-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Потомок древних родов

Я горжусь тем, что я еврей, что рождён евреем, что я таковой без моего на то согласия. Как еврей я делаю всё для того, чтобы быть полезным своему народу, чтобы враждебные отношения уходили из нашей жизни. Генри Резник.

Автор: Этот человек и вправду производит впечатление потомка древних родов - слишком уж типичны для стереотипов нашего восприятия аристократизма и внешность, и манера общения… Его имя знакомо, пожалуй, всем, в то же время оно чаще произносится по известным поводам - о самом Резнике мы знаем немного, что очень печально. Ведь перед нами один из виднейших деятелей новой России, чья личность весьма и весьма интересна. С подобными мыслями мы и затеяли встречу с Генри Марковичем, изрядно покопались в архивах и решили познакомить Вас с его персоной.

С подобными мыслями мы и затеяли встречу с Генри Марковичем, изрядно покопались в архивах и решили познакомить Вас с его персоной.

Еврей тот, кто на это согласен.

А: По словам Генри Марковича, евреем он себя осознал именно в 11 лет, но обо всём по порядку… Думаю, прежде необходимо дать некую вводную - краткую биографическую справку.

Резник Генри Маркович.

Родился 11 мая 1938 года в Ленинграде в семье музыкантов. Поступил на учебу в Среднеазиатский университет, окончил свое образование в 1962 году на юридическом факультете Казахского государственного университета; кандидат юридических наук, доцент.

Пять лет проработал следователем Следственного управления МВД Казахской ССР, после чего окончил аспирантуру Всесоюзного института Прокуратуры СССР.

С 1966 по 1982 год работал научным сотрудником Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. В 1982-1985 гг. - заведующий лабораторией Всесоюзного института усовершенствования работников юстиции.

С 1985 года занимается адвокатурой. Директор Института защиты при Международном союзе адвокатов. Член Московской городской коллегии адвокатов.

Защищал в уголовных процессах:
Премьер-министра Узбекистана Н. Худайбердыева; журналистов: В. Поэгли, А. Бабицкого; публициста В. Новодворскую.

Представлял в гражданских процессах:
Президента России Б. Ельцина; видных государственных деятелей: А. Чубайса и Е. Гайдара; предпринимателей: В. Гусинского, Б. Березовского, Г. Лучанского; музыкантов: Н. Петрова, Л. Чижика, Ю. Темерканова.

С 1989 года - член Московской Хельсинкской группы.

С января 1996 года - один из учредителей и член Президиума Российского еврейского конгресса (РЕК).13 мая 1997 года был избран Председателем Президиума Московской городской коллегии адвокатов (МГКА). Вице-президент Международного Союза адвокатов и Федерального Союза адвокатов России.

А: Мой собеседник начал свой рассказ, с доброй улыбкой вспомнив о детстве.

-Где-то в одиннадцать лет во дворе я узнал, что я - еврей. На это я был твёрдо согласен и до определённого возраста вступал в драки. Они, конечно, проходили с переменным успехом - иногда я был бит, но чаще всё же побеждал. Потом у меня просто не было объективной возможности куда-либо спрятаться. Кругом одни евреи! Всё до седьмого колена прослеживается - ни одного шляхтича, мимо прошло и татаро-монгольское иго. Мой отец был из бедной еврейской семьи из местечка Знаменка, что под Кременчугом. У него был удивительно красивый голос, однако случилось так, что из-за определённого дефекта ему так и не удалось закончить вокальный факультет консерватории. Он закончил Московскую консерваторию, директорский факультет. Перед самой блокадой, буквально последним эшелоном нам удалось выбраться из Ленинграда в Саратов, где отца назначили директором местной консерватории. По линии моей мамы, которая была пианисткой, соединились два могучих рода: Шнеерсонов и Рафаловичей. Таким образом, мои предки - известный любавичский рэббе Шнеерсон, с другой стороны - главный раввин кременчугской синагоги Рафалович, записанный в старую еврейскую энциклопедию.

А: Интересно, что до сих пор самые близкие люди называют Генри Резника Гариком. Более того, в их семействе это не единственный случай - дядя Резника Гарик Левин, известный биолог, так же записан в паспорте как Генри.

Сам Генри Маркович по этому поводу лишь улыбнулся:

- Кто его знает? Может кто-то и был знаком с англичанином. Откуда всё это пошло… история семьи умалчивает!

- В одиннадцать лет меня посетила прыгучесть, которая и определила мою судьбу на очень долгое время. Я играл в сборных командах РФ по трём видам спорта: волейбол, баскетбол, прыжки в высоту. Затем команда мастеров в Москве, дальше поехал создавать команду в Узбекистан. Потом нас, несколько человек, пригласили в Казахстан - доучиваться и играть за местную команду. Тогда в республиканском МВД была кадровая чистка, этим занимались два московских начальника. Один из них попутно создавал ансамбль песни и пляски, другой просто обожал волейбол и всех нас, зеленых выпускников, пригласил в МВД Казахстана. Так я, минуя все ступени роста, стал следователем по особо важным делам. Это заняло пять лет. Потом - аспирантура в Москве и 16 лет науки.

Скажу Вам, что быть адвокатом в генах у меня не заложено. Изначально я хотел на журналистику, но бал не добрал. Потом решил - писать всё же буду, так оно и случилось…

Борьба с пустотой.

А: Генри Маркович не стал журналистом, однако состоялся как известный адвокат и правозащитник. Мой следующий вопрос связан с проблемами антисемитизма. Дело в том, что Резник является руководителем направления по антидиффамационной деятельности, осуществляемой Российским еврейским конгрессом. Итак, наша беседа плавно превратилась в некую лекцию по антисемитизму с обязательными практическими занятиями.

- Антисемитизм как фон существует во многих странах. Исторически сложилось так, что евреи - не просто национальность, а некий "ярлык другого". Пусть даже "другого" реально не существует - необходимость отделения наших от ненаших всё равно есть. В России градус антисемитизма был всегда выше. Периодически он повышался, причём повышался практически всегда по инициативе "властей предержащих". Лично я не верю в неспровоцированные погромы, эта карта разыгрывалась как при батюшке Царе, так и при батюшке Иосифе Виссарионовиче. Сегодня же государственного антисемитизма нет. Потому что государственный антисемитизм - это политика, которая выражается в известных вещах: от уничтожения до всяческого ограничения в правах и возможностях. Правда есть антисемитизм идеологический и политический, бытовой я оставлю в стороне. Какие-то стычки, коммунальные квартиры уходят в прошлое, а фразы наподобие: "Ты мерзавец, а к тому же ещё еврей!", это уже проявление исторической составляющей.

Наиболее мощные всплески антисемитизма начались, когда нас посетила свобода. Как социолог скажу, что у нас как раз та свобода, которая должна быть в посттоталитарном обществе, тем более что общество не знало ни гражданских свобод, ни права собственности. Помните первые выступления националистов, таких, как Васильев? Как они всех напугали и всколыхнули! Знаете, ведь свобода бывает не только "за", но и "против". Лично я оцениваю положительно то, что Васильев, с которым я был в нескольких процессах, начал вещать подобные вещи. Просто по своему настрою он не был исключением. Начался поток совершенно отвратительных выступлений, даже от лица таких солидных изданий, как "Наш современник", который играл роль некого интеллектуального флагмана. Тогда не было ни РЕКа, ни Антидиффамационной лиги, но понятно, что многие евреи были оскорблены за нацию и за себя лично.

Первый процесс, в котором я участвовал, - иск академику Костомарову.

Справка:

Костомаров В.Г. - ректор Института русского языка имени А.С.Пушкина, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

- Иск предъявил доцент того же ВУЗа Кирсанов. Подоплёка была такова: Кирсанов пригласил выступить в институт известного националиста Евсеева, однако академик выступление запретил. Никогда не забуду, как истец встал и с гордостью произнёс: «Я очень рад, что нахожусь на своей территории - в Институте РУССКОГО языка!». Правда, суд в иске Кирсанову отказал …

Следом был громкий процесс с журналом «Наш современник», где была опубликована статья заместителя главного редактора Казинцева «Я борюсь с пустотой». В этом материале был нагло оболган Герман Брановер - человек с мировым именем.

Справка:

Брановер Герман - участник еврейского эмиграционного движения в Латвии в 1970-е годы. Физик, профессор (Рига). Является одним из основателей нового научного направления - магнитогидродинамики (МГД) жидких металлов (ЖМ). В 1993 году Брановер стал Почетным Доктором ряда российских научных институтов, в том числе Российской Академии Наук и Санкт-Петербургского Технического Университета. Работает в Израиле. Почетным доктором стал в 1993 году. Написал обращение Президенту США Никсону с просьбой оказать содействие в решении проблемы эмиграции советских евреев на переговорах с советскими лидерами (1972).

- Брановер написал книгу «Возвращение», в которой рассказал о возвращении к Торе, иудаизму. В журнале «Наш современник» появилась совершенно омерзительная цитата из книги, представляющая Брановера просто изувером и «певцом насилия».

Были подняты секретные архивы и…подобной цитаты просто не оказалось. Тем не менее, этот процесс получил огласку на весь мир.

А: Мы нашли текст речи адвоката Резника на судебном заседании по этому делу. Вот лишь небольшая, но весьма показательная выдержка из протокола, впрочем, символичная для многих подобных процессов.

Так что же имело место? Небрежность? Пусть грубая, непростительная для столь опытного профессионала, каким является Казинцев, но все же только небрежность? Неосторожная вина? Или злой умысел? Прочитав статью "Я борюсь с пустотой", я пришел к твердому выводу: несуществующая цитата распространена злонамеренно. Ведал Александр Иванович, что творил, сознавал, практически был уверен, что распространяет ложь, что не писал Герман Брановер этой мерзости. Какая вообще была нужда - использовать непроверенный текст, приводить цитату из нечитанной книги? Стержневая идея статьи "Я борюсь с пустотой" - возложение коллективной вины и ответственности на всю еврейскую нацию не только за беды и преступления, которые принесли России большевики, но и за социальные, межнациональные и межрелигиозные конфликты, сотрясающие очень небольшой, как выяснилось, шарик, названный Землёй. Антисемитское блюдо готовится здесь с набором "интеллектуальных" специй и соусов. С их помощью в первую очередь разъясняется, что такое сионизм. Вовсе это не движение за возвращение евреев на историческую Родину, сионизм - это насилие и кровь, - внушает автор читателю. Коллективная ответственность одного народа перед другим - идея страшная. Особенно чудовищна она в устах христианина. Нравственная вина, нравственная ответственность - категории сугубо личностные, персональные, предполагающие свободный выбор человека, наделенного сознанием и волей. Требовать ответственности одного народа перед другим - значит возбуждать национальную и религиозную рознь, сеять раздор между людьми. Ни нация, ни народ ответственность нести не в состоянии. Виноватыми и ответственными всегда оказываются живые люди. Требуя ответственности еврейской нации, Казинцев не может не отдавать себе отчет в том, что ответственность будут нести конкретные евреи: присутствующие в этом зале и находящиеся за его пределами. Независимо от возраста, мировоззрения, вероисповедания. Независимо от всего. Только потому, что евреи!

А: Генри Маркович, очнувшись от воспоминаний, задал вопрос.

-Почему я вспомнил всё это? На первом этапе были предъявлены иски к антисемитам, и дальше, даже несмотря на то, что погромные листки по-прежнему имеют место, они сыграли свою роль. Не знаю, правда, положительную или отрицательную. Есть такое мнение: высказаться надо давать всем. Понятно, что без призыва к насилию, порочения чести и достоинства. Потому что иначе, если антисемитизм загонять внутрь - пропаганда становится более изощрённой. Соблюдаются правила приличия, гадости упаковываются вполне культурно. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Понимаете, ведь главная задача как раз в том, чтобы из обихода убрать грязный язык. Полагаю, что первые процессы сыграли свою роль. Конечно, существует около двухсот изданий, занимающих антисемитскую позицию. Так вот, крайние ушли в подполье: это незарегистрированные погромные листки. А в легальных изданиях, должен сказать, откровенной брани не осталось. Считаю, что поставленную задачу мы успешно решаем.

А: Генри Маркович заявил, что государственного антисемитизма в России нет. Логичен вопрос - как же расценивать атаку Кремля на еврейский бизнес?

-Проблема есть, а антисемитизма нет! Это совпадение. Безусловно, часть евреев, особенно покинувшие Союз, воспринимают происходящее как возвращение к политике антисемитизма. Я не знаю, быть может подспудно у кого-то из числа чиновников в мозгу и рождается мысль: "Он сукин сын, а ещё и еврей!". Психологически здесь возможно двойное удовлетворение: давим не только оппозиционера, но и еврея, значит мы правы дважды. Но всё это внутри, внешне не проявляется.

Правосудие экономное на справедливость.

А: Продолжая тему атаки на бизнес, я процитировал Генри Марковичу фразу, произнесённую его доверителем - Владимиром Гусинским: "Я готов давать показания в любой точке Земли, только не в России. Здесь не гарантированно соблюдение прав человека". Реакция адвоката не заставила себя долго ждать.

-Это заявление имеет под собой все основания. У нас сейчас сложилась очень тревожная ситуация. Отличительной чертой советского режима был колоссальный разрыв между словом и делом. Ведь 37-ой настал после 36-го, когда была принята сталинская конституция. В ней были прописаны не все, но многие свободы - слова, печати, собраний и др. А что было в действительности? Сегодня мы имеем довольно продвинутое законодательство. Например, права человека в Конституции прописаны по самым высоким международным стандартам - более того, кое-где мы даже бежим впереди паровоза по сравнению с некоторыми европейскими странами. Конституция - это акт высшей юридической силы и прямого действия, однако, насколько велик разрыв между словом и делом. Ну что сказать, когда человека по вздорному обвинению можно просто взять и бросить в Бутырку, что произошло с Гусинским!

 

А: И всё же, интересны подробности прецедента ареста Гусинского и, тем более, что его ожидает при явке на допрос, назначенный Генеральной прокуратурой на 13.11.00. Резник охотно прокомментировал события, развернувшиеся вокруг своего доверителя.

- Если Гусинский явится на допрос, к нему будет применена мера пресечения - вероятнее всего он окажется либо в Бутырке, либо в Лефортово. Он вновь станет заложником. Почему заложником? Да потому, что в прошлый раз власть просто "вляпалась"! Любой, даже самый ангажированный суд тогда был обречён на то, чтобы выпустить Гусинского. Тогда действовала амнистия, а Владимир Александрович - орденоносец. Его ни на секунду, ни на минуту нельзя было задерживать, так как амнистия устраняла всякое применение наказания. Когда это стало окончательно понятно, Гусинского выпустили под подписку о невыезде. Подписка о невыезде - это ограничение свободы передвижения, однако существует оговорка: человек может покидать место постоянного жительства по разрешению следователя. Гусинского, несмотря на все просьбы, не отпускали в течение полутора месяцев, фактически не мотивируя отказ. Всё, что сейчас происходит, можно обозначить одной фразой: свобода в обмен на бизнес. Это ли не нарушение прав человека?

 

А: Генри Маркович оказался прав. Уже после нашей встречи слова адвоката получили многократное продолжение в десятках информационных лент. Вот лишь краткая констатация событий 13 ноября.

Генеральная прокуратура России избрала в отношении главы холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского меру пресечения - заключение под стражу. Он объявлен в федеральный розыск. Следователь Валерий Николаев вынес постановление о привлечении В.Гусинского в качестве обвиняемого. Ему инкриминируется пункт "Б" ч.3 статьи 159 УК РФ ("мошенничество, совершенное в крупном размере"). По словам Резника, Гусинский уполномочил адвокатов передать свое заявление следствию о том, что он "не собирался являться по вызову прокуратуры для предъявления обвинения, поскольку считает, что преследуется по политическим мотивам". По мнению адвоката, не было никакой надобности в вызове на допрос Гусинского, чтобы объяснять кредитно-финансовые отношения с "Газпромом". Резник выразил уверенность, что это был "лишь предлог, чтобы вновь подвергнуть Гусинского аресту". В этой связи в переданном заявлении Гусинский заявил, что не намерен "становиться жертвой произвола и причинять страдания своим близким".

А: Чувствовалось, что Резника очень интересовала и, в то же время, волновала затронутая тема.

Вы понимаете, у нас до сих пор не введены нормы Конституции, которые предусматривают арест только по решению суда, хотя в Конституции это записано. Правда, в её втором разделе сказано, что эта норма вступает в действие только с принятием нового уголовно-процессуального кодекса. Новый кодекс не принимается вот уже семь лет, и вряд ли будет принят в ближайшее время, причём тормозится этот процесс исполнительной властью, силовыми ведомствами, прокуратурой. Отсюда вывод - аресты в нашей стране сейчас происходят фактически в нарушение Европейской конвенции и Пакта о гражданских и политических правах. И ещё… Пока у нас нет независимого суда. Мы имеем правосудие очень экономное на справедливости. На сегодня в России процент оправданных составляет 0,4%, тогда как в странах с продвинутым законодательством - 20-30%. Что же, прав был Гусинский, когда говорил, что у него практически нет шансов на справедливость.

Самоопределение возможно, когда есть выбор.

А: Мы общались с Резником уже больше часа. Накануне Генри Маркович познакомился с документами по созданию INTERJEWISH CLUB, и мой последний вопрос касался его отношения к идее проекта. Впрочем, ответ получился куда шире - мой собеседник был очень искренен, его слова звучали как некое откровение…

- Ещё в самом начале нашей беседы мы выяснили, цитируя Нагибина, что еврей - тот, кто на это согласен. И всё-таки, еврей - это надолго! Учитывая тот факт, что мы есть, но мы рассеяны, очень многие евреи не имели возможности определиться. Самоопределение возможно, когда есть выбор: можно стать ассимилянтом, вернуться к истокам, к Торе. Должен быть выбор, и мне думается, что создание такого проекта может и должно расширить возможности для самоопределения. Подумайте, ведь мы уникальный народ, которому не существует примеров в истории. Нас расселяли, уничтожали, но мы живём более пяти тысячелетий. Я не верю в предопределённость, но так случилось, что именно евреи оказались неким цивилизаторским мотором. Ведь что сейчас происходит? Борьба современной цивилизации и традиционного прошлого!


Так случилось, что евреи в силу своей истории, в силу установок, которые были выработаны тысячелетиями, оказались в первых рядах поборников нынешних ценностей. Культурно и исторически еврейство первым осознало некое единение - то, что мы называем Богом. Мы первыми осознали необходимость жить по этим законам, и меня согревает мысль, что по ним соглашается жить всё большее число людей в обществе. Сам того не осознавая, человек становится в каком-то смысле евреем. Но в реальности "еврей" - это не просто религиозное и национальное обозначение, это обозначение "другого". Да, я потомок древних родов. Я бы стал, наверное, ассимилянтом, но с самого начала жизни я знал, что я еврей, и принял это. И если я "другой", если существует такая ситуация, когда "инаковость" может быть использована враждебно по отношению ко мне - безусловно, я должен осознавать себя частицей своего народа. Когда я знакомлюсь с нашей историей, с тем, что мы подарили миру, с тем абсолютно непропорциональным количеством людей, которые считаются лучшими представителями рода человеческого, я испытываю гордость, что я еврей!

Материал подготовил: Р. Владыкин.



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100