Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Е-нциклопедия / Праздники / Религиозные

Рош а-Шана

Первый месяц еврейского года - это веселый месяц тишрей, в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. И как тело человека начинается с головы, так и еврейский год начинается с праздника Рош а-Шана (буквальный перевод с иврита - "Глава года"). Мы надеемся, что предстоящий год будет лучше прошедшего, и просим об этом Всевышнего, Царя Вселенной.

В то же время Рош а-Шана и Йом Кипур посвящены молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош а-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах - выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот - в отношении урожая фруктов, в Сукот - в отношении воды. В Рош а-Шана перед судом предстаёт сам человек. Этот день имеет четыре названия:

1. Новый год

Этот день, по еврейской традиции, является днем сотворения человека. Таким образом, это - день, в который стоит размышлять о Б-жественном Всемогуществе и Всеведении, Его Заботе и Милосердии ко всему сущему.

2. День памяти

День, в который мы просим Ашема вспомнить заслуги наших праотцев, а также многие великие обещания, данные Им своему народу - Израилю.

3. Судный день

Новый год – Рош а-Шана – одновременно и день суда. Перед оком Г-спода разворачиваются свитки судеб. В этих свитках рукою каждого человека записаны все его дела за минувший год, праведные и неправедные. Б-г прочитывает эти записи и вершит суд, определяя, кто умрет, а кто будет жить, кто будет беден, а кто будет богат. (По-другому эти свитки называют “Книга жизни” и “Книга смерти”). Поэтому евреи в новый год желают друг другу “хорошей записи и подписи”. Записи в свитке и подписи Всевышнего на приговоре суда.

4. День трубления в шофар

В Рош а-Шана звучит особая музыка - голос шофара, оленьего или бараньего рога, в который трубят. “В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас шабатон, поминание, трубление (в шофар). священное собрание.” (ВА-ЙИКРА 23:24) Шофар мы услышим еще раз - он возвещает о конце дня и завершении поста Йом Кипур.

Звук шофара - это призыв к раскаянию. Он зовёт нас пробудиться от рутины привычек и прошлых ошибок и начать новую жизнь в новом году. Он также служит нам напоминанием о Великом Шофаре, который объявит наступление Мессианской Эры.

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА РОШ А-ШАНА
1. Приготовления

Приготовления к Рош а-Шана начинаются за месяц до него. С начала Элула принято трубить в шофар каждое утро после молитвы в синагоге для того, чтобы призывать людей к раскаянию перед Днём Суда. Восточные и сефардские евреи начинают в Элул читать "Слихот" - покаянные молитвы - на рассвете. Ашкеназские общины начинают чтение "Слихот" на исходе Субботы, предшествующей Рош а-Шана, при условии, что до него остаётся не менее четырех дней. С началом праздника принято поздравлять друг друга словами: "На добрый год да будете Вы записаны.". Поздравительные открытки. В последнее время установился хороший обычай посылать поздравительные открытки с Высшими Праздниками (так называются эти дни) родственникам и друзьям, особенно тем, что далеко, с пожеланиями "Шана Това" - счастливого года и "Цом Каль" - лёгкого поста.

2. Ташлих

Ташлих - это молитва, произносимая в первый день Рош а-Шана на берегу реки, моря или другого водоёма, по возможности того, где водится рыба. Это - молитва о прощении наших грехов и просьба к Б-гу выполнить слова пророка "...И брошу в глубины морские все грехи их." (Миха 7:19). В Ташлихе мы просим года жизни, благословения, мира и исполнения всех наших желаний. Мы встряхиваем края нашей одежды, символически сбрасывая грехи, "прилипшие" к нам за прошедший год.

3. Шофар

Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.

Два раза - длинное трубление, затем короткое трубление - надрывный стон. Дважды это знак предупреждения, дважды - победы. Предупреждения - о том, что человек может ухудшить свою жизнь, усугубить свои беды; победы - над привычной рутиной жизни. Ведь есть же Новый год, есть врата надежды.

Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)снова ткиа — протяжный непрерывный звук. Это три вести шофара:

1) первая ткиа пробуждает нас от ежедневного застоя и напоминает о Всевышнем и нашем долге перед Ним;

2) труа звучит как сигнал тревоги; она "сотрясает" наш ум и сердце сознанием того, насколько далеки мы от своего предназначения;

3) заключительная ткиа призывает нас сделать необходимые выводы и с верой принять решение исправить и улучшить свою жизнь.

Три стадии звучания шофара соответствуют трем этапам тшува:

1) видуй — признание, исповедь перед самим собой; это первый этап — ткиа;

2) харата — раскаяние, чувство глубокого сожаления о содеянном, угрызений совести; этому этапу соответствует труа;

3) кабала аль ге-атид — твердое решение больше никогда не совершать подобных проступков, всегда быть до конца честным и исполнять свой долг; этому этапу соответствует последняя ткиа.

 

4. Асерет Йемей Тшува - Десять Дней Раскаяния

Десять дней от Рош а-Шана до Йом-Кипура включительно известны как Десять Дней Раскаяния. Раскаяние на иврите – “тшува”. Как уже говорилось, Рош а-Шана – это день суда. Но решение, объявляемое в этот день еще не окончательное. У еврея есть еще 10 дней, за которые можно вспомнить все, что сделано за минувший год, покаяться в дурных делах, совершить добрые поступки, чтобы “уравновесить” свои грехи. Это - время размышлений, переосмысления мыслей и поступков и благотворительности.

Если человек нарушил одну из заповедей Торы, предписывающую или запрещающую, намеренно или неумышленно, он должен покаяться перед Б-гом, раскаявшись и отвернувшись от своего греха: “Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, ... пусть исповедается в грехе своем” (Бемидбар, 5:6-7). Это означает словесную исповедь. Как человек исповедуется? Он говорит: “О Г-поди, я грешил, я совершал зло, я восстал против Тебя и сделал это... Я сожалею теперь и стыжусь; я никогда не сделаю этого снова”. Это представляет собой основную часть исповеди.

Эти дни уподоблены Хол-а-Моэд - полу-праздничным дням - и поэтому в них не принято проводить свадьбы и торжества. Настроения вдумчивости и доброты должны царить в это время, равно как и выполнение заповедей с особой тщательностью.

5. Пост Гедалии

Следующий после Рош а-Шана день - пост Гедалии. Гедалия был потомком Дома Давида и он был назначен губернатором Иудеи после того, как Первый Храм был разрушен Вавилонянами. С этим назначением возникла надежда у евреев, оставшихся в Иудее , что их монархия и независимость будут иметь продолжение. К несчастью, Гедалия был убит и, по всей видимости, в Рош а-Шана. Пост в память о нем был установлен на следующий после Рош а-Шана день и стал постоянной датой еврейского календаря. Евреи Иерусалима и всей Иудеи были настолько потрясены этим убийством, что большинство их покинуло страну. Даже сам пророк Иеремия был вынужден искать убежища в Египте.

6. "Шабат Шува"

Суббота между Рош а-Шана и Йом-Кипуром - это особая Суббота, называемая "Шабат-Шува" или Суббота Покаяния . Сказано, что тот, кто безупречно проведёт эту Субботу - получит прощение за все предыдущие Субботы года, проведенные не так безупречно.

7. Праздничная трапеза, яблоки и мед

Различные символические виды пищи употребляются в праздничной трапезе первой ночи (а по некоторым мнениям - и второй ночи) Рош а-Шана и над каждым блюдом произносится короткая молитва, соответствующая символу. Обычай этот основан на талмудическом изречении.!!! Абайе учил: "В начале года каждый человек должен приучить себя есть тыкву, гранат, лук порей, свеклу и финики" (Орайот, 12а). Одни продукты - сладки и символизируют сладкий год, другие - дают богатый урожай и символизируют богатство заслуг (Раши). Некоторые из них означают увеличение добрых дел (мицвот) еврейского народа, другие соответствуют уничтожению и стиранию еврейских грехов о врагов (Мордехай, "Ор Заруа").

Яблоки и мёд:

В ночь Рош а-Шана есть почти всеобщий обычай обмакивания первого куска халы в мёд. После того, как хала съедена, каждому участнику даётся кусочек яблока, обмакнутого в мёд, на который говорится благословение.

ЙОМ-КИПУР
Йом-Кипур - один из важнейших дней еврейского календаря. В Торе сказано: "И сказал Г-сподь Моще, говоря: "Но в десятый день седьмого месяца этого - день искупления; священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши [постом], и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в этот день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим... А если кто-то будет делать какую-либо работу в этот день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; это устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего" (Вайикра, 23:16-31).

 Йом-Кипур – последний из 10 дней раскаяния. Когда солнце скрывается за горизонтом, свитки судеб сворачиваются, высший суд заканчивается на закате с последним звуком шофара.

В канун Йом-Кипура принято давать больше чем обычно денег на цдаку.

Грехи, совершенные по отношению к ближнему, не прощаются Всевышним в Йом-Кипур. Поэтому обидчику нужно просить прощения у обиженного. В свою очередь, последний не должен отказываться от примирения, иначе его молитва не будет принята на Небесах.

Перед наступлением Йом-Кипура следует устроить обильную трапезу. Не следует, однако, есть тяжелую или острую пищу, чтобы не затруднить пост.

Перед уходом в синагогу отец благословляет детей.

Тора уточняет, что пост начинается с вечера девятого дня (следовательно, до заката, когда еще светло) и продолжается до вечера следующего дня, то есть до появления первых трех звезд.

Все запреты, действующие в субботу, распространяются и на Йом-Кипур. Кроме того, не разрешается есть, пить, натираться маслами и кремами в косметических целях, носить кожаную обувь. В Йом-Кипур нельзя мыться, можно лишь смыть грязь, если человек испачкался, а также вымыть пальцы после посещения туалета.

В Йом-Кипур запрещена интимная близость между супругами.

В субботу обычно не постятся, но если Йом-Кипур выпал на этот день, пост соблюдают.

Детям, не достигшим девяти лет, поститься не разрешается. Начиная с девятилетнего возраста детей нужно постепенно приучать поститься большую часть дня. Начиная с тринадцати лет подростки должны соблюдать пост наравне со взрослыми.

Того, кто заболел вследствие соблюдения поста, необходимо немедленно накормить. Если врач запрещает кому-либо поститься, надо следовать его совету. В любом случае за советом желательно обратиться к раввину.

Женщине, у которой начались роды (с момента первых схваток) или которая родила (в течение первых трех дней), поститься категорически запрещено, даже если она на этом настаивает. С третьего по седьмой день после родов она может поститься, если пожелает. В этот период ей разрешается немедленно прервать пост, как только она почувствует себя плохо.

Молитвы Йом-Кипура начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты"), чья мелодия известна, можно сказать, всем евреям, даже очень далеким от религии. Заключительная молитва, время которой - на следующий день вечером, называется "Неила", что означает "Закрытие [Небесных врат] ". Почти все дневное время между этими молитвами люди проводят в синагоге.

В Йом-Кипур принято одеваться во все белое. Многие облачаются в китл. Обычай этот освящен временем. Он напоминает о белых саванах, а которых хоронят умерших, о бренности земного существования. С другой стороны, белые одеяния символизируют чистоту, напоминая о пророчестве: "Если будут грехи ваши [красны] , как пурпур, - станут белыми, как снег: если будут красны, как багрянец, - станут [белыми] , как шерсть" (Йешаягу, 1:18).

Завершается Йом-Кипур протяжным звуком шофара, символизирующим Синайские откровение и напоминающим тот трубный звук, которым в древности отмечали начало юбилейного года, года освобождения. Сразу же по окончании Судного дня принято начинать приготовления к наступающему через четыре дня празднику Сукот.



Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Улыбка Рамона
Урок немецкого
«Без памяти народа у него нет будущего»
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru