Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Светская жизнь
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог интеренет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Благотворительная помощь
Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям
(форма бланка-заявки)

Даниэль
Коммуникабельный, обаятельный, интеллигентный, устроенный мужчина. В\о, разведен. Вдруг понял, что хочу прожить еще одну жизнь и, если получится, многое начать сначала. Мне кажется, это может быть очень интересно.Фото вышлю в письме.

star
Я ищу порядочного и образованного мужчину, еврея от 34 до 40 лет (не имеющего детей) для создания семьи.

Посмотреть все анкеты
Проекты РЕК
RJC.ru
Еврейские новости
Антисемитизму.НЕТ
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru

   Е-нциклопедия / История / Древнейшая (Библейская) История

Песах: назад в будущее


Было бы неправильно сказать, что именно сейчас самое подходящее время, дабы вспомнить об Исходе из Египта. Или наоборот, как всегда, правильно, ведь Исход — одна из шести вещей, о которых мы должны вспоминать ежедневно (см. Дварим, 16:3). Но, в любом случае, нынешние дни — весьма удачный предлог, чтобы обратиться к событиям того времени чуть-чуть более подробно. Ведь как сказали наши, благословенной памяти, мудрецы: “И даже если бы мы все были учеными, мудрыми людьми, знатоками Торы, все равно мы обязаны были бы говорить об Исходе из Египта” (Приводится в пасхальной Агаде).

Предыстория Исхода 1*
Ну вот, давайте поговорим об Исходе. Краткая предыстория вопроса такова: евреи оказываются в Египте, где уже живет один из сыновей Яакова — Иосеф. Проданный в свое время братьями в рабство, он занял в тамошних властных структурах достаточно видное положение, став заместителем фараона. Оказавшись в Египте, братья испрашивают себе разрешение на поселение и работу (этакую “грин-карт”), упирая на то, что они не займут ничьих рабочих мест, а наоборот, будут заниматься ремеслом полезным, но малопочтенным, то есть станут пастухами. Для еврейского местожительства была отведена земля Гошен. Ее точное местоположение, к сожалению, неизвестно, но по ряду параметров можно предположить, что находилась она на правом берегу Нила, иначе евреям во время Исхода пришлось бы форсировать реку, а это задача не из легких и об этом не упоминается в рассказе об Исходе. Опять же, поскольку Гошен была отведена для овцеводства, логично предположить, что земли эти были не возделываемыми, следовательно, находились не в долине Нила.
Еще одно уточнение: после Исхода евреям пришлось-таки форсировать водную преграду — Ям-Суф (Чермное море). По поводу его местоположения существуют разные мнения и об этом еще будет сказано, но большинство авторитетов сходятся на том, что это было “где-то на линии нынешнего Суэцкого канала”. Итак, земля Гошен располагалась на Правобережье, между нильской долиной и Суэцким перешейком. Точнее вам не скажет никто, да и к тому же за прошедшие три тысячи триста лет ветры, эрозия почвы плюс преобразования природы типа Суэцкого канала и Асуанской плотины довольно сильно изменили внешний вид земли Египетской.

Исход

Дата Исхода известна абсолютно точно — 15 числа месяца нисан, 2448 года от Сотворения Мира. (ориентировочно, март 1312 г. до н.э. ). Правда, за тридцать лет до этого уже была предпринята попытка Исхода. Неверно рассчитав количество лет, проведенных в Египте (взяли за точку отсчета не то событие), ушла на свободу часть колена Эфраима. Как результат — погибло порядка 300 тысяч евреев.
В общей сложности наши предки пробыли в Египте 210 лет 2*, но самыми трагичными были, конечно же, последние месяцы последнего года. Дело в том, что каждая из египетских казней длилась месяц и сопровождалась страданиями египтян (евреи чудесным образом были от этого избавлены), но сама процедура казни занимала всего одну неделю. Три остальных недели Моше (Моисей) увещевал фараона (см. комментарии Раши к Ваера, 7:25), и как раз в эти три недели Всевышний еще больше ожесточал сердце фараона, а фараон соответственно ужесточал режим рабства. Впрочем, в любом правиле есть исключения — последняя казнь (смерть первенцев) продолжалась всего одну ночь.
Десятого нисана 2448 года евреям было велено подготовиться к последней, десятой казни. Послушались, увы, не все, и соответственно, на свободу вышли по разным данным от 20 до 35 процентов всего еврейского народа 3*.
А сам Исход начался в ночь с 14 на 15 нисана. Первым пунктом был Сукот. Выйдя из Рамсеса, евреи на следующий же день оказались в Сукот. Здесь следует отметить, что наш Исход вовсе не был бегством — это было хорошо организованное мероприятие, причем каждую из колонн возглавляли почтенные отцы семейств. Такой караван может пройти в день километров 20–25, но, тем не менее, преодолев расстояние в 120 миль, евреи добрались из Рамсеса в Сукот меньше чем за сутки. Тут, кстати, мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой сверхъестественного вмешательства — все наши рассуждения основаны на простейшей логике, а потом вдруг выясняется, что слуга Авраhама, Элиэзер умудрился за сутки добраться из Беер-Шевы в Дамаск или три миллиона человек с тяжело гружеными повозками и ручной кладью преодолевают за сутки 120 миль — и становится понятно, что ничего наши рассуждения и расчеты не стоят. Но все же…

Маршрут Исхода

Определить границы Исхода так же тяжело, как и маршрут. Существует как минимум четыре версии маршрута: северная (вдоль средиземноморского побережья), южная (вдоль красноморского) и две центральных (посреди Синайского полуострова). Точной и документально подтвержденной карты у нас нет. Названия пунктов, где евреи останавливались, есть, но их местоположение неизвестно, и можно только примерно предполагать, где они находились, не более того… Опять же, можно попытаться произвести расчеты руководствуясь логикой и здравым смыслом, хотя, как мы видели это раньше, и еще увидим в процессе Исхода, это не всегда оправдано.
15 нисана евреи отправились в путь из Раамсеса в Сукот. Где находится Сукот науке пока неизвестно, но в Торе сказано: “И было, когда отпустил Пар’о [фараон] народ, то не повел их Б-г по пути (через) землю Плиштим, ибо близок он” (Бешалах, 13:17). Есть, кстати, мнение, что их не повели через земли плиштим, чтобы кости 300 тысяч погибших не деморализовали бывших рабов. Поскольку плиштим проживали на побережье Средиземного моря, контролируя самый легкий и удобный пусть в Ханаан — Приморский тракт, то Сукот должен был располагаться где-то в стороне от побережья. Вероятнее всего, они двинулись к середине Суэцкого перешейка.
На второй день, выйдя из Сукот, евреи отправились в Этам, “что на краю пустыни” (Бешалах, 13:20). Комментаторы объясняют, что Этам находился не только на краю пустыни, но и на границе Египта, так что вполне возможно, что именно с этого момента (перейди они сейчас границу) и можно было бы говорить о настоящем исходе из Египта.
Но евреи не уходят из страны. Наоборот, следуя указаниям Свыше, они поворачивают (возвращаются) и весь третий день идут внутрь Египта к Пи hа-Хирот. Как идут? Говорят, что они начали двигаться вдоль берега моря. Если принять «южную» версию Исхода, то это скажет нам, что, скорее всего, Суэцкий залив в те времена, тянулся гораздо дальше на север, чем сегодня, а современное озеро Тимсах и соседние с ним Горькие озера соединялись друг с другом. По поводу Пи hа-Хирот одни считают, что это Пи-Кирехет, который находился на юго-западной оконечности озера Тимсах и был центром культа Осириса, другие предполагают, что это был Питом, один из городов-хранилищ, построенных евреями. Народ останавливается между Мигдалем и морем, рядышком с Баал-Цфоном — самым близким к Ханаану местом.

Рассечение моря

Узнав о том, что евреи вернулись, фараон решает, что они просто-напросто заблудились и пустыня «замкнула их в себе». Снаряжается карательная экспедиция, но чем это все закончилось — известно.
Из подробностей перехода с через море стоит отметить, что, оказавшись зажатыми между морем и приближающимися колесницами фараона, часть народа настаивала на сдаче в плен, часть — на гибели с оружием в руках, часть — на попытке убить себя, но не сдаться. Моисей отверг все варианты, предложив положиться на волю Всевышнего. Дальше подул сильный восточный ветер, который начал отгонять воду от берега и тогда Нахшон бен Аминадав 4* из колена Иеhуды первым вошел в воду. Он шел до тех пор, пока вода не подступила к горлу, после чего обратился к Нему со словами: «Всевышний, я сделал все что мог. Теперь – Твоя очередь». Вода продолжала расступаться, и тут в воду пошло колено Биньямина, опередившее колено Иеhуды, собиравшихся вслед за своим вождем. На берегу Ям-Суф едва не вознила стычка, так все стремились исполнить волю Всевышнего.
Неизвестно только, где все это происходило. Сторонники северной версии настаивают, что это был один из заливов Средиземного моря, благо там растет камыш и бывают сильные ветры, отгоняющие воду. Сторонники центральных версий настаивают на Горьких озерах, которые тоже не были обделены ни тростником, ни ветром. Сторонники южной версии намекают на море Красное, где ветры еще сильней, а тростники вполне могли расти 3000 лет назад.

Странствия по пустыне

В случае, пройдя Ям-Суф (оно же Чермное, Тростниковое, Камышовое море) евреи вышли в пустыню Шур (в другом месте ее называют пустыней Этам), в северной части Суэцкого залива (пустыня в южной его части называется Син). Пройдя по пустыне три дня (караван за это время проходит примерно 72 км), наши путешественники оказываются в Маре. Из Мары, где им пришлось испить горькую воду, путь евреев лежал в Элим, откуда путники вновь возвращаются к Чермному морю, и уходят на юг, в пустыню Син. Добираются они туда 15 числа месяца ияр, то есть ровно через месяц после начала исхода. Здесь евреи впервые попробовали ман (манну небесную) и не переставали есть его в течение 40 лет, пока не оказались в Эрец-Исраэль.
Из пустыни Син евреи переходят в Дофку, оттуда в Алуш и далее в Рефидим. Это место большинство исследователей идентифицирует с оазисом Фейран, в котором находится наиболее плодородная земля Синайского полуострова. Но некоторые специалисты идентифицируют Рефидим с узким вади эль-Ватийе, расположенным в 43 км от Фейрана.
В Рефидиме (а он, судя по дальнейшему развитию событий, находился неподалеку от Хорева) Моше добывает воду из скалы. В дальнейшем именно из-за этого эпизода он не получит права войти в Эрец-Исраэль. И там же, в Рефидиме, евреи в первый раз сталкиваются с Амалеком
Победив Амалека, наши предки уходят из Рефидим и отправляются в пустыню Синай, куда прибывают 1 числа месяца сиван. Как было предсказано Всевышним, когда Он впервые открылся Моше через пророческий образ горящего куста (см. Шмот, 3:12), Моше привел сюда еврейский народ, чтобы тот узнал о Б-ге своих предков и начал служить Ему у горы Синай.
Точное месторасположение горы Синай неизвестно, но, вероятнее всего, она должна была располагаться в центральной части полуострова. В пользу этого говорит то, что гора Синай была невысока (север Синая — равнина, юг — высокие горы), хотя Моисей поднимался на вершину 6 часов. И, кроме того, перед горой должно было быть достаточно места, чтобы расположить лагерь израильтян (на юге полуострова таких долин нет — сплошные горные массивы).
Получив у горы Синай Тору, наши предки вновь отправились в путь и расположились в Киврот-hа-Таава, откда их путь лежал в Хацерот, а из Хацерота в Ритму. Из Ритмы разведчики были отправлены исследовать землю Обетованную (значит, были уже совсем близко от границ) и именно здесь евреи были наказаны сороками годами нахождения в пустыне.
Из Ритмы — в Риммон-Перец, оттуда в Ливне, а затем в Рису. Из Рисы Моисей ведет людей в Кеhелата. Точнее, ведет не Моше, а столб (днем — дымный, ночью огненный). Из Кеhелата путь лежит к горе Шефер, затем в Харад и оттуда — в Макhелот, Тахат, Терах, Митку, Хашмона и Мосерот. Далее следуют Бен-Йаакан, Хор-hа-Гидгад, Йотвата, Аврона, Эцион-Гевер (некоторые склонны ассоциировать его с нынешним Эйлатом).
Из Эцион-Гевера путь лежит в пустыню Цин, она же Кадеш (современная пустыня Цин находится в Негеве, рядом с поселением Сде-Бокер). В Кадеше евреи прожили 19 лет — половину срока своих скитаний, а затем вновь отправились в путь и расположились станом у горы Ор, на краю земли Эдома.

Смерть Аhарона и Моше

Шел сороковой год странствий… На вершине Ор, первого числа месяца ав сорокового года странствий умирает брат Моше Аарон. А евреи отправляются в путь в Цалмону, затем в Пунону и Овот. Из Овота они переходят в Ией-Аварим, расположенном на моавской границе. Следующий пункт назначения — Иим, за которым следует Дивон-Гад. Из Дивон-Гада наши предки переходят в Алмон-Дивлатаим, после чего оказываются в горах Аварим перед Нево.
И здесь мы приближаемся к развязке. Завершается сороковой год. От Аварима евреи уходят в моавские степи и располагаются на берегу Иордана, напротив Йерихо (Иерихон). Впрочем, здесь надо сделать ма-а-аленькую поправку: расположились от Бет-hа-Йешимота до Авель-hа-Шитима, на расстоянии 12 миль, (так велико было число евреев).
А дальше, 7 числа месяца адар, был уход из этого мира Моше-рабейну (Моисея), переход через Иордан, завоевание Ханаана под руководством Йеhошуа бин-Нуна (Иисуса Навина). Но это уже немножко другая история. Хотя тоже про евреев…


 



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО



Еврейское Агентство в России



МАОФ
Горячие вакансии - оператор на телефоне

Московская компания проводит набор сотрудников на вакансию оператор на телефоне.


Российский еврейский конгресс оказывает содействие еврейским общинам и организациям (форма бланка-заявки)

Благотворительный Фонд «Российский еврейский конгресс», представляющий интересы всего спектра современного российского еврейства, в соответствии со своей миссией, целями, задачами и стратегией развития Еврейской общины России оказывает всевозможную помощь и содействие еврейским общинам и организациям.


Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти»

Всероссийский профессиональный конкурс журналистов «Россия без вражды и ненависти» проводят Альянс руководителей региональных СМИ России, Московское бюро по правам человека, Союз журналистов РФ.


Jlife