Праздники
История
Персоналии
Земля обетованная
Тора
Государство Израиль
Общины мира
Регионы России
Книжные новинки
Он-лайн библиотека
Среда поэта
Еврейский взгляд
Дайджест
Я - еврей
Мишпоха
Мужчина и женщина
Еврейская кухня
Знаменитости
Стиль жизни
Арт-сфера
Мода по-еврейски
Кошерный юмор
Общинное строительство
Образование
Трудоустройство
Репатриация
Иммиграция
Каталог Интернет-ресурсов
Знакомства
Форумы
Поиск людей
Объявления
Поддержка еврейских общин и организаций
Наши проекты
RJC.ru
Еврейская жизнь в России- JLife.Ru
Антисемитизму - нет!

   Е-нциклопедия / Праздники / Религиозные

Ту би-Шват

Ту би-Шват - Новый год деревьев

В еврейском календаре есть несколько "новыx годов". В трактате Мишны "Рош ха-Шана" говорится, что у года есть четыре начала: 1-ое Нисана-начало года для отсчета месяцев; 1-ое Элула-начало года для отделения десятины приплода скота; 1-ое Тишрей-начало календарного года; 15-ое Швата-начало года для отделения десятины урожая деревьев. Число "15" изображается в иврите бyквами тет-вав, поэтомy 15 Швата = тет-вав би-Шват, что произносится как Тy-би-Шват. До этой даты обычно выпадает большинство дождей, поэтомy она отделяет yрожай одного года от yрожая дрyгого года, чтобы можно было отделить "маасер"- "десятинy" для каждого года отдельно. 


Отделение десятины

Праздник 15 Швата не yпомянyт в Торе. Он yстановлен Мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого. Тора предписывает каждомy еврею ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx слyжбой в Храме, а также в пользy бедныx -"дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле рyк твоиx, которое ты бyдешь делать" (Второзаконие 14:29). Посколькy такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено отделять десятинy от yрожая одного года в счет десятины от yрожая дрyгого года. Поэтомy возникла потребность в yстановлении начала Нового года для деревьев.

Семь плодов

На Тy би-Шват yстраивают праздничнyю трапезy с "семью видами плодов Земли Израиля", перечисленными в стиxе Торы: "Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю xорошyю, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградныx лоз, и смоковницы, и гранатовыx деревьев, в землю масличныx деревьев и финикового меда" (Второзаконие8:7). Т. е принято есть: пшеницу, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.

1. ПШЕНИЦА - Хита

Важная роль пшеницы в жизни человека ставит ее на первое место в списке "семи плодов". С древних времен пшеница считалась самой важной культурой среди зерновых: из нее изготавливается хлеб. На Шавуот - праздник первых плодов - первой в Храм приносили именно пшеницу. 

2. ЯЧМЕНЬ - Сеора

Так как ячмень требует меньше воды чем пшеница и может расти даже в бесплодных областях Негева он всегда был, и остается очень важным для Израиля. Так как ячмень созревает раньше пшеницы, урожай можно собирать уже в месяце Нисан. Именно поэтому во второй день Песаха в Храм приносили, в виде пожертвования, сноп ячменя нового урожая - "омер", который сжигали в ночь на 16 Нисана. Хлеб приготовленный из ячменя рассматривался как "хлеб бедных людей", возможно потому что он был не так вкусен как хлеб из пшеницы. 

3. ВИНОГРАД- Гефен

Человек культивировал виноград с самых древних времен: первый виноградник, упомянутый в Библии был обработан Ноем после Всемирного Потопа. Виноградное вино используется в многих еврейских ритуалах и церемониях. 

4. ИНЖИР (фиговое дерево) - Теина

Сладкий, вкусный фрукт созревает в самый жаркий период лета, поэтому инжир едят свежими или сушенными. В Библии инжир является символом плодородности. Также, согласно Библии, Адам и Ева, вкусивши этот запретный плод окрыли свою наготу и были изгнаны из рая.

5.  ГРАНАТ - Римон

В старой ивритской песне Яакова Орланда поется о гранате: Аромат гранатового дерева источает запах Мертвого моря и Иерихона. Гранат цветет красивыми красными цветами, и имеет темно-красный плод, зерна которого являются символом плодородия. Форма граната использовалась в декоративных целях: колокольчики римоним использовались для украшения свитков Торы.

6. ОЛИВА - Заит

Оливковое дерево одно из самых древних и широко распространенных деревьев в Эрец-Исраэль. В Галилее растут деревья, возраст которых несколько тысяч лет. Листья оливы зеленые круглый год, корни очень сильны, а обратная сторона листьев отражает солнечный свет. В библейские времена оливковое масло использовалось для помазания священников и королей. Очищенное оливковое масло использовалось для зажжения миноры. Оливковая ветвь - символ мира, она была доказательством для Ноя, что потоп закончился. Олива - часть эмблемы Государства Израиль, глубокие корни которого символизируют сильную привязанность еврейского народа к земле Израиля. 

7. ФИНИК - Тамар

Финик - самый сладкий плод, и в земле Израиля росли такие финики, сок которыx (финиковый мед) капал из ниx сам. В Талмyде рассказывается история про одного Мyдреца, который пришел в Землю Израиля и yвидел коз, пасyщиxся под финиковой пальмой. Козы были настолько тyчными, что молоко иx капало на землю и смешивалось с соком, капавшим из фиников. И он воскликнyл: "Действительно, вот земля, текyщая молоком и медом!"
 

Традиция сажать деревья

Традиция сажать деревья на праздник Ту би-Шват появилась совсем недавно, в конце прошлого века, когда первые поселенцы начали прибывать в Эрец-Исраэль. Страна в то время была совсем пyстой, и с большим трудом могла прокормить своих сыновей. А они посадили эвкалипты и осyшили болота, посадили леса и провели водy, yстроили поля и фрyктовые сады. Земля расцвела. Однако важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе (книга Левит 19:23) сказано: "Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево..." - то есть каждый еврей, поселившись в Земле, обязательно должен посадить дерево. Посадка дерева - это действие, посредством которого человек подражает Всевышнемy и приближается к Немy: как Всевышний посадил Сад Эденский, так и человек должен сажать сады.

Сама Тора уподоблена дереву: "Она - Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее - счастливы". (Мишлей 3:18). Праведник также уподоблен дереву: "Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно" (Псалмы). Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела "плодами". Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? "Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде"? (Дварим 20:19). Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: "Когда это дерево принесет плоды?" Тот ответил: "Через семьдесят лет". "Ты уверен, что доживешь до этого?" - спросил рабби Хони. Человек ответил: "Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей" (Таанит 23).

 Как празднуют Ту би-Шват?

В диаспоре обычно едят фрукты привезенные из Израиля, чаще всего в засушенном виде. Европейские евреи празднуют Ту би-Шват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120-134) после каждого вида фруктов. Восточные евреи следуют мнению "святого Ари" (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту би-Шват.

По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов! У каббалистов и мистиков, живших в 16 веке в Испании в Сфеде был обычай седера на Ту би-Шват, подобно седеру на Песах. Они выпивали 4 бокала белого и красного вина, которые смешивали по-разному: сначала белое вино, затем белое и немного красного, далее половина на половину и в конце красное. Этими различными цветами символизировались изменения природы Израиля в течение года. В конце лета цветет много белых растений. После выпадения обильных дождей осенью, начинает цвести розовая лаванда. Позже появляется все больше и больше красного.
 

Ту би-Шват  - вегетарианский праздник?

Седер на Ту би-Шват, в который принято есть фрукты и орехи, петь песни и цитировать Библейские тексты, связанные с деревьями и фруктами, является единственным ритуальным приемом пищи, который состоит исключительно из растительных продуктов. Здесь прослеживается связь с "пищевыми пристрастиями" в Райском саду, на что указывает первый завет Б-га и что говорит о всеобщем вегетарианском стандарте:

И сказал Всесильный: "Вот я даю Вам всякую траву семеносную, Вам это будет в пищу"
(Брейшит 1:29)

При вегетарианском образе жизни человек использует меньше воды, земли, энергии и других ресурсов, что возлагает минимум нагрузки на экосистему Земли. Одной из основных причин для уничтожения тропических лесов сегодня является завоевывание площадей для разведения молодняка. Чтобы сэкономить 10 центов на каждом произведенном в Америке гамбургере, уничтожаются лесные массивы в таких странах как Бразилия и Коста-Рика, где обитает, по меньшей мере, половина всех разновидностей животного и растительного мира, имеющихся на Земле, что нарушает равновесие климата. Было подсчитано, что каждый вегетарианец за год спасает примерно полгектара лесного массива. Как Ту би-Шват, так и вегетарианство настоятельно "просят" охранять окружающую среду. Многие евреи нашего времени рассматривают Ту би-Шват как "День земли", а седер на Ту би-Шват - как шанс пообщаться и понять, что преобразование еврейских ценностей может способствовать сокращению многих экологических угроз нашего времени. Когда Б-г создавал мир, он мог говорить: "…и вот, весьма хорошо" (Брейшит 1:31). Все было гармонично - как это и было запланировано: водоемы и воздух были чистыми, но что же Б-г думает о мире сегодня? Что думает Г-сподь о том, что дожди, которые он посылает для питания растений, часто являются кислотными из-за промышленных химиктов? что слой озона, который разделяет небеса и землю, сплошь усеян дырами; что многообразие растений и животных, которое он создавал, уничтожается, прежде чем мы успеваем узнать об их существовании; что плодородные почвы, которые Он нам дал могут просто погибнуть; что климатические условия, которые Он нам создал по нашим потребностям, находятся под угрозой глобального потепления; Вегетарианство отвечает интересам окружающей среды, ведь количество животных в сельском хозяйстве способствует многим из современных проблем экологии, включая эрозию почвы, загрязнение воды и глобальное потепление. Ту би-Шват и вегетарианство напоминают заповеди Торы, о том что мы не имеем права без надобности загрязнять и уничтожать даже малозначительную ценность. Интересно также то, что этот запрет, который называется "Бе аль ташхит" ("Вы не должны разрушать"), основной в заботе о плодоносных деревьях, так как в Торе сказано, что даже во времена войн нельзя уничтожать их:

Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на него топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?
(Дварим 20:19)

"Бе аль ташхит" тесно связан с вегетарианством, так как он сравнивает образ жизни, базирующийся на растениях с образом жизни основанным на продуктах животного мира, а последний требует больше земли, воды, энергии и других ресурсов. Ту би-Шват подчеркивает так же значимость будущих поколений. Раньше существовал такой обычай: при рождении мальчика сажали кедр, а при рождении девочки - кипарис. Кедр символизировал силу и мощь мужчины, тогда как кипарис символизировал прекрасный запах и мягкость женщины. Когда дети становились достаточно взрослыми, они должны были заботиться о деревьях, посаженных в их честь. Ветви обоих видов деревьев должны были составлять основную часть хуппы (свадебного балдахина). Кроме того, на Ту би-Шват читаю Псалом 104 и другие Псалмы, которые указывают на то, что забота Б-га относится ко всему созданному, и иллюстрируют, что Б-г создал всю Землю как единство в экологическом балансе.

Посылает (Господь) источники в долины, между горами расходятся они, поят всех зверей полевых, дикие звери утоляют жажду. Обитают над ними птицы небесные, меж ветвей раздается голос их. Орашает горы из верхних чертогов Своих, плодами дел Твоих насытится земля. Взращивает Он траву для скота и зелень для труда человеческого, извлекает хлеб из земли. Как многочисленны дела Твои, Г-споди!
(Псалом 104)

Вегетарианство акцентирует внимание на значении животных и всех божественных созданий, так как многие люди отказываются причислять себя к обществу, плохо обращающемуся с животными, уничтожая около 9 миллионов животных ежегодно, и это только в США. Как Ту би-Шват, так и вегетарианство становятся сегодня все более популярными: Ту би-Шват из-за возрастающего интереса к вопросам экологии и охраны окружающей среды; вегетарианство из-за осознания людьми важности здоровья, из-за знания, как сейчас в мире обращаются с животными и также из-за стремления к экологической справедливости и соответствующему обращению с естественными ресурсами. Так как экосистемы мира стоят под угозой как никогда ранее, это важно, что евреи все более открывают значение экологических посланий Ту би-Швата. Нельзя также не упомянуть, что переход к вегетарианскому способу питания, т.е. к питанию, как оно практикуется на Ту би-Шват, не только представляет важный выбор каждого, но все больше также является еврейским требованием, так как условия современного содержания животных и потребления животных продуктов не совпадают со многими еврейским ценностями. А в общественном плане это необходимо для создания экономической и экологической стабильности.


Источник:
СОЮЗ
Карта сайта

О проекте

Обратная связь

Условия перепечатки

Архив IJC.Ru

Наши партнеры:

ISRALAND ПОРТАЛ - ТУТ ИНТЕРЕСНО







МАОФ

Член Ассоциации национальных журналистов России

Создание сайта IP3

РЕК рекомендует: Музей истории евреев в России

Свой первый день рождения отметил Музей истории евреев в России. Его экспозиция - это рассказ о более чем двухсотлетней истории российского еврейства, цикле метаморфоз и круговороте судеб. В экспонатах - история людей, как преданных своей вере и традиции, так и тех, кто стал частью русской культуры и сформировал особый тип русского еврейства, внесшего заметный вклад в общемировую культуру. Коллекция музея, созданного на спонсорские средства под руководством вице-президента Российского еврейского конгресса Сергея Устинова, насчитывает более 4000 предметов.


Программа высшего образования в Москве американский диплом бакалавра

Ограниченный набор. Всего 12 мест и только для еврейских парней. Обучение проходит по специально разработанной программе, поэтому оно длится всего 3 года. Община централизованно оплачивает обучение, сами студенты за учебу не платят. Есть возможность получать стипендию. Также община имеет свое общежитие и обеспечивает питанием.


Социальные услуги, предоставляемые министерством социального обеспечения Израиля

Каждый гражданин Израиля может обратиться к сотрудникам консультационного центра «ШИЛЬ» с вопросом по любой интересующей его теме и получить квалифицированный ответ. Консультации «ШИЛЬ» включают, в том числе и советы адвоката по семейным делам, адвоката специалиста в трудовых отношениях, адвоката занимающегося защитой прав потребителей, или конфликтами со службой судебных исполнителей.


Высшие Курсы неформального еврейского образования

Международный центр неформального еврейского образования «Меламедия» при Институте изучения иудаизма под руководством раввина А. Штейнзальца проводит конкурсный отбор на Высшие курсы НЕО. Если вы молоды (до 45 лет), интересуетесь еврейской культурой и хотите приобрести современную и востребованную профессию - коуч или медиатор.


Реклама на IJC.Ru

 
Новости
Российского еврейского конгресса
Улыбка Рамона
Урок немецкого
«Без памяти народа у него нет будущего»
РЕК объявляет конкурс художников
10 событий 2012 года
Все новостиЗаявления
Вопрос Президенту РЕК
www.rjc.ru