивенцами (дети, молодежь, пожилые люди). В этом контексте нужно отметить, что выжившие после Холокоста составляют около 50% еврейской общины.

Жизнь общины

После Второй Мировой Войны еврейская община была реорганизована. Важно отметить, что она была восстановлена как светская этническая организация. Но не случайно официальным лозунгом общины стали слова "За еврейскую веру". Большинство евреев Хорватии и некоторые евреи бывшей Югославии прекратили соблюдение еврейских религиозных традиций, включая события жизненного цикла, такие как бар-мицвы, хупы и.т.д. Посещение синагог было минимальным. Похороны, однако, продолжали проводить по еврейскому ритуалу. В послевоенное время, особенно популярными праздниками были Ханука и Пурим, которые праздновались как светские.

Размеры еврейской общины, включая сефардов, ортодоксов и консерваторов, - сокращались.

Первое поколение выживших после Холокоста не передало молодым своих довоенных традиций. Опасаясь антисемитизма и коммунистической идеологии, подавлявшей религию, евреи Югославии не увлекали своих детей иудаизмом. В результате, современное поколение людей среднего возраста выросло без религии и может передать лишь очень небольшие знания. Возвращение к еврейским корням возросло в результате введения религиозного образования в общественных школах. Однако в этом свете выяснилось, что католическое и еврейское преподавание не всегда хорошо совмещаются. Фактически, дети, принадлежащие к другой (не католической) вере были исключены из занятий. Родителям очень хотелось дать своим детям образование, которого они сами были лишены. Следовательно, в настоящее время евреи среднего возраста узнают про иудаизм от молодого поколения. Современная еврейская община считает образование своей главной миссией.

Важные тенденции

В настоящее время еврейская община Хорватии демонстрирует некоторые черты, свойственные другим посткоммунистическим странам. Прежде всего, это феномен возникновения "новых евреев" - людей еврейского происхождения, следующих культурным традициям своих предков и "выходящих в свет". Этот феномен может быть объяснен необходимостью в национальной и религиозной идентичности, внезапно возникшей после распада коммунистической системы и установления национальных государств на территории бывшей Югославии. Югославская идентичность, которая была однажды подхвачена евреями бывшей республики, изменилась в ползу хорватской идентичности в Хорватии.

Лидеры общины, люди в основном рожденные после Холокоста, не обременены памятью об антисемитском прошлом. Следовательно, они не бояться выражать свою еврейскую идентичность и даже гордиться ею. Множество людей еврейского происхождения рассматривают еврейскую общину как единственное место, где их дети получат большие возможности (культурные и материальные).

Так как большинство людей, считающих себя евреями, происходят от смешанных браков, то уникальной особенностью еврейской жизни в Хорватии является свободное участие нееврейских супругов в общине - традиция, которая находит свои корни в еврейской общине Югославии до ее распада.

Третье (молодое) молодое поколение имеет необремененный подход к иудаизму и всему, что касается евреев. Некоторые особенно активные евреи покидают Хорватию ради Израиля или других государств, где они могут найти больше возможностей для самовыражения. Недавно появилось 4 поколение евреев. Открываются еврейские детские сады - это значит, что следующее поколение будет приобщаться к еврейскому образованию начиная с раннего детства.

Источник
Report by Dr. Melta Svob of the Jewish Community of Zagreb



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Мы ничего не забыли
Ту би-шват
Не трагедия, но драма
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru