Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Е-нциклопедия / Праздники / Религиозные

Суккот, Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

Эрев-Суккот, канун праздника.


Накануне Суккота "переселяются" в сукку (шалаш). Многие евреи приступают к строительству сукки и покупают растения четырех видов ("арба миним") сразу после Судного дня. Надо спешить: для подготовки к веселому празднику Суккот остается всего четыре дня.

Женщины читают "шеэхеяну" при зажигании субботних и праздничных свечей в сукке. Мужчины произносят традиционное благословение одновременно с кидушем (благословением на вино). Читают также первую часть молитвы "Ушпизин" в честь семи высокочтимых гостей, библейских пастырей еврейского народа. В первый день ими предводительствует наш праотец Авраам.

15 Тишрея. Первый день праздника Суккот.

Во время утренней молитвы "Шахарит" читают: полный "Алель", книгу "Коэлет" ("Экклезиаст"), добавочную молитву "Мусаф" с субботними вставками. Трапеза проводится в сукке. Четыре растения не берут в руки из-за субботних ограничений.

16 Тишрея. Второй день Суккота, полупраздник ("холь-амоэд"); в диаспоре второй день праздника.

Этот день живут в сукке, читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним". 

17 Тишрея. Третий день Суккота, полупраздник. Читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним", произносят заповедь сукки.

18 Тишрея. Четвертый день Суккота, полупраздник. Читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним", произносят заповедь сукки.

19 Тишрея. Пятый день Суккота, полупраздник. Читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним", произносят заповедь сукки.

20 Тишрея. Шестой день Суккота, полупраздник. Читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним", произносят заповедь сукки.

21 Тишрея. Седьмой день Суккота. Ошана-Раба. Читают полный "Алель", мусаф, возносят "арба миним", произносят заповедь сукки. В этот день проводят специальное Б-гослужение. Возвышение для чтения Торы обходят с четырьмя растениями не один раз, как в предыдущие дни, а семь раз. Затем откладывают в сторону "арба миним", берут в руки пучок ивовых прутьев и бьют ими об пол пять раз. Канун субботы и праздника Шмини-Ацерет (в Израиле также "Симхат-Тора") с "акафот", танцами со свитками Торы.

22 Тишрея. Праздник Шмини-Ацерет (и "Симхат-Тора"). Читают полный "Алель". В Эрец-Исраэль - устраивают "акафот", танцы вокруг возвышения со свитками Торы. Назначаются два "жениха": "хатан-Тора", завершающий годовой цикл чтения Торы, и "хатан- Берешит", начинающий новый цикл с первого раздела "Берешит". Читают мусаф с субботними вставками, "тфилат а-гешем" (молитву о дожде в Эрец-Исраэль) и поминальную молитву по умершим родственникам "Изкор" (накануне перед праздником вместе с праздничными и субботними свечами зажигают и поминальную свечу).

23 Тишрея. В диаспоре - праздник "Симхат-Тора".


НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ.

Цикл, включающий три еврейских праздника, сопровождавшихся в эпоху Храма обязательным паломничеством в Иерусалим ("шалош регалим"), начинается весной в Песах и завершается осенью Суккотом. Эти праздники связанны с Исходом из Египта, Дарованием Торы и сорокалетними скитаниями сынов Израиля по пустыне. В Эрец-Исраэль они имеют также сельскохозяйственное значение, поскольку совпадают по времени с уборкой ячменя в Нисане-апреле, сбором первых плодов (Сиван-июнь) и уборочной страдой на полях и виноградниках (Тишрей - октябрь/октябрь). Между духовным и природным (сельскохозяйственным) аспектами этих праздников существует тесная связь. Эта связь напоминает нам о том, что подлинным источником всех событий и всех богатств является Б-г, Творец вселенной.

Весной мы отмечаем праздник Свободы, установленный в память о нашем Исходе, когда мы вышли из рабовладельческого Египта и стали свободным народом. В период созревания урожая мы празднуем Дарование Торы ("Матан-Тора"), ибо в тот день - 6 сивана - мы стали "светочем" для всех народов, носителями высшей Б-жественной истины. Наконец, Суккот завершает цикл роста и мужания, ибо в то время мы покинули пустыню и начали готовиться к вступлению в Землю обетованную. Праздник Суккот называется "зман симхатейну" - "время нашей радости". Он отмечается семь дней - с 15 по 21 Тишрея. Восьмой день - 22 Тишрея - отдельный праздник, называемый Шмини-Ацерет. Тогда же мы празднуем Симхат-Тора, символизирующий возобновление годичного цикла чтения Торы. (В диаспоре Шмити-Ацерет отмечается на восьмой день, а Симхат-Тора - на девятый).

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА СУККОТ

1. Хаг а-суккот. Праздник шалашей.

В Торе сказано: "В пятнадцатый день седьмого месяца - праздник Суккот, семь дней - Б-гу" (Ваикра, 23:34). И далее: "В шалашах живите семь дней; все жители Израиля должны жить в шалашах. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской..."(23:42,43).

