|
21.07.2003
Еще в 13 веке монголы зачищали территории до последнего человека, уничтожая террористов-ассасинов и их родственников. В 45-54 гг прошлого века в СССР действовали аналогично.
Яременко Валерий Александрович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, уже много лет занимается изучением проблем арабо-мусульманского мира. Около четырех лет работал на Ближнем Востоке, великолепно ориентируется в общественно-политической ситуации в регионе. С середины 1990-х годов в круг его научных изысканий прочно вошла проблема исламских камикадзе.
- Почему именно с середины 90-х годов? - задаю вопрос полковнику в отставке.
- Это произошло в пятницу ноября 1994 года в 14.30. Двадцатилетний палестинец Ишам Хамад обвязал вокруг тела 10 кг тринитротолуола, подъехал на велосипеде к израильскому блок-посту в самом центре сектора Газа и привел в действие "адскую машину". Все израильские военнослужащие погибли, сам же исполнитель был разорван на тысячи клочков. По сути, этот инцидент стал первым актом самопожертвования в безумной истории Ближнего Востока. Помнится, как в тот день негодовал израильский премьер Ицхак Рабин. Как этот "дикий зверь" и "варвар" мог появиться в Палестине!Самоубийца в исламе - это нонсенс! Он предал не только мусульман, но и религию в целом!
Но очень скоро число таких "варваров" стало множиться. В течение последующих шести месяцев прогремело еще шесть подобных взрывов. При этом, к примеру, 9 апреля 1995 года погибло 60 израильтян и более 200 человек получили ранения. Самым "модным" лозунгом на палестинских территориях стал клич: "Мы выложим дороги в рай черепами евреев". И, как говорится, пошло и поехало.
- За десять лет многое изменилось. Но почему до сих пор такой "популярностью" пользуются смертники-шахиды, почему сфера их деятельности вышла за пределы Палестины?
- Их популярность (без кавычек) действительно велика, особенно в традиционных мусульманских обществах, где степень религиозности определяется формулой: "Умереть, чтобы жить". Если же это общество в силу каких-либо причин оказывается в состоянии "оккупированного, слабого и побежденного", то человек, сознательно отдавший свою жизнь в борьбе с "неверным и поработителем", считается "славным мучеником", "героем ислама". Его захватывающей смерти многие завидуют, твердо веря в то, что именно такая смерть вознесла мученика выше, чем в переполненный Пантеон смелых моджахедов - в святая святых, "по правую руку от Аллаха". Здесь же, в раю, у него будет 72 жены-девственницы, и сюда же он сможет пригласить после смерти 10 ближайших родственников. Вот такой "ареал" действительно бытует в мусульманских массах. Отсюда - родители шахида становятся уважаемыми и знаменитыми людьми, в его честь выпускаются брелки, плакаты и почтовые открытки, его портреты становятся своеобразными талисманами для многих молодых людей. "Подвиг" тиражируется народной молвой (да и средствами массовой информации) за тысячи километров от места его совершения.
- В основном, нынешние камикадзе - это люди исповедующие ислам. Случайно ли это?
- Отнюдь. К примеру, многие палестинцы мне прямо говорили, что, дескать, мы не умеем воевать, но умеем умирать. Задаю встречный вопрос: "Как же, ведь ислам запрещает самоубийство?". Как правило, следовали длинные монологи, суть которых в том, что действия камикадзе не являются самоубийством. Это - акция джихада. Коран рекомендует джихад в борьбе против врага. Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Бога, а не человека. Именно Бог выбирает героя, который принесет себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться. Бойцы ислама любят смерть больше, чем израильские солдаты любят жизнь. Умереть за Аллаха - это самое высокое желание правоверного мусульманина.
Спрашиваю однажды семилетнего палестинского мальчика: "Что ты будешь делать, когда вырастешь?" "Стану мучеником", - следует ответ. Создается впечатление, что культ смерти становится неотъемлемой частью процесса самоуважения и самовыражения. Отец упомянутого мною Ишама не без гордости рассказывал, что теперь "его малыш счастлив там, в раю для верующих. Я бесконечно горжусь им. И, если бы мои сыновья были достойны этого, я бы их всех отдал Аллаху. Посмотрите на нас! Мы уже умерли. Мы начинаем жить лишь тогда, когда собирают наши искромсанные тела на улицах Иерусалима или Тель-Авива…"
- Имеются ли в истории примеры смертников, аналогичных нынешним?
- На пустом месте ничего не бывает. Первые исламские смертники появились в конце 11-го века на территории современного Ирана. Это так называемые хашишины (в переводе с арабского - "употребляющие травку - наркоманы"), своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов, созданная для борьбы против династии Сельджуков и богатых горожан. Во главе организации стоял шейх. Старец Горы. В его распоряжении имелись фанатичные послушники - фидаи (буквально - жертвующие собой), которые беспрекословно выполняли все его приказания вплоть до убийств. Позже они появились в Сирии и Ливане.
В течение почти 200 лет хашишины (в Европе их стали называть ассасинами) наводили страх и ужас на огромных пространствах мусульманского мира. Они покоряли и уничтожали города, их страшились не только местные владыки, но и их войска. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане окончательно их добил египетский султан Бейбарс в 1272 году. При этом ассасинское движение, как говорится, "выкорчевывалось с корнем" - поголовно уничтожались все родственники, друзья и близкие каждого обнаруженного (живым или мертвым) асасина.
- И что, такой жестокий метод был единственным?
- И сами по себе жестокие монголы, и менее жестокие египтяне предпочитали воевать в открытую на поле боя. Там они побеждали. Но в тылу терпели одно поражение за другим. Теряли военачальников и даже целые гарнизоны. Часто вынуждены были покидать города и крепости под натиском "одурманенного врага". Лишь прибегнув к смертельным "зачисткам" удалось покончить с асcасинским сопротивлением.
- Может этот метод приемлем и сегодня?
-Это предмет особого разговора.
Полковник явно лукавит. Он знает ответ. И его знает история. В том числе отечественная. На Западной Украине и в Прибалтике только беспощадными методами встречного террора удалось подавить сопротивление террористов из националистических формирований. Выселялись на Колыму не только родственники террористов-ОУНовцев и "лесных братьев". Целые деревни! И это там, где отсутствовали традиции клановой поруки.
В Чечне - кланы, тейпы. Члены клана всегда пользуются поддержкой и защитой родственников - в Чечне ли, в Москве ли. Так что ответ на вопрос очевиден...
Источник: presscenter.ru
|