Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Даниэль
Коммуникабельный, обаятельный, интеллигентный, устроенный мужчина. В\о, разведен. Вдруг понял, что хочу прожить еще одну жизнь и, если получится, многое начать сначала. Мне кажется, это может быть очень интересно.Фото вышлю в письме.

star
Я ищу порядочного и образованного мужчину, еврея от 34 до 40 лет (не имеющего детей) для создания семьи.

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Е-нциклопедия / История / Древнейшая (Библейская) История

Первый из праздников еврейского народа


1. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Дорогие евреи!

Мы рады, что это краткое руководство попало вам в руки! Надеемся, что его прочтение станет одним из первых шагов на вашем пути к полноценной еврейской жизни!

Познать вещь — значит, иметь представление о ее истории. В этом небольшом материале мы постарались описать основные события истории праздника. Безусловно, этим не исчерпывается вся его суть. Не поленитесь узнать больше о своих корнях! Мудрец Гилель говорил: «… если не сейчас, то когда?!».

Песах — первый из праздников еврейского народа. Собственно, до Исхода не было такого понятия, как «еврейский народ», были лишь потомки Авраhама. События, о которых пойдет речь, происходили в месяце нисан 2448 года от сотворения мира (XIV век до н.э.).

Тора говорит: «… и события эти вспоминаются и сбываются». Праздник Песах (как, впрочем, и другие наши праздники) — это не только «память о…», пусть даже если это и память о великом событии. Наши праздники — попытка реализовать в материальном мире духовный потенциал этих дат, который в далеком прошлом привел к великим событиям. Долгая история нашего народа — тому доказательство. Девятого ава в разные годы были разрушены два иерусалимских Храма, а в Пурим судьба евреев изменилась к лучшему не только в Древней Персии, но и в 1953 году в СССР, когда умер Сталин…


Вернемся к событиям прошлого

Утром 15 нисана 2448 года (тогда это был четверг) весь еврейский народ покинул Египет, выйдя из города Раамсес. Это и был Исход.

Исходу евреев сопутствовали многочисленные чудеса. Одно из них — маца. Обычно замешанное тесто всходит за 18 минут. Евреи же замесили его ночью, а когда на рассвете собрались испечь из него хлеб, оказалось, что оно не взошло. Устная традиция учит нас, что взошедшее тесто, хамец, символизирует надутость, непомерную гордыню, эгоизм, а невзошедшее, маца — реальную самооценку, готовность прислушаться и послушаться. Египет погиб из-за того, что не смог усмирить свое «Я»; евреи же вышли из рабства благодаря тому, что были готовы подчиниться Всевышнему. Впоследствии употребление мацы в Песах стало называться мицва, заповедь, а хамец Б-г запретил не только употреблять в пищу, но даже хранить в доме в эти праздничные дни.

20 нисана фараон собрал всю свою армию, колесницы и множество народу, для того чтобы преследовать евреев. Египтяне настигли их в лагере, расположенном у моря в Пи hа-Хирот, в конце того же дня.


Вечером седьмого дня Песаха, 21 нисана, евреи вошли в море, которое расступилось пред ними. Евреи прошли по морю, как по суше. Они шли получать Тору на горе Синай, а когда еврей идет к Б-гу, ничто, даже море, не в силах ему помешать. К утру они вышли на сушу и стали свидетелями страшной кары, обрушенной Всевышним на египтян, — воды моря накрыли их…

Все дни с 15 по 21 нисана, а в диаспоре — по 22-е (в этом году — начиная с вечера 16.04.03 и по 24.04.03) праздничные, а первые и последние два дня праздника называются Йом тов и отмечаются особо.

2. ГОТОВИМСЯ К ПЕСАХУ


Песах — праздник, который требует, пожалуй, самых серьезных приготовлений в сравнении с другими нашими праздниками. Тут вам потребуется обзавестись различными продуктами, инвентарем и… сделать генеральную уборку дома. Вместе с этим (а возможно, и благодаря этому), Песах — один из самых торжественных праздников. Он таит в себе много неожиданностей, а нередко — и курьезов. Итак…


Хамец


Как уже говорилось в главе «История праздника», следует очистить дом от хамеца. Хамец на иврите означает «заквашенное». Другими словами, взошедшее тесто одного из пяти видов злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Все продукты, которые хотя бы в ничтожном количестве содержат эти злаки (а злаки эти, соприкоснувшись с водой, начинают набухать и превращаются в хамец) в Песах не только не употребляют в пищу, но и не оставляют дома.


Идеальный вариант — если вы сможете съесть весь хамец, находящийся в доме, до начала праздника, а остатки — уничтожить. Если это не получается, обязательно обратитесь к ближайшему раввину за консультацией, что сделать с оставшимся хамецом.

Уничтожение оставшегося хамеца
Всю уборку следует завершить уже к 13 нисана (в этом году 15.04.03) и сразу после выхода звезд на небе провести завершающую проверку. Очищая дом от хамеца, мы исполняем заповедь, поэтому перед проверкой глава семьи произносит благословение:


Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам избавиться от хамеца.


Поиск ведут по всему дому, обследуя любое место, где в течение года мог оказаться хамец: кладовые, балконы, погреб, чердак и т.п.. Проверке подлежат и укромные места, например зазоры между стенами, полом и тяжелой мебелью, щели и трещины в полу и стенах, а также карманы одежды, сумки, портфели и т. п. По традиции пользуются светом восковой свечи, а для извлечения неприметных крошек из узких щелей берут птичье перо. Вся посуда подлежит пасхальному кашерованию.


По окончании поисков нужно в декларативной форме отказаться от оставшегося, но не найденного хамеца:


Квасное всех видов и (любые) закваски (всех видов), находящиеся в моем хозяйстве и не замеченные мною, и те, от которых я не избавился, и те, о которых не ведаю, пусть будут для меня совершенно бесполезными и не имеющими никакой ценности (словно прах земной), и я отказываюсь владеть ими, и да будут они бесхозны, как прах земной.

Утром 14 нисана (в этом году 16.04.03) сжигают весь найденный или оставшийся хамец.


Приготовить к седеру

Вам придется совершить некоторые покупки, чтоб верно провести праздник. Ниже мы приводим список обязательных приготовлений.

- Маца на весь Песах (из расчета 0,5 кг на одного члена семьи)

– Кашерное вино или виноградный сок (по 4 стакана для каждого участника седера, см.: «Седер»)

– Картошка или лук для «карпас» (достаточно маленького кусочка для каждого участника седера)

– Кашерное мясо (для «кеара» — блюда седера)

– Корень хрена или листья салата для «марор» (для каждого участника седера, см.: «Седер»)

– Яблоки, груши, орехи — для «харосет»

– Яйцо, сваренное вкрутую

Рецепт харосет:

Мелко нарежьте одно яблоко, одну грушу. Добавьте по вкусу накрошенных орехов. Полейте сладким красным кашерным вином. Если получившаяся смесь по виду напоминает глину, а по вкусу — что-то сладкое и приятное, значит, харосет готов!

3. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЕДЕРА

Чтобы правильно провести седер, вам понадобится заранее сделать некоторые приготовления. Их список вы найдете на страничке «Как подготовиться к празднику».

Порядок проведения седера подробно изложен в Пасхальной агаде. Ее стоит приобрести и ознакомиться с ней еще до наступления праздника. Здесь же мы приведем основные правила седера, который состоит из 15 шагов-этапов. Их названия складываются в считалку. Это совсем не сложно!

В диаспоре седер проводят дважды — в две первые ночи праздника.

 Кадеш — произносят праздничный кидуш (встреча праздника с бокалом кашерного вина или виноградного сока в руке) — первого из 4 бокалов вина этого вечера. Текст кидуша можно найти в Пасхальной агаде или в сидуре, молитвеннике.

у-Рхац — омывают руки в качестве подготовки к следующему этапу седера, «Карпас». Порядок омовения: набирают воду в кружку и омывают каждую из рук 3 раза поочередно. Начинают с правой.


Карпас — маленький ломтик вареного картофеля или сырого лука окунают в соленую воду. Это напоминает нам о горьких слезах евреев, пролитых в египетском рабстве.

Яхац — разламывают пополам средний из трех листов мацы, лежащих на столе. Большую часть, которая называется афикоман, прячут — ею мы воспользуемся почти в самом конце седера, на этапе «Цафун».

Магид — приступают к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению в Агаде истории Исхода. Одна из заповедей праздника гласит: «и расскажешь ты сыну своему…». Потому к этой части седера обязательно стоит привлечь детей. Перед началом чтения Агады все присутствующие наполняют бокалы вином (второй бокал этого вечера). По окончании прочтения Агады выпивают бокал.

Рахца — омывают руки перед употреблением мацы. Порядок тот же, что и в пункте «у-Рхац», но сначала выливают воду 3 раза на правую руку и лишь потом 3 раза — на левую.

Произносят благословение: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук.

Моци — берут два целых листа мацы и произносят благословение на хлеб:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли.

Маца — сразу же после произнесения благословения на хлеб произносят и благословение на заповедь есть мацу. После этого следует съесть как минимум 30 грамм мацы.

Благословение: Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление о еде мацы.

Марор — берут корень хрена или горькие листья салата (15 смі), обмакивают в харосет и съедают. Это напоминает нам о горечи египетского рабства. Перед тем как съесть марор, произносят соответствующее благословение:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление о еде марора.

Корех — после этого мы соединяем мацу и марор, которые уже ели отдельно друг от друга, и едим их вместе, чтобы исполнить заповедь так, как понимал ее мудрец Гилель Старший.

Шулхан-орех — праздничная трапеза. Порядок и меню трапезы не регламентированы, поэтому можно утроить ее так, чтобы она доставила вам максимальное удовольствие. Принято не есть жареное или запеченное мясо в ночь седера — этим мы подчеркиваем, что лишены Храма и возможности принести пасхальную жертву, которую следует запекать на огне.


Цафун — достают афикоман: им завершают пасхальную трапезу. Каждый участник седера должен съесть как минимум 30 грамм мацы, поэтому если этого куска не хватает на всех, можно воспользоваться и другими листами мацы, купленной на праздник.

Берах — по окончании трапезы произносят биркат hамазон, благословение после еды. Текст его можно найти в Пасхальной агаде или в сидуре, молитвеннике. Перед началом благословения наполняют бокал вином (уже в третий раз за этот вечер) и по окончании выпивают, предварительно произнеся благословение:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

hалель — читается благодарственная молитва hалель, и наступает черед последнего, четвертого бокала вина. Выпив его, произносят завершающее благословение после вина. Его вы найдете в Агаде или в сидуре.

Нирца — седер завершается фразой «Ле-шана hа-баа б-Ирушалаим» – «В будущем году (отпразднуем Песах уже) в Иерусалиме!» Мы надеемся, что смогли реализовать духовный потенциал праздника и что следующий Песах проведем уже в своей земле!

 

 



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
Горячие вакансии - оператор на телефоне

Московская компания проводит набор сотрудников на вакансию оператор на телефоне.


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Jlife