Израильская опера выпускает на сцену коварных изменщиц
02.05.2004
На сцене Израильской оперы - самая аморальная опера Моцарта "Так поступают все женщины" (с подзаголовком: "Школа влюбленных"). Преподают в этой школе сам композитор и его либреттист Лоренцо да Понте. Главная тема урока: все женщины слабы на... В общем, не прочь изменить своим возлюбленным.
"Так поступают все женщины" - в оригинале Cosi Fan Tutte - считается самой фривольной оперой Моцарта. Даже моцартовский фанат Бетховен отзывался о ней как о "грязной и безнравственной". И это несмотря на то, что красивейшая музыка оперы не уступает "Волшебной флейте" - правда, она куда чувственней и эксцентричней. Но это и понятно: женщины, кокетливые женщины...
И как же именно они поступают?
По сюжету, двое друзей-офицеров, Гульельмо и Феррандо, решают испытать на верность своих возлюбленных - двух сестер, Фьордилиджи и Дорабеллу. Для этого они якобы отбывают на войну, а затем переодеваются в восточных богатеев и, изменившись до неузнаваемости, начинают соблазнять девушек. Причем каждый - чужую невесту. И те - поддаются!
По мнению оперных героев мужеского пола, цель оправдывает любые средства (и в этом их поддерживает прожженный циник Дон Альфонсо, инициатор затеи). Поэтому в процессе соблазнения в ход идут самые изощренные методы. Ну и, как говорится, за что боролись...
Многие считают, что Моцарт, создавая оперу, стремился всячески принизить и без того слабый пол. И обвиняют композитора чуть ли в женоненавистничестве. Однако если внимательно вчитаться в либретто, да и вслушаться в музыку, можно заметить, что в негативном свете здесь предстают как раз-таки мужчины. Да, женщины действительно решаются на измену - но лишь потому, что эти самые мужчины загнали их в угол. А вот жестокие игры, в которые играют представители сильной половины человечества, достойны порицания.
Но главное: не стоить играть с женщинами! Себе дороже...
Cosi Fan Tutte ставит в Израильской опере режиссер Марко Гандини, в недавнем прошлом - ассистент великого Франко Дзефирелли. А дирижирует спектаклем Дан Этингер, в недавнем прошлом - ассистент Даниэля Баренбойма.
Вообще-то Дан Этингер, что называется, автодидакт. Он никогда не учился дирижированию - начинал как хормейстер в Израильской опере, затем стал ее "домашним" маэстро, а далее врожденный талант дал о себе знать. Этингера пригласил к себе в ассистенты Баренбойм - так Дан очутился в Берлинской опере. Далее его карьера, как принято говорить, круто пошла вверх, и сегодня Этингер стоит за пультом оперных театров всего мира, от Вашингтона до Токио.
Дан Этингер выступает против исполнения музыки Моцарта на аутентичных инструментах его эпохи. "Музыка Моцарта опередила свое время, и та же опера Cosi Fan Tutte давно пережила эпоху, в которую была написана, - говорит он. - Поэтому я предпочитаю обращать внимание прежде всего на интерпретацию музыкальных фраз - вместо того чтобы воскрешать эстетику прошлого. Я - за то, чтобы открывать новые измерения, новые "геологические пласты"... Это позволяет услышать музыку Моцарта такой, какой хотели бы слышать ее наши современники".
А исполняют оперу о молодых влюбленных молодые оперные певцы, в большинстве своем - дебютанты на израильской сцене. Партию Фьордилиджи исполнит американское сопрано Адина Аарон (та самая божественная темнокожая певица, которая пела Аиду в постановке Дзефирелли). Во втором составе Фьордилиджи поет Мирела Градинару. В партии Дорабеллы занята итальянка Анна-Рита Джеммабелла (меццо-сопрано), а во втором составе - австралийка Луиз Каллинан. Два молодых американских тенора, Норман Рейнхардт и Брайан Стуки, создадут образ Феррандо. Гульельмо исполнят итальянский бас-баритон Люка Салси и австриец Пол Армин Эдельман. Дона Альфонсо споют итальянцы Маурицио Мураро и Стефано де Пеппо, служанку Деспину - итальянское сопрано Элеонора Чилли и израильтянка Хила Баджио.
Спектакль "Так поступают все" будет идти на сцене Израильской оперы, начиная с 18 мая.
Лина Гончарская,
специально для "Курсора"
Источник:
Курсор
|