Этот праздник напоминает еврейскому народу о его странствиях в пустыне после выхода из рабства. Это был период национального и духовного освобождения перед вступлением в Эрец-Исраэль. Духовная сущность Израиля сформировалась в пустыне; там мы получили Тору. Даже после скитаний, прийдя на родину - в Страну Израиля, мы будем помнить тяготы сорокалетней жизни в пустыне и милость Всевышнего, "который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи ядовитые и скорпионы, где жажда и нет воды; извлек для тебя воду из скалы кремнистой, кормил тебя в пустыне маном, которого не знали твои отцы" (Дварим, 8:15,16).

Сукка - напоминание о нашей свободе. Тора заповедует нам жить в сукках семь дней. Мы покидаем наши дома и поселяемся во временных жилищах во исполнение воли Творца, выраженной в Его Торе. У этой заповеди есть две главные причины - историческая и этическая.

Историческая причина. Тора заповедовала нам жить в сукках, чтобы мы помнили об Исходе из Египта и о странствиях по пустыне, где наши предки жили сорок лет в шатрах и временных убежищах. Сукка - это символ постоянной защиты, которую Б-г дает еврейскому народу.

Этическая причина. Тора требует, чтобы в период благополучия и материального процветания мы обращались к Б-гу и помнили, насколько мы зависим от Его милосердия и защиты. Собрав богатый урожай, мы не должны впадать в самодовольство. Именно в эти дни мы обращаем взор к Творцу и вспоминаем, что все, чего мы достигли, безопасность и богатство - от Него.

Каждый вечер мы приглашает в нашу сукку одного из семи выдающихся персонажей еврейской истории: Авраама, Ицхака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Чтобы быть достойными таких высоких гостей, мы приглашаем и других людей, в первую очередь бедняков и тех, у кого нет возможности построить собственную сукку.

2. "Хаг а-асиф". Праздник уборки урожая.

Суккот называют также "хаг а-асиф", праздником урожая. В Торе говорится: "Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из винодельни твоей." (Дварим, 16:13).

Почему мы веселимся в "Хаг а-асиф"? Нет более естественной радости, чем радость урожая. Мы тяжело трудились весь год и теперь собираем плоды своего труда - зерно и фрукты. Тора соединяет эту радость с радостью исполнения заповеди, радость материальную с духовной. Сельскохозяйственный цикл начинается в Израиле с зимних дождей ("малкош"), которые размягчают землю, готовя ее к посевной страде. Весной, в дни Песаха, проводится первая жатва (уборка ячменя). Через два месяца наступает лето. Именно в это время, к празднику Шавуот поспевают пшеница и фрукты. Крестьяне продолжают собирать урожай, они молотят, просеивают зерно, закладывают его в закрома. Работа завершается в октябре, к празднику Суккот. Суккот - время, когда урожай собран и помещен в амбары и зернохранилища. Это чувство надежности, обеспеченности на весь предстоящий год, "уверенность в завтрашнем дне" дают нам повод для радости и веселья.

"Арба миним" - четыре растения.

Чтобы мы могли лучше и полнее выразить свою благодарность Творцу за богатый урожай, Тора заповедует нам сделать "букет" из


этрога (цитрона),


лулава (пальмовой ветви),


адаса (мирта)


и аравы (речной ивы).

Объясняя эту заповедь, рабби Меир Злотовиц говорил: "мы берем самый приятный плод Страны Израиля, ветви с самым благоуханным запахом, самые красивые листья, а также лучшие травы и ивовые ветви, растущие у ручья". Он добавляет, что "арба миним" обладают также следующими достоинствами:

а) они изобильно растут в Эрец-Исраэль и поэтому доступны всем евреям;

б) они сохраняют свежесть всю праздничную неделю;

в) они очень красивы.

 Мудрецы Талмуда установили особый порядок вознесения этих растений ("нетилат-лулав") - их надо протягивать, слегка потряхивая, в шесть сторон: на север, запад, юг, восток, вверх и вниз. Эти движения символизируют наше признание того факта, что Б-г всеведущ, что Он присутствует в любой точке вселенной. Каждый день Суккота (кроме шаббата) мы совершаем "нетилат-лулав", держа этрог в левой руке, а "букет" из трех других растений - в правой руке, причем руки и растения должны быть соединены.


Символика "АРБА МИНИМ".

Первое толкование.

Четыре вида растений, которые используют в Суккот, соответствуют разным человеческим качествам. В мидрашах (притчах и образных комментариях) даются разные толкования заповеди "арба миним", из которых можно вывести нравственные уроки.

В одном из комментариев сказано: "Подобно этрогу, съедобному плоду с приятным запахом, некоторые евреи обладают глубокими познаниями в Торе и совершают добрые дела. У лулава съедобные плоды, но он без запаха. Его можно сравнить с евреями, изучающими Тору, но не совершающими добрых дел. Адас имеет приятный запах, но он не съедобен. Точно так же некоторые евреи занимаются благотворительностью, помогают ближним, но не знают Тору.

Арава, растение без запаха и без вкуса, похожа на тех евреев, которые не обладают познаниями в Торе и не совершают добрых дел.

Б-г хочет, чтобы мы, евреи всех "типов" и характеров, придерживающиеся разных убеждений, были связаны вместе. Только единство спасет нас от уничтожения, потому что заслуги наших праведников защитят всех других. Вот почему Моисей повелел сынам Израиля взять растения четырех видов и связать их вместе...".

По книге "Песикта рабба" (51:2).

Второе толкование.

Четыре вида растений сравниваются с частями тела.

В другом мидраше иначе объясняется смысл "арба миним". Здесь каждое растение представляет одну из четырех главных частей человеческого организма. Хребет лулава похож на позвоночник и нервную систему; адас подобен нашим глазам; арава - устам; и этрог напоминает своей формой сердце человека.

Это - четыре важнейших органа. Поэтому когда мы держим вместе "арба миним", мы как будто читаем стих из псалма 35: "Все кости мои скажут: "Г-споди, кто подобен Тебе!" Так мы учимся служить Всевышнему всем своим существом, всеми помыслами и действиями".
 


По книге "Ваикра рабба" (30:14).

Где росли "АРБА МИНИМ".

Идя на праздник в Иерусалим, евреи, жившие на равнине, брали с собой красивые этроги, а жители горных районов - адасим. Поселенцы Негева доставляли в Святой город ветви пальмовых деревьев (лулавим), а жители Иорданской долины - приносили ветки речной ивы (аравот). В Иерусалиме все эти растения соединяли в один "букет" в знак единства еврейского народа.

3. Холь а-моэд. Полупраздничные дни.

Второй, третий, четвертый, пятый и шестой дни Суккота (в диаспоре - с 3-го по 6-й) называются полупраздничными - "холь а-моэд". Симхат бейт ашоэва - Нисух а-маим. В Суккот Небесный суд выносит решение о количестве дождей, которые выпадут в новом году. Поэтому воде уделяется особое внимание в празднествах Суккота. В эпоху Иерусалимского Храма воду черпали из источника Шилоах, находившегося у стен Святого города. Эту воду торжественно доставляли на Храмовую гору и лили на храмовый жертвенник, прося Всевышнего, чтобы наступивший год был отмечен обильными дождями. Эта церемония называлась "Симхат бейт ашоэва" - праздник черпания воды и "Нисух а-маим" - поливание воды на жертвенник. Эти церемонии сопровождались необычайным весельем. Мудрецы сообщают: "Тому, кто не видел "Симхат бейт ашоэва", неведома настоящая радость". Сегодня мы вспоминаем об этих церемониях на особых торжествах, которые устраивают каждый вечер в холь-амоэд - промежуточные дни Суккота. Они отмечены весельем, музыкой и танцами.

Ошана.

Каждый день Суккота вслед за утренними молитвами "Шахарит" и "Алель" мы читаем "Ошанот" - благодарственные молитвы за спасение Израиля. Молящиеся повторяют строчки этой молитвы вслед за кантором, держа в руках четыре растения и обходя "биму", возвышение в центре синагоги, на котором читают свиток Торы.

Ошана-Раба.

 Седьмой день Суккот называется "Ошана-Раба". Молящиеся обходят "биму" не один раз, как в другие дни, а семь раз. Они держат в руках "арба миним" и читают специальные молитвы "Ошанот", предусмотренные для этого дня. Затем "букеты" из четырех растений откладывают в сторону, берут пучки "аравы", ивовых прутьев, и бьют ими о пол - так поступали священнослужители- коэны в древнем Храме, когда обходили жертвенник. 

Эта церемония называется "хибут арава" и означает обновление нашей веры в Творца и Б-жественное Провидение, подобно тому, как Б-г постоянно обновляет природные циклы. В этот день окончательно закрепляются приговоры, вынесенные в Йом-Кипур, поэтому он отмечен особой торжественностью. В ночь "Ошана-Раба" многие евреи бодрствуют, проводя ее в изучении Торы. У грешников остается последний шанс убедить Б-га, пересмотреть неблагоприятный приговор, вынесенный в Йом-Кипур, и внести в него благие изменения.

В литургии "Ошана-Раба" содержатся упоминания о Храме и просьба о ниспослании дождя в "свое время".

4. "Шмини-Ацерет" - Собрание в восьмой день.

Восьмой день считается отдельным праздником, хотя он тесно связан с Суккотом. В самом его названии содержится указание на то, что он наступает сразу после семи дней предыдущих празднеств. Мы уже не живем в сукке и не возносим "арба миним". Этот праздник отмечен простой и всем понятной радостью. В самом слове "ацерет" (собрание) содержится мысль о любви Б-га с Своему народу. После того, как евреи завершили семидневный праздник в Иерусалиме, Пресвятой, да будет Он благословен, говорит им: "Дети мои, не спешите. Останьтесь у Меня еще на один день, ибо расставание с вами печалит Меня".

В этот день, прежде чем приступить к "Мусафу", добавочной молитве, мы читаем особое прошение о ниспослании дождя на весь год вперед. Литургия "Шмини-Ацерет" включает в себя также "Изкор", молитву, в которой мы просим Б-га вспомнить души наших умерших родственников. 


Источник:
ИСТОЧНИК
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Улыбка Рамона
Урок немецкого
«Без памяти народа у него нет будущего»
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru